В течение последних нескольких лет тема этики остаётся одной из главных на любой профессиональной конференции в области бизнес-коммуникаций. Отличаются ли зарубежные практики от российских и чему мы можем научиться друг у друга? Что мешает российским специалистам следовать мировым тенденциям, и насколько безупречны эти тенденции? Какие требования рынка и механизмы регулирования способны изменить сложившиеся традиции в сфере связей с общественностью? На эти вопросы каждый специалист отвечает сам в силу своего опыта, знаний, моральных установок и бизнес-задач. Но для того, чтобы принимать более взвешенные решения и быть эффективным и конкурентоспособным управленцем, профессионал-коммуникатор должен учитывать все точки зрения. 12 ноября 2009 года в Москве Международная ассоциация бизнес-коммуникаторов (IABC) совместно с информационным агентством РИА «Новости» провели круглый стол «Белый PR vs чёрный PR: этический кодекс или закон джунглей». Впервые за одним круглым столом для обсуждения этических проблем в PR встретились представители «белого» и «чёрного» PR-сообщества. Цивилизованный подход к связям с общественностью представляли Инна Алексеева, директор агентства «PR Partner»; Том Блэквелл, генеральный директор «The PBN Company» в Москве; Елена Башкирова, генеральный директор, «Башкирова и партнёры»; Филипп Гуров, управляющий партнёр агентства «Гуров и Партнёры», и Леонид Соловьёв, управляющий директор агентства «FD», глава представительства в России и странах СНГ. На стороне «тёмных сил» выступили Андреев Владимир Александрович, к.э.н.; Бобков Алексей, независимый эксперт; Кирьянов Артем, член-корреспондент РАЕН, к.ю.н. Модератором выступил Андрей Лапшов, президент российского отделения Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC) и коммуникационной группы «Insiders». Начало обсуждению положил Сергей Никулин, управляющий партнёр аналитического агентства «G808», представлявший экспертную позицию. По его мнению, распространение таких практик, как информационные войны, напрямую зависит от отраслевого регулирования. Мониторинг СМИ показывает, что за последние три месяца фраза «защита чести и достоинства» стала упоминаться в медиа в два раза чаще. Участники развернувшейся далее дискуссии в целом подтвердили мнение Сергея Никулина о том, что более цивилизованный PR существует там, где бизнес в целом более последовательно регулируется законодательством. Владимир Андреев поделился своим знанием нелегальных схем организации PR-акций, сообщив, что заказчик одной из упомянутых им кампаний находится «в местах не столь отдалённых», а исполнитель в розыске. Позицию «этичной» стороны выразила Инна Алексеева, высказав мнение, что следование этике в вопросах ведения бизнеса в сфере связей с общественностью является вопросом управленческой компетенции. Её во многом поддержал Филипп Гуров, заявив, что PR в настоящее время стал рутинной, технологичной деятельностью, успешность которого зависит от понимания бизнес-задач клиента и умения их реализовать. «Если информация интересна для читателей, то редакция возьмёт её без оплаты, а если пытаться разместить некачественный материал за деньги, то он всё равно не будет работать», — отметил он. Рассказывая о возможных способах взаимодействия PR-специалистов на западные СМИ, Том Блэквелл, руководитель московского офиса PBN, подтвердил, что среди них существуют и не вполне легальные, но они более тонкие и значительно более дорогие, при этом эти методы не гарантируют результат. «Мы можем катать журналиста на яхте, на самолёте и при этом надеяться, что, может быть, его мнение чуть-чуть изменится в нужную нам сторону». В итоге эксперты пришли к общему мнению о том, что те методы, которые применяют PR-специалисты, зависят от уровня развития бизнес-среды и законодательства. Также не последнюю роль играют внутренние моральные установки самих участников рынка. Рынок развивается, становится более цивилизованным и, как отмечают эксперты, PR становится более профессиональным. Справка: Международная Ассоциация бизнес-коммуникаций (IABC) — крупнейшая в мире международная профессиональная организация, объединяющая более 14 тысяч специалистов в сфере коммуникаций и связей с общественностью. Штаб-квартира организации расположена Сан-Франциско, США. IABC имеет отделения во многих странах мира, в том числе в Европе: Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии и других странах. Входит в состав Совета ассоциаций медийной индустрии. Российское отделение IABC образовано в 2001 году. |
|