ВВЕДЕНИЕ То, что сегодня происходит в мире вызывает вопрос: это свидетельство прогресса или регресса современной цивилизации? Самым драматичным является то, что с каждым днём становится все тяжелее различать добро и зло, истину и неистину, красоту и некрасоту, справедливость и несправедливость, героизм и преступление, хороших людей и плохих, предпринимательство и псевдопредпринимательство, свободу и своеволие, действительность и иллюзии, порядок и анархию, право, и неправо, демократию и псевдодемократию, нравственность и аморальность, и так далее Однополые браки приравниваются к бракам между мужчинами и женщинами, политическое мошенничество цинично называют невинной «политической технологией», эксплуатацией биологических свойств (инстинктов) человека в литературе, музыке и на телевидении заменяют настоящее искусство, мистикой пытаются «исправить» реальность и тому подобное. И всё это в современных обществах маскируется под видом прогресса.
Своеволие и иллюзии будут поражать всё более людей, проявляясь во всех областях человеческой жизни в виде аморальности, преступности, экстремизма, мистицизма, волюнтаризма, утопизма, обскурантизму и тому подобное. Людям становится все тяжелее понимать друг друга. Злоупотребление, то есть употребление для творения зла средств, которые существуют для творения добра, становится нормой жизни. Люди плохие живут в лучшем благосостоянии, чем люди хорошие. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что всё это симптомы кризиса социального порядка, при котором люди не могут жить счастливо… Представляется, что всё это и многое другое, подобное этому, является признаками не социального прогресса, а социального регресса. Человечество должно набраться смелости признать это, потому что лишь тогда оно обратится к Новейшему Просветительству, которое выведет его на путь социального прогресса, как это было, в частности, в ХVII — XVIII веках. Именно благодаря Новейшему Просветительству, которое будет пропагандировать прогрессивные социальные идеи, добытые наукой, должен сформироваться новый социальный порядок, способный стать основой для новой жизни людей. Для формирования нового социального порядка в обществе нужна новая социальная наука, которая освещала бы путь к прогрессу. Поэтому здесь для дискуссии предложена следующая гипотеза: современная социальная наука может стать пригодной для обеспечения социального прогресса, если будет реформирована в природную (естественную) науку с помощью «принципа природности социального», который выводится из идеи природной целостности мира. Следующие тезисы могут служить поиску подтверждения этой гипотезы: Тезис 1. Сегодня есть достаточно симптомов, которые указывают на кризис социального порядка в мире Тезис 2. Социальное своеволие и социальные иллюзии, которые заключаются в игнорировании природных законов общественной жизни людей порождают любой социальный кризис Причиной всякого социального кризиса является поражённость людей социальным своеволием и социальными иллюзиями, что в частности проявляется в виде игнорирования природных законов социальной жизни людей, в том числе в игнорировании законов естественного (природного) права. Именно это порождает социальные кризисы. Юридическое своеволие и юридические иллюзии (разновидность социального своеволия и социальных иллюзий), которые заключаются в признании источником права исключительно воли и сознания людей, становятся доминирующими в общественной жизни тогда, когда эта жизнь не согласовывается с законами социальной природы, в частности при тоталитаризме или при криминализме, который приходит на смену тоталитаризму на пути к демократизму. Правовое своеволие и правовые иллюзии — симптом социального регресса, а натуралистическая социальная наука — средство устранения этой патологии. Тезис 3. Для преодоления кризиса социального порядка и выхода на путь социального прогресса нужна новая социальная теория Тезис 4. Новая социальная доктрина может быть продуктивной, если будет основываться на принципе природности социального (принципе социального натурализма), что является результатом развития идей Просветительства Выход из кризиса социальной жизни людей должен осуществляться путём основания этой жизни на доктрине, которая устраняла бы социальное своеволие и социальные иллюзии. Такая доктрина может быть разработана на основе теории социального натурализма, которая является результатом развития, в частности, идей стоиков, идеологов эпохи Просветительства, Эмиля Дюркгейма, Ф. Хайека и других мыслителей. Для преодоления кризиса юриспруденции, которая является «концентрированным выражением» социальных наук, актуальным есть также обращение к идеям юристов-натуралистов прошлого: Цицерона, Гуго Гроция, Пуффендорфа, Локка, Радбруха и других. Теория социального натурализма основывается на принципе природности социального, который заключается в интерпретации социальных феноменов как таких, которые должны существовать по природным законами (законам социальной природы), действующим через волю и сознание людей. Тезис 5. Для создания продуктивной доктрины социальной науки следует, исходя из идеи природной целостности мира, решить проблему № 1 современной цивилизации, которая формулируется так: «Является ли социальное природным?» Проблему № 1 современной цивилизации, от решения которой зависит решение всех других проблем, можно сформулировать следующим образом: «Является ли социальное природным? Или, иначе говоря, в чём заключается социальная роль человеческой воли и сознания в мире, существующем по законам Матери-Природы?» Исходя из идеи природной целостности мира, а также из идеи В.И.Вернадского о «планетарном значении разума», предлагается следующее решение этой проблемы: «Социальные феномены являются не менее природными, чем физические и биологические, а социальная роль человеческой воли и сознания заключается в том, чтобы приспосабливать человеческую жизнь к законам Матери-Природы!» Это — основание для теории социального натурализма. Социальный натурализм не ведёт к редукционизму, то есть не означает физикализацию или биологизацию социальных феноменов, потому что социальная природа не сводится при этом к физической или биологической природе. Социальная природа признается как третья (рядом с двумя другими — физической и биологической), самостоятельная форма природы, генетически связанная с физической и биологической природами, но такая что существует по своим, свойственным лишь ей законами природы. Теория социального натурализма заключается в признании социального природным в соответствии с идеей природной целостности мира, которая означает, что ничего в мире не может существовать вне законов Матери-Природы, в том числе и социальные явления, которые порождаются волей и сознанием людей. Любое другое представление следует квалифицировать как волюнтаризм и утопизм, то есть таким, что оно признает источником законов для социальных феноменов волю и сознание людей, которые могут находиться в состоянии своеволия и иллюзий. Всякое социальное зло — это проявление комплекса своеволия и иллюзий, который поражает людей в результате несогласованности их воли и сознания с природными законами, свойственными социальной жизни людей. Согласно теории социального натурализма дихотомия «природа и общество» является ошибочной, потому что общество — это тоже природа. Из этой теории вытекает следующее положение: «Мать-Природа — Высший Законодатель для всего сущего на все времена». Лишь Мать-Природа может дать критерии для различения добра и зла, справедливости и несправедливости, права и неправа, истины и неистины, красоты и некрасоты, предпринимательства и псевдопредпринимательства, и так далее. С этим положением должна согласовываться и новая социология, которая может быть названа «натуралистической» социологией. Превращение современных социальных наук в естественные (природные) науки возможно, если социальные науки будут основаны на принципе природности социального, то есть на принципе социального натурализма. (Этот подход детальнее изложен в частности в книге: Костенко А. Н. Культура и закон — в противодействии злу. — Киев: Атика, 2008. — 352 с. (на украинском языке); Костенко А. Н. Проблема № 1 современной цивилизации (в украинском котексте).- Черкассы. — 2008. — 112 с. (на украинском языке)). Тезис 6. Социальная наука сможет обеспечить социальный прогресс, если станет естественной (природной) наукой — отраслью естествознания, то есть будет направлена на познание законов природы, по которым существует общественная жизнь людей (законов социальной природы) На необходимость использования достижений социальных наук в обеспечении социального прогресса указывается, в частности, в Декларации социального прогресса и развития, провозглашённой Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1969 года. Однако современная социальная наука ещё не используется должным образом для социального прогресса. Если объяснять положение отмеченной Деларации в свете натуралистической теории, то под социальным прогрессом следует понимать политический, экономический, правовой, моральный прогресс как прогресс в приспособлении жизни людей к законам социальной природы. Поэтому социальный прогресс не возможен без развития социальных наук, которые способны были бы открывать новые законы социальной природы для политики, экономики, права, морали и других областей общественной жизни людей. Из теории социального натурализма выходит, что все науки должны признаваться естественными — не естественных наук не может быть. Это касается и наук о социальных феноменах — социальных наук, а также юриспруденции, которая является «концентрированным выражением» социальных (и гуманитарных) наук. Поэтому юриспруденция должна стать «натуралистической» юриспруденцией, как и социальная наука вообще. Они должны познавать природные законы жизни людей, по которым существуют социальные и юридические феномены. «Натуралистическая» юриспруденция призвана способствовать формированию согласованности воли и сознания людей с законами естественного (природного) права, способствуя таким образом формированию того, что называется правовой культурой человека. Правовая культура людей, которая понимается таким образом, выше любых конституций, кодексов и законов, — она определяет их действие как инструментов в обеспечении правопорядка в обществе. Отсюда формула: «Культура — мать порядка!» В соответствии с этой формулой основой социального порядка и социального государства является социальная культура граждан. А если это так, то судьбу народов определяют не партии, правительства и парламенты, а университеты, которые формируют социальную, то есть правовую, а также экономическую, политическую, моральную культуру граждан. Из принципа социального натурализма выходит, что жизнь людей определяется мерой согласованности их воли и сознания с природными законами, по которым существует человеческое общество. Эту согласованность мы называем социальной культурой людей, включая в неё, в частности, политическую, экономическую, правовую, моральную культуру людей. Существует следующая закономерность: «какая культура людей — такая и их жизнь». Это положение может быть основанием для отрасли науки, называемой социальной культурологией, изучающей закономерности существования социальной культуры людей. Кризис социальной культуры граждан приводит к кризису общественной жизни, который проявляется, в частности, в том, что правовое государство превращается в псевдоправовое государство, права человека — в псевдоправа человека, демократия — в псевдодемократию, равенство людей — в псевдоравенство (в социальную уравниловку), предпринимательство — в псевдопредпринимательство (то есть в эксплуатацию человека человеком), религия — в псевдорелигию, нравственность — в псевдонравственность, искусство — в псевдоискусство, социальный (общественный) прогресс — в псевдопрогресс и тому подобное. Теперь в мире существует кризисное состояние в сфере права, которое заключается в том, что гипертрофия роли законодательства в общественной жизни за счёт атрофии правовой культуры граждан порождает процветание фарисейства, иезуитства, коррупции. Именно «натуралистическая» юриспруденция способна предложить как устранить это, а именно: с помощью формулы «правовая культура граждан плюс законодательство», то есть устранив гипертрофию законодательства и атрофию правовой культуры граждан. Основанная на «натуралистической» юриспруденции доктрина прав человека позволяет избавиться от так называемого «либерализма без пределов», заменив его концепцией либерализма, ограниченного «природными обязанностями». «Натуралистическая» юриспруденция открывает «камень, которым пренебрегли строители», а именно «природные обязанности» человека, которые должны корреспондировать «природным правам» человека. По законами социальной природы люди наделяются не только «природными правами», но и корреспондирующими им «природными обязанностями», которые и должны определять пределы свободы поведения человека в концепции либерализма. Следовательно, натуралистическая концепция либерализма должна учреждаться на формуле: «природные права человека плюс природные обязанности человека». Очевидно, лишь такая, «натуралистическая» концепция либерализма может способствовать социальному прогрессу. Она даёт возможность отмежеваться от так называемого «дикого» либерализма, который, будучи нарушением единства «природных прав» и «природных обязанностей», является проявлением безграничной свободы людей, порождающей социальные кризисы. «Дикий» либерализм превращает, в частности, демократию в псевдодемократию, признаки которой мы и имеем во многих странах. Тезис 7. Будучи основанной на принципе социального натурализма, «натуралистическая» социальная наука открывает путь к новому социальному мировоззрению, которое базируется на новом решении «основного вопроса социологии» «Натуралистическая» социальная наука, которая учреждается на принципе социального натурализма, даёт основания для нового решения «основного вопроса социологии», который формулируется таким образом: «Социум — это творение Матери-Природы или воли и сознания Людей, и ли того и другого?» Это новое решение имеет вид представления, согласно которому: а) «Социум — это продукт воплощения в жизнь людьми законов тех естественных законов, которые даёт Мать-Природа для общественной жизни людей; б) «Любое нарушение социального порядка (в частности правопорядка, как «концентрированного выражения» социального порядка — это проявление комплекса своеволия и иллюзий человека в виде нарушения законов социальной природы (в том числе законов «естественного права», воплощённых в действующем законодательстве»); в) «Социальный порядок — это состояние, которое образуется в результате применения людьми в соответствии с их социальной (в том числе правовой) культурой законов социальной природы (включая применение действующего законодательства, в котором воплощены законы «естественного права»); г) «Законодательство — это лишь инструмент в руках людей, который применяется в соответствии с их социальной культурой, а не самодействующий фактор в обеспечении социального порядка (и правопорядка). Отмеченное социальное представление является полностью пригодным для употребления как в теории, так и в практике всех отраслей общественной жизни людей: в экономике, политике, праве, морали и тому подобное. Лишь с помощью «натуралистической» теории социальных феноменов можно дать адекватные ответы, например, на такие вопросы: эксплуатация человека человеком — это естествено или противоестествено; чем отличается демократия от псевдодемократии; однополый брак — это социальная норма или социальная патология; как отличить равенство мужчины и женщины от уравниловки; является ли разделение людей на элиту и массу противоестественным и другие. В частности, в соответствии с «натуралистической» социологией прогресс общества может происходить лишь тогда, когда общество естественным образом делится на элиту и массу — это естественный закон общественной жизни людей. На нём должен учреждаться социальный порядок, который обеспечивает прогресс общества, а не на своевольной социальной уравниловке людей, которая ведёт к регрессу общества. Что касается эксплуатации человека человеком, то согласно «натуралистической» социологии она сегодня имеет место в мире, но противодействие ей должно происходить не противоестественным образом, то есть не своевольно, как предлагал К.Маркс — путём революции, а естественным путём, то есть содействуя развитию добросовестной конкуренции, которая имеет свойство вытеснять эксплуатацию. Тезис 8. Теория «натуралистической» социальной науки отличается от других социальных теорий тем, что является применением принципа социального натурализма к интерпретации социальных явлений «Натуралистическая» социология отличается от других социальных теорий (теологических, позитивистских, исторических, антропологических, психологических, реалистических, постмодернистских и тому подобное) тем, что она учреждается на принципе социального натурализма, согласно которому социум со всеми его атрибутами (в том числе политика, религия, экономика, право, мораль, искусство и тому подобное) должен признаваться «третьей природой», рядом с двумя другими: физической природой («первая природа») и биологической природой («вторая природа»). Поэтому юриспруденция (как и все социальные и гуманитарные науки) станет действительно наукой тогда, когда она получит статус естественной науки (природоведения), как физика и биология. Искусственный раздел между так называемыми естественными науками и науками социальными (гуманитарными) должен быть устранён. Лишь в этом случае социальные (и гуманитарные) науки станут действительно науками, открывая законы социальной природы так же, как сегодня открываются законы физической и биологической природы. Тогда и в социальных науках, в том числе в юриспруденции, будут возможны открытия законов социальной природы (в частности законов естественного (природного) права), как в физике и биологии физических и биологических законов. (Кстати, понятие «закона», которое теперь используется в естествознании, было впервые создано в юриспруденции и перенесено в естествознание древнегреческим философом Анаксимандром.) Тезис 9. Роль «натуралистической» социальной науки заключается в том, что она способствует преодолению социального своеволия и социальных иллюзий, которые являются источником кризиса социального порядка и ведут к социальному регрессу, предлагая формулу «Культура — мать порядка!», создающую иммунитет против злоупотреблений достижениями физических и биологических наук В соответствии с теорией социального натурализма ни один Президент, Правительство, Парламент или политические партии и другие институты «гражданского общества», не могут вывести общество на путь прогресса без решающей роли граждан, вооружённых развитой на основе идеологии социального натурализма социальной (экономической, политической, правовой, моральной) культурой. Значение теории социального натурализма заключается в том, что она содействует развитию социальной культуры людей, которая способна формировать иммунитет против социального своеволия и социальных иллюзий в обществе, в том числе правового своеволия и правовых иллюзий. Указанные своеволие и иллюзии и является источником кризиса социального порядка, и в частности кризиса правопорядка. Социальная культура граждан заключается в единстве «естественных (природных) прав» и «естественных (природных) обязанностей», что устраняет так называемый «дикий» либерализм как форму злоупотребления свободой, а значит и правами. На этом и учреждается «натуралистическая» социальная наука, имеющая своим назначением противодействие социальному своеволию и социальным иллюзиям, которые являются источником кризиса социального (то есть экономического, политического, правового, морального) порядка. В соответствии с «натуралистической» социальной наукой предлагается новая доктрина обеспечения социального (экономического, политического, правового, морального) порядка, который заключается в формуле: «социальная культура граждан плюс законодательство». Как показывает опыт человечества, существует следующая закономерность: благоприятный для счастья людей прогресс социальной жизни задаётся прогрессом социальных наук, которые обеспечивают социальный порядок, пригодный для получения пользы от достижений физических и биологических наук и для противодействия злоупотреблением достижениями этих наук. Поэтому следует руководствоваться доктриной приоритетности социальных (в том числе гуманитарных) наук относительно физических и биологических наук. Представление, что прогресс человечества обеспечивается не развитием социальных (в том числе гуманитарных) наук, а исключительно достижениями физических и биологических наук должен быть развеян как ошибочное и вредное. «Натуралистическая» социальная наука позволяет адекватно отвечать на новые вызовы времени, в частности способствует решению проблем, которые появляются в связи с процессом глобализации социальной жизни людей Как показывает опыт эпохи Просветительства, на новые вызовы, которые появлялись перед человечеством, адекватный ответ обеспечивался с помощью новых социальных идей, сформулированных социальными (и гуманитарными) науками. Исходя из этого, следует признать существование социальной закономерности, которую можно выразить следующим образом: «Судьбу народов определяют университеты, а не партии, правительства или парламенты». Следовательно, мир, безопасность, благополучие народов зависят от прогресса социальных наук. Этот прогресс заключается именно в «натурализации» социальных наук, то есть в мере отражённости в социальных науках естественных (природных) законов общественной жизни людей. «Натуралистическая» социальная наука побуждает, в частности, рассматривать глобализацию социальной жизни людей как приближение всех национальных социумов к одному «общему знаменателю» — к естественным (природным) законам общественной жизни людей, которые являются общими для всех народов. Исходя из этого, и должны разрешаться проблемы, возникшие в связи с глобальным экономическим кризисом, который человечество имеет сегодня, — то есть через реформирование экономической науки (а благодаря этому и экономической культуры людей) на основе принципа природности социального. ВЫВОДЫ: Если допустить, что изложенная здесь гипотеза является верной, то это даёт основания для следующего вывода: социальная наука, будучи доктринально реформированной в отрасль естествознания (природоведения) с помощью «принципа природности социального» (принципа социального натурализма), может способствовать формированию новой социальной культуры граждан, которая является основой нового социального (то есть политического, экономического, правового, морального) порядка в современном обществе и двигателем социального прогресса. Существует, очевидно, следующая закономерность — как человечество воспользуется достижениями физических и биологических наук зависит от развития социальных наук, которые формируют социальную культуру людей: какая культура людей — такая и их жизнь. А это значит, что для адекватного ответа на вызовы, которые появляются перед современным человечеством (в частности вызовы, которые связаны с достижениями физических и биологических наук), следует придерживаться доктрины приоритетности социальных наук (в том числе гуманитарных) над науками физическими и биологическими. Развитие человечества порождает потребность в науках, которые бы адекватно объясняли новые социальные феномены, возникающие в результате этого развития. Основой современной доктрины безопасности народов должны стать новые социальные (гуманитарные) технологии, адекватно отражающие природные законы социальной жизни людей. Иллюзия о том, что безопасность обеспечивается достижениями физических и биологических наук, воплощаемых в техническом вооружении современных армий и спецслужб, должна быть преодолена. Это же относится к антитеррористической безопасности: она тоже не может быть обеспечена силовыми средствами без новых социальных (гуманитарных) технологий. Поэтому, в частности, исходя из «натуралистической» социологии глобальный экономический кризис, который возник теперь, можно объяснить как проявление кризиса социальной культуры людей, порождённого кризисом социальных (и гуманитарных) наук. Сегодня эти науки уже не отображают адекватно новые социальные реалии, в частности законы новой социальной природы, которые развились в ХХI веке. Это тоже является свидетельством того, что назрела потребность в реформировании социальных наук на основе «принципа природности социального» и учреждении Новейшего Просветительства, которое будет формировать новую социальную (политическую, экономическую, правовую, моральную) культуру людей — основу социального прогресса в современном мире. Александр Костенко |
|