Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Исследование Левада-Центра: Российская молодёжь перестаёт смотреть телевидение

Аналитический центр Юрия Левады Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») представил результаты исследования «Российское телевидение и молодёжь», в котором анализировались изменения картины телесмотрения россиян разных возрастных групп в период 1990–2000-х годов.

По данным социологов, в сравнении с началом 2000-х годов к нынешнему времени снизилась доля россиян, смотрящих телевизор каждый день (хотя объём ежедневной телезрительской аудитории остаётся весьма внушительным). На протяжении предыдущего десятилетия, в 1990-х годах, ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались примерно после 2002 года (см. таблицы ниже).

Как указывают авторы исследования, особенно явно этот процесс — сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе не смотрящих его — происходил среди более молодых россиян, в особенности — среди самых молодых (до 24 лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая, заметно увеличилась. При этом, фактор урбанизированности (тип поселений) не даёт значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневно смотрящих в Москве — на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе. Скорее всего, разница здесь — не в частоте телесмотрения, а в количестве принимаемых каналов, включая платные кабельные и так далее, считают исследователи.

Социологи указывают, что нынешняя телепрограмма,то есть «повестка дня» и её единообразная базовая модель, представленная на основных трех-четырёх общедоступных каналах — официальные и многократно повторяющиеся политические новости, плюс простые развлечения «для всех» в виде сериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов (иными словами, Soft политика и Hard досуговые радости) — всё меньше удовлетворяет молодёжную аудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодёжь. Вероятно, вследствие этого молодёжь частично переходит теперь на другие коммуникационные каналы, прежде всего — в Интернет. В сравнении с иными возрастными группами молодёжь чаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике, мистику, спорт, отношения и секс, зарубежные — а не нынешние российские и не старые советские — фильмы и сериалы, мультфильмы. Авторы исследования считают, что Интернет сегодня предоставляет в этом плане гораздо больше возможностей. Причём, отмечают они, применительно к этой части молодёжи формулировка «смотреть телевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются Интернетом, в том числе — для получения видео-, равно как и аудиоинформации (просмотра или скачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и так далее).

В отличие от нынешней модели российского телевидения на его основных каналах, Интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и тому подобном многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество (коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в «другом» времени, не привязанном ко времени суток, суточной программе и так далее. Во-вторых, сегодняшнее российское ТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как Интернет предполагает не только значительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность. Можно предположить, что все эти отличительные свойства Интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, не запрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодёжи.

Результаты опросов в рамках исследования «Российское телевидение и молодёжь»

Как часто Вы смотрите телевизор?

1990 1994 1996 1998 2002 2005 2008 2009
Ежедневно или почти ежедневно 83 86 87 89 92 89 83 86
2-3 раза в неделю 12 8 7 6 6 6 11 8
1 раз в неделю 2 1 1 1 1 1 2 2
1-3 раза в месяц 1 1 1 1 1 1 1 1
Реже 1 2 2 1 <1 1 1 1
Практически никогда 2 1 3 3 <1 2 2 2
Число опрошенных 1600 3000 1700 1800 2000 3500 1500 1600

Как часто Вы смотрите телевизор?

В % к возрастным группам

В целом по выборке 15-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше
1990 2009 1990 2009 1990 2009 1990 2009 1990 2009
Ежедневно или почти ежедневно 83 86 88 75 89 82 82 88 75 92
2-3 раза в неделю 12 8 10 14 9 11 13 7 16 4
1 раз в неделю 2 2 1 6 1 2 3 1 2 1
1-3 раза в месяц 1 1 1 4 1 <1 2 1 1 <1
Реже 1 1 <1 <1 1 1 <1 1 3 <1
Практически никогда 2 2 <1 1 1 2 1 2 4 3

Какое из следующих суждений Вам ближе?

В % к числу опрошенных

1992 2000 2007
Я практически не смотрю телевизор 6 6 12
Я смотрю только определённые передачи 75 68 68
Я смотрю по телевизору все подряд 8 9 11
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит 12 15 8
Затрудняюсь ответить - 2 1
Число опрошенных 1800 1000 2700

Какое из следующих суждений Вам ближе?

В % к возрастным группам

В целом по выборке 15-24 года 25-39 лет 40-54 года 55 лет и старше
1992 2007 1992 2007 1992 2007 1992 2007 1992 2007
Я практически не смотрю телевизор 6 13 6 17 7 18 4 10 7 8
Я смотрю только определённые передачи 76 68 73 63 71 61 79 70 77 75
Я смотрю по телевизору все подряд 8 11 8 12 8 11 8 10 9 11
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит 11 7 13 6 14 10 10 9 6 5
Затрудняюсь ответить <1 1 <1 2 <1 1 <1 1 <1 1
Источник: Исследование Левада-Центра: Российская молодёжь перестаёт смотреть телевидение. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 10.09.2009. 21:39. URL: http://gtmarket.ru/news/culture/2009/09/10/2171
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
полотенцесушитель из Италии http://sreda-obitaniya.ru/brands/margaroli/ тут купила.
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости