То, что сегодня происходит в мире вызывает вопрос: это свидетельство прогресса или регресса современной цивилизации? Самым драматичным является то, что с каждым днём становится все тяжелее различать добро и зло, истину и неистину, красоту и некрасоту, справедливость и несправедливость, героизм и преступление, хороших людей и плохих, предпринимательство и псевдопредпринимательство, свободу и своеволие, действительность и иллюзии, порядок и анархию, право и неправо, демократию и псевдодемократию, нравственность и аморальность, и так далее. Однополые браки приравниваются к бракам между мужчинами и женщинами, политическое мошенничество цинично называют невинной «политической технологией», эксплуатацией биологических свойств (инстинктов) человека в литературе, музыке и на телевидении заменяют настоящее искусство и тому подобное. И всё это в современных обществах маскируется под видом прогресса. Своеволие и иллюзии поражают всё больше людей и проявляются во всех областях человеческой жизни в виде аморальности, преступности, экстремизма, мистицизма, волюнтаризма, утопизма, обскурантизма и тому подобное. Людям становится все тяжелее понимать друг друга. Злоупотребление, то есть употребление для творения зла средств, которые существуют для творения добра, становится нормой жизни. Люди плохие живут в лучшем благосостоянии, чем люди хорошие. Представляется, что всё это и многое другое, подобное этому, является признаками не социального прогресса, а социального регресса. Человечество должно набраться смелости признать это, потому что лишь тогда оно обратится к Новейшему Просветительству, которое выведет его на путь социального прогресса, как это было, в частности, в ХVII — XVIII веках. Какой же должна быть идея Новейшего Просветительства, чтобы она способна была остановить социальный регресс и положить начало социальному прогрессу? Этой идеей должна быть идея, которая является результатом развития идеи Просветительства XVII — XVIII веков, то есть её наследницей. Просветительство XVII — XVIII веков вывело цивилизацию из тогдашнего кризиса, вызванного распространением среди людей своеволия и иллюзий, с помощью идеи подчинения воли и сознания людей законам Матери-Природы, действие которых распространяется не только на физические и биологические, но и на социальные явления. На этой идее учреждалась концепция естественного (природного) права, из которой выводились права человека, положенные тогда в основу социального прогресса, в частности, прогресса европейской цивилизации. Таким образом, идея естественности (природности) социальной жизни людей вылечила человечество от «комплекса» своеволия и иллюзий, благодаря чему был преодолён кризис, который возник через отклонение социальной жизни людей от законов природы, которым оно должно было бы подчиняться. Из этого следует, по нашему мнению, что результатом развития идеологии Просветительства XVII — XVIII веков является социальный натурализм, который и должен стать идеологией Новейшего Просветительства. Социальный натурализм — это мировоззрение, которое выводится из идеи природной целостности мира, согласно которой всё, что существует в мире должно существовать по законам Матери-Природы. (Концепция социального натурализма более подробно изложена в книге: Костенко А. Н. Культура и закон — у противодействии злу. — Киев: Аттика, 2008. — 352 с. (на украинском языке)). Исходя из названной идеи, воля и сознание людей — это лишь развитые у человека средства, предназначенные для приспособления его к законам Матери-Природы, а не то, что делает человека независимым от данных законов. Лишь с помощью воли и сознания люди могут жить в согласии с законами Матери-Природы. В этом заключается свобода воли людей и истинность их сознания. Если воля и сознание не выполняют своего назначения, то они превращаются в своеволие и иллюзии, которые ставятся на место законов Матери-Природы, то есть становятся противоприродными. Они и являются источником всякой извращённости в жизни людей, которая и называется злом, в том числе и социальным злом. Это проявляется в виде разнообразных симптомов социального регресса. Поэтому для противодействия всякому злу нужно добиваться того, чтобы «комплекс» своеволия и иллюзий не образовывался у людей и не подменял собой волю и сознание, которые находятся в нормальном состоянии, то есть в состоянии подчинения законам Матери-Природы. В этом — основа социального прогресса. Источником таких атрибутов социального прогресса как Добро, Истина, Красота, Справедливость есть не сами по себе воля и сознание людей, а Мать-Природа, давая законы для воли и сознания людей. Исходя из постулата упорядоченности мира, очевидно должен существовать какой-то «основной вопрос социального мировоззрения», от решения которого зависит решение всех других вопросов человеческой жизни. Представляется, что этот «основной вопрос социального мировоззрения» можно сформулировать так: «Социальные явления — это творение Природы или Людей?», или иными словами: «Является ли социальное природным?» Конь новой породы, выведенный арабами, картина «Джоконда», написанная Леонардо да Винчи, автомобиль, созданный Генри Фордом, компьютерная программа, разработанная специалистами компании «Майкрософт» — это творения Природы или Людей? Ответ на этот вопрос можно дать с помощью социального натурализма, согласно которому всё, что, так сказать, «создано» волей и сознанием Людей, — это результат превращения Людьми в соответствии с данными Природой законами материалов, созданных Природой. Следовательно, в действительности творцом является Природа, а человек — лишь преобразователь того, что создано Природой. Поэтому все атрибуты социальной жизни являются такими природными вещами, которые прошли через превращение людьми. Социальный натурализм — это мировоззрение, согласно которому социальные явления должны рассматриваться как такие, которые порождаются Матерью-Природой и существуют так же за её законами, как и физические и биологические. Для всего сущего Природа является Матерью и Высшим Законодателем. Поэтому, в частности, дуалистическая формула «природа и общество» является чрезвычайно вредной ошибкой, потому что выводит «общество» за пределы «природы» и таким образом отрицает, что «общество» — это тоже «природа», но иная «природа», отличная от физической и биологической природ. Оно является высшей формой развития «природы», которая наслаивается на физическую и биологическую «природы». «Общество» отличается от физической и биологической «природы» не тем, что оно не является «природой», а тем, что это высшая форма «природы», которая возникает в результате развития физической и биологической форм «природы» и при этом находится в генетической связи с последними. Социальный натурализм даёт возможность увидеть, что существует, образно говоря, не две «природы» — физическая и биологическая, а три «природы» — физическая, биологическая и социальная. И эта «третья природа» (то есть, социальная) не опускается к первым двух, а, наоборот, поднимается над ними как высшая по отношению к ним и существует по своим, свойственным лишь для неё природными законам. Образовывая иерархическое наслоение «физическая природа — биологическая природа — социальная природа», эти три «природы» генетически связанны между собой, потому что биологическая порождается развитием физической, а социальная — развитием биологической. Следовательно, в соответствии с социальным натурализмом социальные явления не являются внеприродними, но признание их природными не означает, что они этим самым опускаются к физической или биологической природе. Поэтому социальный натурализм не есть «физикализацией» или «биологизацией» социальных явлений, как это может показаться на первый взгляд. Согласно социальному натурализму в результате последующего развития «третьей природы» должна спустя некоторое время возникнуть следующая «четвёртая природа». На основе современного человека возникнет новое существо — «постчеловек», который образует новое сообщество — «постсоциум». Они будут отличаться от современного человека и современного социума так же, как сегодня человек и социум отличаются от прачеловека и прасоциума. Человечество придёт к этому лишь если будет развиваться за законами Матери-Природы. Но уже сегодня это нужно прогнозировать с помощью социальной футурологии, основанной на социальном натурализме, чтобы не сбиться с пути гуманитарного и социального прогресса. Социальный натурализм является мировоззрением будущего, которое может остановить социальный регресс, устраняя его корень — «комплекс» своеволия и иллюзий, который поражает сегодня людей. Он — единственная идеология, способная противодействовать «комплексу» своеволия и иллюзий, — источнику всякого зла в мире. Став идеологией Новейшего Просветительства, он может способствовать радикальному «лечению» социальной патологии, симптомы которой приведены выше. Исходя из изложенного, нужно заметить следующее. Термин «натурализм» вследствие драматической борьбы идей был извращен — ему был придан антисоциальный смысл. В соответствии с этим извращённым смыслом «натурализм» сводился к физикализации или биологизации социальных явлений. Это проялялось, в частности в виде дихотомии «природа и общество», исодящей из противопоставления природы и общества, как некоего внеприродного феномена. Концепция социального натурализма возвращает термину «натурализм» его истинный смысл и не только освобождает его от антисоциального смысла, но дополняет его социальным смыслом. В таком виде понятие «натурализма» открывает новые возможности для познания законов, по которым существуют социальные явления. В этом суть концепции социального натурализма. С помощью идеологии социального натурализма можно противодействовать имеющимся сегодня проявлениям своеволия и иллюзий во всех областях социальной жизни, в частности, в политике, экономике, праве, морали и тому подобное. Значение социального натурализма заключается в том, что он даёт критерий для различения прогресса и регресса, а также вооружает людей инструментарием, пригодным для обеспечения социального прогресса. Согласно ему, если социальное явление есть природным, то есть согласовывается с законами социальной природы, то оно является прогрессивным. Следовательно, люди должны познавать законы социальной природы и приводить в соответствие с ними свою социальную практику, если хотят жить в условиях прогресса, а не регресса. Поэтому социальный натурализм должен стать идеологией мирового сообщества XXI века, которое, исходя из отмеченных выше симптомов глобального кризиса, нуждается в таком критерии и таком инструментарии. Основанная на основе социального натурализма идеология может способствовать решению политических, экономических, правовых, моральных проблем современного общества. В частности, в соответствии с идеологией, основанной на социальном натурализме, «основной вопрос политики» можно сформулировать следующим образом: «Политические явления — это творение Природы или Людей?» Согласно социальному натурализму, на этот вопрос следует отвечать так: «Политические явления — результат волевой и сознательной деятельности людей, которые, руководствуясь законами, данными Природой, превращают по этим законам политический материал, созданный Природой». Политическая жизнь — это творение воли и сознания Людей, которые руководствуются или не руководствуются законами Природы. Если руководствуются, то политическая жизнь является прогрессивной, то есть нормальной. В противном случае политическая жизнь есть проявлением политического волюнтаризма и политического обскурантизма, то есть симптомов извращённости и регресса, которые характеризуют, в частности, состояние политической жизни. Это и есть причиной глобальных кризисов в современном мире. Для политической жизни в современном глобальном мире свойственно то, что политические институты не овладели прогрессивной идеологией, как такой, которая согласовывается с природными законами существования общества. Поэтому они не имеют иммунитета против противоприродной идеологии, и поражаются ей, даже не подозревая об этом. Помочь здесь можно с помощью социального натурализма. Кроме того, следует отметить, что сегодня очень распространены искажённые представления что такое «либерализм», «демократизм», «национализм», «консерватизм», «социализм» и тому подобное. Исправить это можно с помощью социального натурализма, который предоставляет для этого критерий «природности — противоприродности». Политический прогресс в современном мире должны обеспечивать новые политические институты, которые с помощью социального натурализма утвердятся в прогрессивной («природной») идеологии в противовес регрессивной («противоестественной») идеологии. И эти прогрессивные партии будут конкурировать между собой за лучшее воплощение основанной на социальном натурализме идеологии в жизнь общества, приводя таким образом эту жизнь к согласию с законами социальной природы. Социальный натурализм может способствовать также определению так называемой цивилизационной идеи. Цивилизационная идея — это идея, которая должна войти в сознание людей, образующих цивилизацию, чтобы направлять их на путь прогресса. Согласно идеологии социального натурализма цивилизационная идея заключается в создании у людей представления о природных законах их жизни в обществе: оно (то есть представление) и должно стать основой формирования их социальной культуры, как меры согласованности их воли и сознания с законами Матери-Природы. Эта социальная культура людей и будет определять прогресс общества. Формулу цивилизационной идеи можно изложить так: «Какая культура людей — такая и их жизнь!», или так: «Культура людей определяет их жизнь!» Исходя из этого, современную цивилизационную идею можно сформулировать следующим образом: «Социальная культура людей — основа новой цивилизации», или так: «Социальный порядок, основанный на социальной культуре людей, — основа благополучия народов». Культ Матери-Природы, воплощённый в социальной культуре человека, — вот что должно стать глобальной просветительской идеей, потому что лишь согласованность жизни людей с законами Матери-Природы делает эту жизнь естественной, и потому — счастливой. Разве не к этому призывали творцы идеологии Просветительства XVII — XVIII в.в? С помощью социального натурализма следует также решать «основной вопрос языкознания», который можно сформулировать так: «Язык — это творение Природы или Людей?» В чём заключается человеческое и природное начало в языке? Каждый народ имеет свою природу, творением которой и является его язык. Люди своей волей и сознанием лишь обрабатывают это творение, руководствуясь при этом законами, даными Матерью-Природой для существования языка. Своевольное лишение какого-либо народа его родного языка является противоестественным, — оно тянет за собой изменение социальной природы этого народа. Глобализация мира влечёт необходимость так называемого «глобального» языка, но это вовсе не означает прекращения существования родных языков, вытворенных разной природой разных народов, которые принимают участие в глобализации. Таким же способом, очевидно, должен решаться и вопрос о критерии настоящего и ненастоящего искусства. «Основной вопрос искусства» можно сформулировать следующим образом: «Образы в искусстве — это творения Природы или Людей?» Согласно социальному натурализму художественные образы — это творения Природы. Люди, которые являются художниками, лишь должны брать даный им Природой материал и обрабатывать его в соответствии с природными законами, свойственными этому материалу. Настоящим является лишь тот художественный образ, который является природным, а не творением своеволия и иллюзий художника. Природный материал, обработанный художником в соответствии со свойственными для него природными законами, и является настоящим искусством. Этому критерию природности отвечают образы, созданные, например, Леонардо да Винчи, В.Шекспиром, Тарасом Шевченко, П.И.Чайковским, Ф.М.Достоевским и другими гениальными художниками, а также народным творчеством. Следовательно, природность и является критерием настоящего искусства, а противоприродность — ненастоящего. Одним из социальных средств преодоления противоприродности, которая проявляется в виде своеволия и иллюзий людей, есть религия. Согласно социальному натурализму любая религия возникает в обществе для того, чтобы с помощью религиозных символов согласовывать волю и сознание людей с законами Матери-Природы. Социальный натурализм, основанный на идее природной целостности мира, позволяет сформулировать так называемую натуралистическую концепцию глобализации. В соответствии с идеологией социального натурализма глобализация — это такое развитие человечества, которое состоит в сближении людей между собой путём приближения их к «общему знаменателю» — законам Матери-Природы. Другими словами, глобализация — это естественный процесс развития человечества, происходящий по формуле «Вперед — к Природе!». Никаким другим путём глобализация не возможна, кроме как на основе согласования воли и сознания людей с законами Матери-Природы, которая является Всеобщим Высшим Законодателем для всего сущего на все времена. Таким образом, социальный натурализм может стать инструментом преодоления противоприродности в мировоззрении, политике, экономике, праве, морали, религии, науке, искусстве и т.п, являющейся корнем всяких социальных патологий (регресса, кризисов, конфликтов, преступности и других подобных патологических явлений). Александр Костенко. |
|