Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Failed States Index 2011: Рейтинг несостоятельности государств мира 2011 года

Рейтинг несостоятельности государств мира Два ведущих американских политологических института, влиятельный американский журнал Foreign Policy и общественная организация Американский Фонд Мира (The Fund for Peace), опубликовали седьмой экспертный рейтинг «несостоятельности» государств мира — Failed States Index 2011, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Первые места в рейтинге заняли 35 самых неблагополучных государств во главе с Сомали. В то же время 12 стран во главе с Финляндией формируют зону благополучия и стабильности государственных институтов. Полный рейтинг несостоятельности государств мира 2011 года с индикаторами представлен в таблице ниже.

Индекс несостоятельности государств выпускается с 2005 года. При его составлении экспертами в течение года анализируются государства с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых индикаторов «несостоятельности» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические (характеристики индикаторов представлены в таблице ниже). Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные материалы, размещённые в открытых источниках и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех индикаторов (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга. Таким образом, крайне нестабильное государство теоретически могло набрать все 120 баллов, однако до этого пока не дошло — занявшая верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве Сомали обеспечила себе «лидерство» со 113,4 баллами.

Если в 2005 году была дана оценка 75 государствам, то в 2006 их число достигло 146, а с 2007 года Failed States Index измеряется для 177 стран. Все государства в рейтинге разбиты на четыре цветовые группы: 1) красный цвет — критическиий уровень рисков; 2) оранжевый — опасный уровень рисков; 3) желтый — стабильные государства) 4. зеленый — самые стабильные государства. Последних в 2011 году оказалось 12 (в прошлогоднем рейтинге таковых было 13 — см. публикацию).

Failed States Index 2011 — Карта мира

Failed States Index 2011 — Карта мира

Наименее дееспособным государством в мире, по мнению составителей рейтинга, является Сомали. Этой стране уже четвёртый год подряд достаётся «почетное» первое место. Сомали — государство в Северо-Восточной Африке, существующее в настоящее время только на бумаге — так называемая «страна без правительства» (согласно определению ООН), которая уже длительное время находится в состоянии гуманитарной катастрофы. После свержения президента страны Мохаммеда Сиада Барре в 1991 году страна погрузилась в политический и экономический хаос и как государство прекратило своё существование. Всё это время на территории страны продолжаются боевые действия, отсутствуют единое правительство, единая валюта и иные атрибуты централизованной власти, а реальная власть находится в руках разнообразных племенных кланов, полевых командиров, и нескольких непризнанных псевдогосударственных образований, наиболее крупными из которых являются Сомалиленд и Пунтленд. В урегулировании конфликта безуспешно принимают участие ООН, Африканский Союз, Соединённые Штаты Америки и ряд других государств. Международные организации всё чаще указывают на то, что Сомали представляет угрозу не только для своего населения, но и для всего региона в целом. Большая часть новостей, касающихся этой страны, связаны с пиратством в Аденском заливе, которое усилиями сомалийских вооружённых групп теперь не даёт покоя международному морскому транспорту. Все последние годы Сомали неизменно возглавляет разнообразные международные рейтинги неблагополучия.

В первую пятёрку рейтинга самых несостоятельных, кроме Сомали, вошли такие традиционно неблагополучные африканские государства, как Чад, Судан, Демократическая Республика Конго, а также единственная «несостоятельная» страна западного полушария — Гаити. Во всех этих странах правят крошечные элиты, на их территориях идут боевые действия (за исключением Гаити), экономическая ситуация близка к катастрофической, а население живёт в крайней нищете. Кроме того, в группу из 35 самых «несостоятельных» государств входят, в частности, такие страны, как оккупированные вооружёнными силами антитеррористической коалиции Афганистан (6 место) и Ирак (9 место), обладающие ядерным оружием Пакистан (12 место) и Северная Корея (22 место), а также единственное «несостоятельное» государство на территории бывшего СССР — Кыргызстан (31 место). Замыкает перечень нестабильных стран Иран (35 место). Лидером неблагополучия среди регионов мира по-прежнему остаётся африканский континент. Большая часть мест в «красной зоне рейтинга» досталась странам Африки южнее Сахары. Следует отметить, что в рамках публикации Failed States Index 2011 журнал Foreign Policy подготовил специальный фоторепортаж, который получил название «Открытки из ада» (Postcards from Hell) и посвящён положению населения в наиболее неблагополучных государствах (см. здесь).

Авторы исследования отмечают, что сильное влияние на положение стран в нынешнем рейтинге оказали природные и экономические бедствия. Так, пятое место в списке занимает Гаити, на территории которого в январе 2010 года произошло разрушительное землетрясение, что привело эту страну в состояние гуманитарной катастрофы. Негативные природные явления отразились также на позициях Новой Зеландии, Чили, Бенина и Нигерии. Экономический кризис и его последствия заметнее всего отразились на положении Греции и Ирландии.

Группа с умеренным уровнем нестабильности насчитывает 88 государств, которые расположились с 36 по 124 место в общем индексе из 177 стран. Россия находится в этой группе — на 82 месте, улучшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом на два пункта. Соседи России по рейтингу — Алжир (81 место) и Беларусь (83). К факторам, которые негативно влияют на позицию России, эксперты относят проблемы сепаратизма и общую политическую нестабильность на российском Северном Кавказе, неравномерность экономического развития, неэффективную работу государственных структур, высокую степень криминализации общества.

Бывшие советские республики, кроме Кыргызстана и Беларуси, занимают следующие места в рейтинге: Таджикистан (39 место), Узбекистан (40), Грузия (47), Азербайджан (63), Молдова (66 — самое нестабильное государство Европы), Туркменистан (75), Армения (101), Казахстан (107), Украина (110). Эксперты отмечают, что наиболее значительное изменение позиции в рейтинге показала Грузия — эта страна с прошлогоднего 37 места переместилась на 47, что объясняется успешными государственными реформами и некоторым снижением напряжённости в отношениях с Россией.

Для сравнения: в списке с умеренным уровнем нестабильности находятся такие государства, как Египет (45 место), Израиль (53), Индонезия (64), Китай (72), Мексика (94), Турция (104), Южно-Африканская Республика (117), Бразилия (123), а замыкает этот перечень Тринидад и Тобаго (124 место).

Перечень стабильных стран насчитывает 40 государств, которые расположились с 125 по 165 место в общем рейтинге. Открывает этот пречень Антигуа и Барбуда, а закрывает Исландия. Все прибалтийские государства, несмотря на экономические проблемы, оказались в этой группе: Латвия (135 место), Эстония (140), Литва (149). Для сравнения: Объединённые Арабские Эмираты занимают 138 место, Греция — 143, Польша — 146, Италия — 147, Испания — 151, Чехия — 152, Уругвай — 154 (самое стабильное государство Латинской Америки), Южная Корея — 155, Соединённые Штаты Америки — 158, Великобритания — 159, Франция — 161, Германия — 162, Япония — 164.

Государства, которые расположились со 166 по 177 место, считаются самыми стабильными и наиболее подходящими для нормальной человеческой жизни. Всего их 12: Нидерланды, Австралия, Канада, Австрия, Люксембург, Ирландия, Новая Зеландия, Дания, Швейцария, Швеция, Норвегия и Финляндия, которая стала самой благополучной страной рейтинга (177 место). В прошлом году позицию самого стабильного государства в мире занимала Норвегия.

Исследователи отмечают, что несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов за последние годы, в мире растёт количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По их оценкам, сегодня более двух миллиардов человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Кроме того, неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы на его территории.

Оценка государств, находящихся в нестабильном состоянии, периодически проводится различными организациями с использованием разных терминологических подходов, однако наиболее широкое распространение для обозначения государств в «пограничном состоянии» получило определение «несостоятельные». В настоящее время не существует универсального определения «несостоятельное государство». Данный термин служит для обозначения как государств, находящихся в нестабильном, или «пограничном», состоянии, то есть балансирующих на грани экономического и политического кризиса, так и государств, продолжительное время пребывающих в состоянии деградации. Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому государство можно назвать «несостоятельным», если оно не в состоянии выполнять свои основные функции, а также не имеет эффективного контроля над своей территорией и границами. Такое государство не может воспроизводить условия для своего существования, хотя некоторые элементы государства могут продолжать своё существование. Термин «несостоятельное государство» широко используется политическими комментаторами и журналистами, которые часто придают ему оценочный, а во многих случаях и субъективный, характер, что создаёт дополнительные противоречия. Для того, чтобы сделать определение более точным, организацией The Fund for Peace предложены следующие ключевые признаки «несостоятельного государства»:

  1. Потеря физического контроля над своей территорией, либо государственной монополии на законное использование физической силы на своей территории.
  2. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить процесс принятия коллективных решений.
  3. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить элементарные общественные услуги.
  4. Неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества.

Авторы исследования считают, что Индекс несостоятельности государств может использоваться правительствами для анализа проблемных моментов в их политике и помочь в разработке стратегий, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, эксперты подчёркивают возможность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по Индексу.

Показатели:

Социальные показатели:

  • I–1. Уровень демографического давления.
  • I–2. Уровень миграции беженцев и/или перемещенных лиц.
  • I–3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп
  • I–4. Устойчивая и перманентная эмиграции из страны.

Экономические показатели:

  • I–5. Неравномерность экономического развития.
  • I–6. Уровень экономической нестабильности.

Политические показатели:

  • I–7. Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
  • I–8. Наличие и качество общественных услуг.
  • I–9. Уровень нарушений прав человека.
  • I–10. Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
  • I–11. Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
  • I–12. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Рейтинг несостоятельности государств мира 2011 года

Failed States Index 2011

Государства с высоким уровнем нестабильности — критическиий уровень рисков

Страна I–1 I–2 I–3 I–4 I–5 I–6 I–7 I–8 I–9 I–10 I–11 I–12 Индекс
1 Сомали 9,7 10,0 9,5 8,2 8,4 9,3 9,8 9,4 9,7 10,0 9,8 9,7 113,4
2 Чад 9,2 9,5 9,4 8,0 8,9 8,5 9,8 9,6 9,3 9,2 9,8 9,1 110,3
3 Судан 8,5 9,6 9,9 8,2 9,1 6,4 9,4 9,0 9,7 9,6 9,9 9,5 108,7
4 Конго (Киншаса) 9,7 9,6 8,3 7,7 9,2 8,7 9,0 8,9 9,2 9,6 8,8 9,5 108,2
5 Гаити 10,0 9,2 7,3 8,9 8,8 9,2 9,4 10,0 8,0 8,4 8,8 10,0 108,0
6 Зимбабве 9,3 8,2 9,0 9,3 9,2 9,0 9,3 9,0 9,2 9,0 9,6 7,8 107,9
7 Афгани­стан 9,1 9,3 9,3 7,2 8,4 8,0 9,7 8,5 8,8 9,8 9,4 10,0 107,5
8 Цент­рально-Африкан­ская Респуб­лика 8,9 9,6 8,6 5,8 8,9 8,1 9,1 9,0 8,6 9,7 9,1 9,6 105,0
9 Ирак 8,3 9,0 9,0 8,9 9,0 7,0 8,7 8,0 8,6 9,5 9,6 9,3 104,8
10 Кот-д’Ивуар 8,1 8,5 8,7 7,9 8,0 7,7 9,5 8,4 8,6 8,6 9,1 9,7 102,8
11 Гвинея 8,2 7,7 7,9 8,3 8,4 8,6 9,4 8,7 9,2 9,3 9,2 7,6 102,5
12 Паки­стан 8,8 9,2 9,3 7,5 8,5 6,6 8,6 7,3 8,7 9,4 9,1 9,3 102,3
13 Йемен 8,7 8,4 8,6 6,9 8,3 7,7 8,6 8,7 7,7 9,3 9,3 8,2 100,3
14 Нигерия 8,3 6,0 9,6 7,7 9,0 7,3 9,0 9,0 8,6 9,1 9,5 6,9 99,9
15 Нигер 9,8 6,6 7,8 6,2 7,9 8,9 8,9 9,5 8,2 8,0 8,6 8,7 99,1
16 Кения 8,8 8,5 8,7 7,6 8,5 7,0 8,9 7,8 7,7 7,9 8,8 8,5 98,7
17 Бурунди 9,1 8,7 8,2 6,2 8,1 8,5 8,2 8,8 8,0 7,7 8,2 9,0 98,6
18 Мьянма 8,2 8,0 8,7 6,0 9,0 7,9 9,7 8,3 9,0 8,5 8,3 6,7 98,3
19 Гвинея-Бисау 8,7 7,2 5,4 7,4 8,1 8,7 9,2 8,4 7,8 9,3 9,2 8,8 98,3
20 Эфиопия 9,1 8,2 8,4 7,2 8,2 7,7 7,5 8,4 8,5 7,9 9,0 8,1 98,2
21 Уганда 8,8 8,0 8,0 6,6 8,4 7,5 7,7 8,3 7,5 8,6 8,6 8,2 96,3
22 Северная Корея 8,2 5,3 6,9 4,7 8,5 9,2 9,9 9,3 9,5 8,1 7,4 8,6 95,6
23 Тимор-Лешти 8,5 8,0 7,1 5,8 7,3 7,9 8,8 8,7 6,8 8,3 8,3 9,3 94,9
24 Камерун 8,0 7,3 7,8 7,8 8,4 7,0 8,8 8,3 8,1 7,8 8,5 6,8 94,6
25 Бангла­деш 8,3 6,5 9,2 8,1 8,4 7,7 8,0 8,0 7,1 7,9 8,9 6,2 94,4
26 Либерия 8,3 8,6 6,8 7,0 8,0 8,4 7,0 8,8 6,3 7,3 8,1 9,3 94,0
27 Непал 7,8 7,4 9,0 5,9 8,7 7,9 7,9 7,7 8,5 7,8 8,0 7,1 93,7
28 Эритрея 8,3 6,8 6,1 7,4 6,5 8,3 8,5 8,4 8,9 7,7 8,1 8,5 93,6
29 Шри-Ланка 7,0 8,6 9,4 6,9 8,4 5,3 8,5 6,1 8,6 8,0 9,5 6,8 93,1
30 Сьерра-Леоне 8,9 7,5 6,5 8,0 8,5 8,0 7,7 8,8 6,7 6,0 7,9 7,6 92,1
31 Кыргыз­стан 7,6 6,5 8,3 7,0 7,6 7,6 9,0 6,0 8,0 8,0 8,3 7,9 91,8
32 Конго (Браззавиль) 8,5 7,7 6,0 6,7 8,2 7,3 8,9 8,3 7,5 7,3 6,7 8,2 91,4
33 Малави 9,1 6,5 6,0 8,1 8,0 8,8 7,9 8,2 7,0 5,2 7,6 8,7 91,2
34 Руанда 8,9 7,3 8,2 6,8 7,4 7,0 7,1 7,8 8,2 5,8 8,4 8,0 91,0
35 Иран 6,1 7,9 8,5 6,7 7,0 5,4 9,1 5,6 9,0 8,6 9,2 7,0 90,2

Государства с уровнем стабильности ниже среднего — опасный уровень рисков

Страна I–1 I–2 I–3 I–4 I–5 I–6 I–7 I–8 I–9 I–10 I–11 I–12 Индекс
36 Того 8,1 6,5 5,4 7,0 7,9 8,0 8,0 8,5 7,7 7,3 7,8 7,1 89,4
37 Буркина Фасо 8,9 6,2 5,5 6,3 8,5 8,0 7,7 8,7 6,4 7,0 7,3 8,0 88,6
38 Камбоджа 7,7 5,6 7,2 7,6 6,8 7,2 8,5 8,4 8,0 6,2 8,0 7,4 88,5
39 Таджики­стан 7,7 5,9 7,2 6,0 6,8 7,4 8,9 6,9 8,5 7,4 8,6 7,0 88,3
40 Узбеки­стан 7,3 5,7 7,4 6,3 8,2 6,8 8,4 6,0 9,0 8,5 8,7 6,0 88,3
41 Эквато­риаль­ная Гвинея 8,5 2,7 6,6 7,2 9,1 4,5 9,6 8,1 9,4 8,1 8,2 6,0 88,1
42 Маври­тания 8,2 6,8 7,8 5,5 6,5 7,3 7,3 7,9 7,0 7,9 7,9 7,9 88,0
43 Ливан 6,5 8,5 8,7 6,6 6,8 5,7 7,0 5,8 6,6 8,7 8,8 8,0 87,7
44 Колумбия 6,7 8,7 7,5 7,9 8,6 4,1 7,5 5,6 7,2 7,5 8,0 7,7 87,0
45 Египет 7,1 6,4 8,3 5,7 7,4 6,5 8,6 5,9 8,3 6,8 8,0 7,8 86,8
46 Лаос 7,6 5,8 6,5 6,8 5,7 7,2 8,0 7,7 8,5 7,1 8,6 7,2 86,7
47 Грузия 5,8 7,5 8,0 5,5 6,9 6,0 8,4 6,0 6,9 7,9 9,0 8,5 86,4
48 Сирия 5,6 8,5 8,7 6,3 7,4 5,8 8,3 5,8 8,6 7,5 7,9 5,5 85,9
49 Соломо­новы Острова 7,9 4,5 6,8 5,1 8,0 7,6 7,9 8,1 6,5 6,7 8,0 8,8 85,9
50 Бутан 6,6 6,9 7,8 6,8 8,2 6,9 6,6 6,9 7,6 6,2 7,5 7,0 85,0
51 Филип­пины 7,3 6,5 7,2 6,7 7,1 5,6 8,3 6,1 7,3 8,3 8,5 6,1 85,0
52 Ангола 8,6 6,6 6,2 5,9 8,8 4,5 8,5 8,2 7,5 6,2 7,0 6,7 84,6
53 Израиль (Западный берег) 6,8 7,6 9,6 3,8 7,8 4,3 7,3 6,5 7,9 7,0 8,1 7,8 84,4
54 Папуа — Новая Гвинея 7,4 4,5 6,9 7,4 9,1 6,4 7,5 8,7 6,3 6,6 7,1 6,4 84,2
55 Замбия 8,9 7,6 5,7 6,8 7,3 7,7 7,6 7,8 6,1 5,3 5,8 7,3 83,8
56 Комор­ские Острова 7,5 4,0 5,3 6,6 5,8 7,6 8,0 8,2 6,6 7,5 8,0 8,7 83,8
57 Мозамбик 9,0 4,0 4,6 7,7 7,4 8,2 7,6 8,6 7,0 7,1 5,6 6,7 83,6
58 Мада­гаскар 8,3 4,6 5,2 4,9 7,8 7,6 7,1 8,6 6,0 6,8 8,0 8,3 83,2
59 Боливия 7,2 4,6 7,7 6,4 8,9 6,5 6,8 7,1 6,3 6,5 8,0 6,9 82,9
60 Джибути 7,8 7,2 6,2 5,2 6,8 6,0 7,2 7,2 7,0 6,2 7,5 8,3 82,6
61 Свази­ленд 9,2 4,6 3,9 5,9 6,5 7,8 8,5 7,5 8,2 6,6 7,0 6,9 82,5
62 Эквадор 5,9 6,4 6,9 7,1 7,7 6,3 7,5 7,2 5,7 7,0 8,2 6,3 82,2
63 Азербай­джан 5,8 7,9 7,5 5,4 6,9 5,5 7,7 5,7 7,2 7,0 7,8 7,5 81,9
64 Индо­незия 7,4 6,6 6,6 6,9 7,5 6,4 6,7 6,5 6,3 7,1 7,0 6,5 81,6
65 Танзания 8,1 7,4 6,1 5,8 6,3 7,4 6,5 8,6 6,2 5,5 6,0 7,4 81,3
66 Молдова 6,1 4,4 6,6 7,5 6,5 6,7 7,6 6,3 6,5 7,8 8,0 7,2 81,2
67 Ника­рагуа 6,9 4,9 6,0 7,2 8,2 7,3 7,3 7,3 6,0 6,2 6,8 7,1 81,2
68 Фиджи 5,9 3,9 7,6 6,9 7,7 7,0 8,6 5,5 6,5 7,0 7,9 6,6 81,1
69 Гамбия 7,9 6,4 4,0 6,5 6,6 7,1 7,5 7,0 7,5 6,1 6,8 7,5 80,9
70 Босния и Герцего­вина 5,0 6,8 8,4 5,9 6,8 5,2 7,6 5,0 6,1 7,0 9,2 8,0 80,9
71 Лесото 9,0 4,6 5,0 6,8 6,1 8,1 6,9 8,2 6,0 5,5 7,0 7,2 80,4
72 Китай 8,2 6,2 7,9 5,6 8,6 4,4 7,9 6,6 8,8 5,7 6,9 3,3 80,1
73 Гватемала 7,3 5,6 6,9 6,5 7,7 6,5 6,8 6,9 6,9 7,6 6,0 5,3 80,1
74 Бенин 8,1 7,1 3,9 6,6 7,2 7,9 6,7 8,5 5,7 6,0 5,0 7,3 80,0
75 Туркмени­стан 6,5 4,2 6,6 5,1 7,1 6,0 8,4 6,7 8,7 7,5 7,7 5,2 79,7
76 Индия 8,0 5,0 8,2 6,2 8,5 5,4 5,8 7,2 5,9 7,8 6,8 4,5 79,3
77 Мали 8,8 5,3 6,0 7,3 6,7 7,8 5,5 8,2 4,9 7,1 4,5 7,2 79,3
78 Гондурас 7,6 3,9 5,3 6,6 8,1 7,0 7,3 6,6 6,3 6,5 6,3 6,9 78,3
79 Таиланд 6,4 6,6 8,0 4,4 7,2 4,0 8,4 5,0 7,3 7,6 8,5 4,9 78,3
80 Вене­суэла 6,0 4,8 7,0 6,4 7,3 6,1 7,5 5,8 7,4 7,0 7,3 5,5 78,2
81 Алжир 6,4 6,1 7,8 5,7 6,8 5,2 7,1 6,1 7,5 7,2 6,8 5,3 78,0
82 Россия 6,3 5,1 7,6 5,7 7,6 4,6 7,8 5,3 8,1 7,2 7,8 4,6 77,7
83 Беларусь 6,3 3,6 6,8 4,5 6,3 6,2 8,8 5,8 8,0 6,3 8,0 7,0 77,6
84 Домини­кана 6,5 5,5 6,1 7,9 7,5 5,6 5,8 6,8 6,3 5,8 6,8 6,2 76,9
85 Сенегал 7,6 6,4 6,3 6,0 7,2 6,5 5,9 7,8 6,2 6,3 4,5 6,1 76,8
86 Куба 6,3 5,4 5,1 6,9 6,3 6,0 6,6 5,3 7,4 6,9 6,9 7,5 76,6
87 Марокко 6,4 6,5 6,4 6,4 7,5 6,0 6,9 6,6 6,4 5,9 6,3 4,9 76,3
88 Вьетнам 6,7 5,0 5,7 5,7 6,2 6,1 7,5 6,4 7,7 6,0 6,9 6,1 76,1
89 Сальва­дор 7,6 5,3 5,8 7,1 7,6 6,3 6,5 6,9 6,7 7,0 4,3 4,9 76,0
90 Кабо-Верде 7,3 4,3 4,2 8,3 6,3 6,3 6,9 6,9 5,7 5,7 5,7 8,2 75,8
91 Мальдивы 6,0 5,9 4,9 6,8 5,0 6,7 7,4 6,9 7,0 5,7 7,6 5,8 75,6
92 Габон 6,8 6,2 3,3 6,1 7,9 5,5 7,5 6,7 6,7 5,7 7,1 5,8 75,3
93 Саудов­ская Аравия 6,0 5,8 7,5 3,2 7,0 3,4 7,9 4,2 8,9 7,5 7,9 5,9 75,2
94 Мексика 6,5 4,2 6,1 6,5 7,7 6,0 6,6 5,8 5,9 7,9 5,2 6,7 75,1
95 Иордания 6,4 7,6 6,7 4,7 6,9 5,8 5,7 4,9 6,8 6,0 6,3 6,8 74,5
96 Сан-Томе 7,1 4,3 4,8 7,3 6,2 6,9 6,9 7,0 4,9 5,8 6,3 6,9 74,5
97 Сербия 5,3 6,4 7,5 5,0 6,5 5,7 6,5 4,9 5,3 6,5 8,0 6,8 74,4
98 Перу 6,1 4,1 6,8 6,7 8,0 5,1 6,6 6,1 5,2 7,2 6,6 5,1 73,6
99 Гайана 6,4 3,6 5,9 8,4 7,4 6,4 6,5 5,5 5,0 6,3 5,1 6,0 72,6
100 Парагвай 5,9 1,9 6,5 5,5 8,3 5,9 7,9 5,5 6,4 6,4 7,7 4,5 72,4
101 Армения 5,5 6,6 6,0 6,6 6,2 5,3 6,6 5,0 6,5 5,2 7,0 5,8 72,3
102 Микро­незия 7,1 3,5 4,2 8,0 7,2 6,7 6,3 6,9 2,5 5,4 5,6 8,5 71,9
103 Намибия 7,2 5,6 5,3 7,1 8,5 6,3 4,4 6,7 5,5 5,5 3,5 6,2 71,7
104 Турция 5,9 6,0 8,3 4,5 7,4 5,5 5,9 5,7 5,2 4,0 7,5 5,6 71,5
105 Суринам 6,0 3,5 6,1 7,0 7,5 6,1 6,1 4,9 5,6 5,8 5,8 6,7 71,1
106 Македо­ния 4,5 4,6 7,4 6,7 6,8 6,2 6,7 4,2 5,0 6,0 6,7 6,2 71,0
107 Казах­стан 5,5 3,8 6,0 3,8 5,9 6,2 7,2 5,1 6,9 6,2 7,7 5,9 70,2
108 Тунис 5,5 3,4 5,6 5,2 6,6 5,0 7,2 5,3 7,7 7,0 6,8 4,8 70,1
109 Самоа 7,0 2,7 4,8 8,3 6,6 5,9 6,2 4,7 4,2 5,5 5,1 8,6 69,5
110 Украина 5,3 3,1 6,5 6,3 5,9 6,0 7,4 4,1 5,5 4,0 8,0 6,8 69,0
111 Ливия 5,5 4,6 6,0 3,9 6,9 4,6 7,3 4,3 8,3 5,9 7,0 4,4 68,7
112 Малайзия 6,0 4,8 6,7 4,2 6,7 4,9 6,0 5,1 6,9 6,0 6,4 5,0 68,7
113 Ботсвана 8,9 6,4 4,5 5,6 7,4 6,3 5,0 6,0 5,0 4,1 3,3 5,4 67,9
114 Белиз 6,7 5,4 4,4 7,0 6,8 5,7 6,0 5,8 3,8 5,5 4,3 6,3 67,7
115 Гана 6,8 5,5 5,5 7,6 6,3 6,1 4,8 7,7 4,5 3,0 4,2 5,6 67,7
116 Кипр 4,4 4,4 7,6 5,3 7,3 5,0 5,0 3,3 3,3 5,3 7,9 8,8 67,6
117 Южная Африка 8,4 6,7 5,9 4,1 8,2 5,3 5,5 5,5 4,6 4,5 5,9 3,0 67,6
118 Ямайка 6,2 3,4 4,3 6,7 6,2 6,3 6,5 5,9 5,3 6,3 3,7 6,3 67,1
119 Сейшель­ские Острова 5,8 3,9 4,8 4,9 6,6 5,4 6,8 4,1 5,8 6,1 5,7 7,1 67,0
120 Гренада 5,8 3,2 3,9 8,0 6,5 5,7 6,2 4,2 4,3 5,3 5,6 7,7 66,4
121 Албания 5,5 3,1 5,1 6,8 5,4 5,9 6,4 5,0 5,0 5,4 6,3 6,3 66,1
122 Бруней 5,1 3,9 6,2 4,1 7,8 3,4 7,7 3,2 6,7 5,6 7,4 4,7 65,8
123 Бразилия 6,1 3,5 6,5 4,5 8,5 3,9 5,9 5,8 5,1 6,5 4,9 3,9 65,1
124 Тринидад и Тобаго 5,3 3,2 4,7 7,7 6,9 4,5 5,5 4,9 5,1 5,5 5,6 4,8 63,7

Государства с уровнем стабильности выше среднего — низкий уровень рисков

Страна I–1 I–2 I–3 I–4 I–5 I–6 I–7 I–8 I–9 I–10 I–11 I–12 Индекс
125 Антигуа и Барбуда 5,2 3,0 4,1 7,6 5,9 5,1 5,8 4,3 4,5 4,9 3,7 5,8 59,9
126 Румыния 5,1 3,2 6,0 5,0 5,8 5,8 5,9 4,5 4,0 4,1 5,2 5,2 59,8
127 Монголия 5,5 1,6 4,0 1,9 6,2 5,3 5,9 5,6 6,0 5,0 5,5 7,1 59,6
128 Кувейт 5,1 3,8 4,9 4,3 5,9 4,0 5,7 2,9 6,2 4,5 7,2 5,0 59,5
129 Бахрейн 4,5 2,9 6,8 3,1 6,0 3,4 6,9 2,7 5,9 4,8 6,6 5,3 59,0
130 Болгария 4,1 3,6 4,3 5,5 5,7 5,3 5,9 4,6 4,3 4,9 5,3 5,5 59,0
131 Панама 6,0 3,9 4,6 4,9 7,4 4,9 4,6 5,2 4,5 5,7 2,5 3,6 57,8
132 Хорватия 4,3 5,5 5,5 4,9 5,0 5,9 4,4 3,4 4,3 4,4 4,7 5,0 57,3
133 Багам­ские Острова 5,8 2,8 4,4 6,2 6,2 4,8 5,2 4,2 3,2 4,3 4,5 4,9 56,5
134 Черно­гория 4,5 4,5 6,4 2,4 4,1 5,2 4,3 3,6 5,0 4,8 6,2 5,3 56,3
135 Латвия 4,2 3,9 4,9 4,8 5,7 5,8 5,3 3,9 3,6 3,3 4,3 4,4 54,2
136 Барбадос 4,3 2,9 4,4 6,8 6,3 5,0 3,9 2,9 2,5 4,2 4,2 5,4 52,8
137 Коста-Рика 5,1 4,3 4,1 4,1 6,5 4,9 3,5 4,2 3,0 2,5 3,5 4,9 50,6
138 Объеди­нён­ные Арабские Эмираты 4,1 2,8 4,6 3,0 5,4 4,2 6,5 3,3 5,7 3,0 3,6 4,1 50,4
139 Катар 4,2 2,7 4,9 3,1 5,0 3,7 6,0 2,3 5,0 3,0 5,0 4,6 49,5
140 Эстония 4,1 3,9 5,4 4,5 4,9 4,3 4,1 2,9 3,0 2,9 5,5 3,9 49,3
141 Оман 5,1 1,5 3,0 1,5 3,0 3,8 5,9 4,4 6,9 5,3 6,3 2,4 49,3
142 Венгрия 3,1 3,1 3,5 4,5 5,5 5,4 5,4 3,7 3,0 2,5 4,7 4,3 48,7
143 Греция 4,1 2,6 4,5 4,4 4,3 5,1 4,9 3,8 3,1 3,8 2,5 4,3 47,4
144 Словакия 3,8 2,3 5,0 5,1 5,2 4,6 3,9 3,6 3,6 2,3 3,7 3,9 47,1
145 Аргентина 4,4 2,6 4,9 3,5 6,0 4,4 4,0 3,5 4,0 2,7 3,0 3,8 46,8
146 Польша 4,3 3,5 3,5 5,6 4,7 4,3 4,2 3,3 3,5 2,5 3,6 3,9 46,8
147 Италия 3,6 3,5 5,3 3,2 4,1 4,2 4,7 2,8 3,1 4,9 4,4 2,0 45,8
148 Мальта 3,4 5,4 4,0 4,4 4,1 4,1 3,7 2,9 3,4 3,7 2,0 4,4 45,4
149 Литва 4,1 3,2 3,7 4,6 5,7 5,3 3,6 2,9 3,1 2,5 2,8 3,8 45,3
150 Маврикий 3,3 1,6 3,5 3,0 5,4 4,5 4,7 3,9 3,5 3,6 3,2 4,0 44,2
151 Испания 3,3 2,9 6,0 1,9 4,7 4,5 2,1 2,4 2,6 4,9 5,6 2,2 43,1
152 Чехия 3,0 2,8 3,8 4,0 3,8 4,6 3,7 3,9 3,0 2,1 3,8 3,8 42,4
153 Чили 5,0 3,0 3,5 2,8 5,0 4,6 2,1 4,3 3,3 2,5 1,4 3,3 40,7
154 Уругвай 3,9 1,7 2,4 5,3 4,7 3,8 2,5 3,3 2,5 3,7 2,7 3,9 40,4
155 Южная Корея 3,3 3,0 3,7 4,5 2,3 2,2 3,7 2,2 2,6 1,7 3,6 6,0 38,8
156 Словения 3,1 1,7 3,1 3,6 4,7 3,7 3,0 2,8 2,8 3,0 1,1 2,9 35,5
157 Сингапур 2,5 0,9 3,0 2,8 3,4 3,6 3,9 2,0 4,7 1,5 4,0 2,8 35,1
158 Соеди­нён­ные Штаты Америки 3,4 2,9 3,6 1,1 5,4 3,7 2,2 2,7 3,3 1,6 3,6 1,3 34,8
159 Велико­британия 2,9 3,3 4,4 2,1 4,2 3,3 1,4 2,2 2,0 2,7 3,6 1,9 34,1
160 Бельгия 2,5 2,1 4,4 1,6 4,4 3,6 2,7 2,5 1,6 2,0 4,0 2,6 34,1
161 Франция 3,3 2,8 5,9 1,8 4,9 3,5 1,6 1,9 2,5 1,9 1,9 2,0 34,0
162 Германия 2,9 4,2 4,7 2,6 4,4 2,9 1,9 2,0 2,0 2,2 2,1 2,0 33,9
163 Порту­галия 3,3 2,0 2,5 2,5 3,6 4,8 1,6 3,3 3,3 1,6 1,4 2,5 32,3
164 Япония 3,6 1,1 3,9 1,8 2,3 3,5 2,0 1,7 3,0 2,0 2,6 3,5 31,0
165 Исландия 1,6 1,5 1,0 3,3 2,2 6,2 2,0 1,9 1,6 1,0 1,8 6,0 30,1

Государства с высоким уровнем стабильности — отсутствие рисков

Страна I–1 I–2 I–3 I–4 I–5 I–6 I–7 I–8 I–9 I–10 I–11 I–12 Индекс
166 Нидерланды 3,0 3,0 4,4 2,2 2,9 3,2 1,1 1,7 1,0 1,4 2,4 2,1 28,3
167 Австралия 3,3 2,8 3,6 1,6 3,9 2,9 1,6 1,8 1,9 1,7 1,6 1,4 28,1
168 Канада 2,9 2,5 3,3 2,4 4,1 2,4 1,2 1,9 1,6 1,5 2,5 1,4 27,7
169 Австрия 2,6 2,6 3,8 1,6 4,4 2,3 1,2 1,6 1,5 1,1 2,4 2,2 27,3
170 Люксем­бург 1,7 2,1 2,8 1,5 2,0 2,3 2,5 1,9 1,0 2,3 3,4 2,6 26,1
171 Ирландия 2,3 2,0 1,3 2,4 2,6 3,9 2,0 2,2 1,2 1,6 1,4 2,4 25,3
172 Новая Зеландия 2,0 1,7 3,5 2,4 4,0 3,8 1,1 1,9 1,2 1,1 1,1 1,1 24,8
173 Дания 2,9 2,1 3,3 2,1 1,7 2,5 1,2 1,6 1,3 1,5 1,0 2,6 23,8
174 Швейцария 2,1 1,9 3,5 2,1 2,8 2,4 1,0 1,6 2,0 1,4 1,0 1,4 23,2
175 Швеция 2,8 2,9 1,3 2,0 2,2 1,9 0,9 1,5 1,6 2,3 1,8 1,6 22,8
176 Норвегия 2,0 2,0 1,3 1,5 2,1 2,9 1,0 1,4 1,9 1,2 1,2 1,9 20,4
177 Финляндия 2,0 2,1 1,7 2,5 1,3 2,8 1,0 1,5 1,1 1,0 1,2 1,5 19,7
Источник: Failed States Index 2011: Рейтинг несостоятельности государств мира 2011 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 20.06.2011. 21:55. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2011/06/20/2980
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости