Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Исследование PricewaterhouseCoopers: Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2009–2013 годы

PricewaterhouseCoopers Согласно данным десятого ежегодного исследования международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2009–2013 годы» (Global Entertainment and Media Outlook: 2009–2013), рынок развлечений и СМИ во всём мире в целом сохраняет рост, несмотря на глобальный экономический кризис.

Обзор «Всемирная индустрия развлечений и СМИ» содержит прогнозы и анализ развития рынка развлечений и СМИ на следующие пять лет в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах Латинской Америки и Северной Америки (США и Канада) — всего в 48 странах. В публикации рассматриваются факторы, которые будут способствовать развитию всемирного рынка развлечений и СМИ, а также содержится анализ основных медийных секторов, в том числе телевидения, радио, киноиндустрии, издательского дела и сети Интернет.

По данным PricewaterhouseCoopers, совокупные темпы годового роста всемирного рынка развлечений и СМИ в целом, включая как потребительские расходы, так и расходы на рекламу, составят 2,7% в течение всего прогнозного периода, и к 2013 году объём рынка достигнет $ 1,6 трлн. При этом Интернет и цифровые технологии в ближайшие пять лет будут приобретать все более широкое распространение во всех сегментах медийной индустрии. Ниже представлены некоторые выводы текущего исследования:

  1. Ускоренный переход к цифровым технологиям привёл к углублению и распространению новых потребительских привычек и так называемых «цифровых поведенческих типов»: потребители стремятся получить больший контроль над тем, где, когда и каким образом они потребляют контент, в то же время более тщательно, чем когда-либо прежде, следя за своими расходами и стремясь получить максимальную отдачу от вложенных средств.
  2. На долю расходов конечных пользователей посредством цифровых/мобильных платформ в 2008 году пришлось 23,4% от общего объёма потребительского рынка, рынка конечных пользователей и доступа к контенту, и ожидается, что в ближайшие пять лет на долю этого сегмента придётся 78% суммарного роста.
  3. Растущая доля интернет-рекламы и мобильной рекламы в общей глобальной номенклатуре рекламных услуг возрастёт примерно с 12% в 2008 году до 19% в 2013 году.
  4. Видеоигровая реклама будет опережать по темпам роста остальные сегменты рекламной индустрии (хотя её рост и начинается с низкого исходного уровня): совокупные темпы годового роста видеоигровой рекламы составят 13,8%, в то время как общее снижение этого показателя по отрасли в прогнозный период составит 0,6%.
  5. Переход на цифровые технологии в сочетании с растущими расхождениями в показателях доходности различных сегментов и рынков приведут к появлению такого ландшафта на рынке развлечений и СМИ, который будет характеризоваться огромным множеством бизнес-моделей и гораздо более индивидуальным, узкоспециализированным подходом.

Российский рынок развлечений и СМИ

Как ожидается, российский рынок развлечений и СМИ претерпит существенные изменения. Если на протяжении последних лет рынок рос внушительными темпами и в 2008 году стал одним из крупнейших в мире (см. публикацию), то в 2009 году потребительские расходы на развлечения и СМИ снизятся. По данным аналитиков, общий доход российских СМИ в 2008 году составил $ 1,65 млрд. В 2009 году СМИ заработают около $ 1,35 млрд., то есть на 18% меньше. Эта тенденция сохранится и в 2010 году. Впрочем, уже в 2011 году ситуация начнёт выправляться, а в 2012–2013 годах рынок вернётся к двузначным темпам роста, хотя и не восстановится до уровня 2008 года. В 2013 году совокупная прибыль российских СМИ составит примерно $ 1,46 млрд. Весь российский рынок СМИ в 2008 году специалисты компании оценивали в $ 23,53 млрд., а к 2013 году ожидается его рост до $ 28,26 млрд.

Телевизионная, радио- и наружная реклама в России

Объём российского рынка телевизионной рекламы в 2008 году вырос на 22,3% и составил $ 5,5 млрд. Рост рынка выражался двузначными показателями в течение последних пяти лет, однако специалисты прогнозируют спад в этом сегменте в условиях кризиса, и к 2013 году этот сегмент вырастет до $ 5,8 млрд. В 2008 году российский рынок радиорекламы снизился на 6% по сравнению с 2007 годом, когда наблюдался резкий подъём и лучший результат в Центральной и Восточной Европе. В 2009 году специалисты прогнозируют резкий спад до 28,6%, что связано с общемировой экономической ситуацией и снижением объёма рынка рекламы в целом, а подъём в этом сегменте начнётся не ранее 2011–2012 годов. Российская индустрия наружной рекламы в 2008 году заняла первое по величине место среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки — $ 1,8 млрд. Однако эксперты прогнозируют снижение темпов роста рынка в течение следующих пяти лет. Так, в 2009 году рынок снизится до $ 1,287 млрд. а к 2013 году составит $ 1,328.

Рынок печатных СМИ в России

Россия, Румыния и Турция — страны, где рынок печатных СМИ пострадает в ближайшие годы больше всего. Кроме последствий экономического кризиса печатные СМИ пострадают от перетока читателей и рекламодателей в Интернет, полагают авторы исследования. В 2008 году рынок газет в России оценивался в $ 2,3 млрд., из них затраты на рекламу в печатных газетах составили $ 551 млн. Специалисты отмечают, что нынешний экономический спад привёл к ускорению и интенсификации процесса перехода на цифровые технологии, причём как среди поставщиков, так и среди потребителей контента. Именно этим фактом обусловлено дальнейшее снижение темпов роста рынка печатной рекламы, в среднем на 2,9% в год. Рекламодатели переключают своё внимание на электронные форматы газет, о чём свидетельствует совокупный показатель темпов годового роста в этом сегменте — 13,2%. В 2008 году затраты на рекламу в цифровых газетах составили $ 14 млн. по сравнению с $ 9 млн. в 2007 году. Российский рынок журналов в 2008 году вырос незначительно и составил $ 1,650 млрд. по сравнению с $ 1,5 млрд. в 2007 году. На размещение рекламы в журналах в прошлом году было затрачено $ 980 млн., а дальнейшие совокупные годовые темпы роста затрат снизятся на 4%. На покупку журналов в 2008 году было потрачено $ 665 млн.

Киноиндустрия в России

В 2008 году российский рынок киноиндустрии продолжил своё успешное развитие, и вырос на 27,5 %, что стало лучшим показателем среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Расходы на продукцию киноиндустрии (посещение кинотеатров, покупку и прокат кинофильмов на различных носителях) составили более $ 1,4 млрд., при этом кассовые сборы кинотеатров достигли $ 827 млн., что на 46% больше чем в 2007 году. За последние два года кассовые сборы выросли на 84%, однако ожидается, что данная тенденция не сохранится в связи с сокращением потребительских расходов в сложившейся ныне экономической ситуации. Следует отметить, что в период с 2004 по 2008 годы средняя стоимость билета в российских кинотеатрах уже выросла в общей сложности на 65%, тем не менее в течение следующих пяти лет специалисты прогнозируют совокупный темп годового роста стоимости билета на уровне 4,8%. Весь же рынок киноиндустрии стремительно приближается к отметке в $ 2 млрд. со совокупным темпом роста в 8,4% в год.

Рынок книжной продукции в России

В 2008 году российский рынок книжной продукции (не включая профессиональную литературу) составил $ 2,745 млрд., но к 2013 году данный сегмент снизится до $ 1,9 млрд. Эксперты ожидают, что расцвет формата электронной литературы придётся на 2011–2012 годы. Сегмент профессиональной литературы составил в 2008 году около $ 319 млн.

Интернет в России

Важную роль в развитии российского рынка СМИ и развлечений будет играть Интернет. Российский рынок рекламы в Интернет и мобильных сетях в 2008 году составил $ 510 млн. Ожидается, что к 2013 году этот сегмент достигнет $ 1,3 млрд. при среднегодовом росте 20,6%. Россия обладает самой обширной абонентской базой телефонного доступа в Интернет в Центральной и Восточной Европе — около 5,2 млн. домохозяйств в 2008 году. По оценкам PricewaterhouseCoopers, к 2013 году количество домохозяйств с телефонным доступом в Интернет будет снижаться в среднем на 1,8% и через пять лет составит 4,7 млн. В то же время количество же домохозяйств с широкополосным доступом к Сети будет расти в ближайшие пять лет в среднем на 16% в год. Предполагается, что дальнейшее проникновение Сети будет происходить именно за счёт широкополосных подключений, и к 2013 году их количество составит 21 млн. домохозяйств. Потребительские расходы на получение доступа к Сети в 2008 году составили $ 2,6 млрд. и в ближайшие пять лет будут расти в среднем на 19,6% в год. К 2013 году объём российского рынка доступа увеличится до $ 6,5 млрд. В целом, за счёт сегмента доступа в Интернет совокупные темпы годового роста индустрии развлечений и СМИ в России составят 3,7% в год в период с 2009 по 2013 год.

Источник: Исследование PricewaterhouseCoopers: Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2009–2013 годы. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 25.06.2009. 20:35. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2009/06/25/2140
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости