Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Исследование Freedom House: Развитие демократии в странах переходного периода в 2013 году

Freedom House Международная правозащитная организация Freedom House опубликовала аналитический доклад «Страны переходного периода в 2013 году» (Nations in Transit 2013), в котором отметила общий упадок демократических процессов в исследуемых государствах.

Freedom House выпускает доклады, посвящённые современному состоянию гражданского общества, политических свобод и прав человека в 29 европейских и азиатских государствах бывшего социалистического блока, которые организация определяет как «страны переходного периода», начиная с 1995 года. В подготовке докладов участвуют эксперты ведущих американских аналитических центров при участии партнёрских организаций в Восточной Европе, России и Средней Азии. В своих оценках политических систем этих государств аналитики Freedom House руководствуются методологией экспертных оценок, основанной на состоянии ключевых показателей «демократичности». Все страны располагаются по шкале от единицы, означающей полную свободу, до семерки, приравненной к тирании. Если национальный показатель больше шести баллов, то страна признается «авторитарной». Итоговая оценка является средним числом из показателей по семи отдельным категориям: чистоте избирательного процесса, развитости гражданского общества, независимости средств массовой информации, эффективности и независимости судебной системы, демократичности как национального правительства, так и местных властей, а также положению с коррупцией. Подробное описание методики исследования и показателей, на которые обращают особое внимание эксперты Freedom House, приводится на странице проекта Уровень демократии в странах переходного периода.

В новом выпуске аналитического доклада Freedom House отмечена общая тенденция к снижению демократических процессов в исследуемых государствах. Регресс по всем показателям был отмечен в 17 из 29 стран, в то время как незначительный прогресс зафиксирован лишь в шести государствах. В целом, 12 постсоветских государств Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии продемонстрировали в 2012 году худшие результаты, чем 15 лет назад, то есть вскоре после развала СССР. Теперь Евразия может соперничать с Ближним Востоком за титул самого репрессивного региона в мире. Авторы доклада указывают, что демократия и гражданское общество в евразийских государствах находятся под угрозой из-за автократических лидеров, пытающихся удержаться у власти в быстро меняющемся мире.

Правящие режимы в большинстве этих стран постепенно устраняют все потенциальные угрозы их монополии на власть, в том числе независимую судебную систему, законодательный надзор, институт политической оппозиции, политически независимые бизнес-сообщества и критически настроенные средства массовой информации. Организации гражданского общества, в той степени, в какой им ещё разрешено вести свою деятельность, представляют собой одну из последних звеньев в этой цепи, резюмируют исследователи.

России в докладе этого года уделено особое внимание. Авторы документа указывают, что Россия является лидером репрессивного тренда во всём постсоветском регионе и в этом отношении задаёт тон всей Евразии. Россия получила оценку 6,21 балла по шкале «от 1 до 7». Ниже России в рейтинге расположились: Азербайджан (6,64 балла), Беларусь (6,71), Казахстан (6,57), Таджикистан (6,25), Туркменистан и Узбекистан (по 6,93).

В докладе отмечается, что ситуация с политическими и гражданскими свободами в России после возвращения Владимира Путина на пост президента стала удручающей. По мнению составителей документа, в настоящее время Россия не является избирательной демократией и остаётся в категории авторитарных режимов. Страна была перемещена в эту категорию в 2012 году, после того как Владимир Путин и Дмитрий Медведев фактически договорились просто обменяться должностями на президентских выборах, состоявшихся в марте 2012 года, а прошедшие в ноябре 2011 года парламентские выборы многие россияне посчитали сфальсифицированными, в результате чего по всей стране прошли массовые акции протеста с требованием отменить итоги голосования. Власти не стали отвечать на действия протестующих жёсткими мерами, однако впоследствии режим расширил практику использования судебной системы для преследования и запугивания политических и гражданских активистов.

Возвращение Владимира Путина на пост президента стало началом нового периода «драконовских мер» и «ускорения репрессий», указывают правозащитники. После нейтрализации политической оппозиции Путин предсказуемо начал проводить политику удушения зарождающейся социальной оппозиции, говорится в докладе. С этой целью принято множество законодательных инициатив, которые направлены на ужесточение контроля во многих сферах общественной жизни, а также ограничение независимой гражданской активности, свободы слова и выражения мнений. Среди мер, обозначенных в докладе как «драконовские», отмечаются, в частности, так называемые законы «об иностранных агентах», «о блокировании интернет-контента», расширение понятия «об измене Родине» и другие.

Авторы отчёта также указывают, что страна поражена системной коррупцией, охватившей все сферы — от энергетической индустрии до органов местной власти самого низкого уровня. Коррупция позволяет переводить государственные средства на частные счета лиц, приближённых к режиму, в то время как расходы на повышение благосостояния населения и диверсификацию экономики значительно ограничиваются.

Комментирует составитель российского раздела доклада Freedom House, профессор Университета Джорджа Вашингтона Роберт Орттунг (Robert Orttung): «Стиль правления режима в Кремле не изменился за прошедшее десятилетие, но в 2012 году меры по подавлению инакомыслия и свободы в обществе приняли экстремальный характер. Главная проблема — нежелание Владимира Путина уходить из власти. Очевидно Путин опасается, что, оказавшись вне власти, он может столкнуться с обвинениями за преступления, совершенные в течение 12 лет своего правления. Чтобы оставаться президентом, ему необходимо любыми доступными средствами застраховать себя от любых возможных вызовов своей власти. Таким образом, правительство России преследует не интересы российского народа, а озабочено интересами лидера и его ближайшего окружения».

По данным Freedom House, уровень демократии в России снижается из года в год, начиная со второй половины 1990-х годов. По мнению правозащитников, Россию нельзя сравнить с такими странами как Северная Корея или Туркменистан, но она очень далека и от тех государств, в которых функционируют развитые демократические институты и соблюдаются гражданские свободы, гарантированные Всемирной декларацией прав человека.

Уровень демократии в странах переходного периода в 2013 году

Nations in Transit 2013
Пояснения к таблице
  1. Избирательный процесс — Electoral Process (EP).
  2. Уровень развития гражданского общества — Civil Society (CS).
  3. Уровень независимости СМИ — Independent Media (IM).
  4. Уровень демократичности национального правительства — National Democratic Governance (NGOV).
  5. Уровень демократичности местных властей — Local Democratic Governance (LGOV).
  6. Уровень эффективности и независимости судебной системы — Judicial Framework and Independence (JFI).
  7. Уровень коррупции — Corruption (CO).
  8. Уровень демократии в стране (общая оценка) — The Democracy Score (DS).
Государства с устойчивой демократической системой
  EP CS IM NGOV LGOV JFI CO DS
Словения 1.50 2.00 2.25 2.00 1.50 1.75 2.25 1.89
Эстония 1.75 1.75 1.50 2.25 2.50 1.50 2.50 1.96
Латвия 1.75 1.75 1.75 2.25 2.25 1.75 3.00 2.07
Чехия 1.25 1.75 2.50 2.75 1.75 1.75 3.25 2.14
Польша 1.25 1.50 2.50 2.50 1.75 2.50 3.25 2.18
Литва 2.00 1.75 2.00 2.75 2.50 1.75 3.50 2.32
Словакия 1.50 1.75 2.75 2.75 2.50 3.00 3.75 2.57
Венгрия 2.25 2.25 3.50 3.50 2.75 2.50 3.50 2.89
Государства с частично демократической системой
  EP CS IM NGOV LGOV JFI CO DS
Болгария 2.00 2.50 4.00 3.50 3.00 3.25 4.00 3.18
Румыния 3.00 2.50 4.25 4.00 3.00 3.75 4.00 3.50
Хорватия 3.25 2.50 4.00 3.50 3.75 4.25 4.00 3.61
Сербия 3.25 2.25 4.00 3.75 3.50 4.50 4.25 3.64
Черно­гория 3.25 2.75 4.25 4.25 3.25 4.00 5.00 3.82
Македо­ния 3.25 3.25 4.75 4.25 3.75 4.25 4.00 3.93
Государства с переходной или гибридной политической системой
  EP CS IM NGOV LGOV JFI CO DS
Албания 4.25 3.00 4.00 5.00 3.50 4.75 5.25 4.25
Босния и Герцего­вина 3.25 3.50 4.75 5.50 4.75 4.25 4.75 4.39
Грузия 4.75 3.75 4.25 5.50 5.50 5.00 4.50 4.75
Молдова 4.00 3.25 5.00 5.50 5.75 4.50 5.75 4.82
Украина 4.00 2.75 4.00 5.75 5.50 6.00 6.00 4.86
Государства с частично авторитарной политической системой
  EP CS IM NGOV LGOV JFI CO DS
Косово 5.00 4.00 5.75 5.75 4.75 5.50 6.00 5.25
Армения 5.75 3.75 5.75 5.75 5.75 5.50 5.25 5.36
Кыргыз­стан 5.50 4.75 6.25 6.50 6.25 6.25 6.25 5.96
Государства с авторитарной политической системой
  EP CS IM NGOV LGOV JFI CO DS
Россия 6.75 5.50 6.25 6.50 6.00 6.00 6.50 6.21
Таджики­стан 6.50 6.25 6.25 6.25 6.00 6.25 6.25 6.25
Казах­стан 6.75 6.25 6.75 6.75 6.50 6.50 6.50 6.57
Азербай­джан 7.00 6.25 6.75 6.75 6.50 6.50 6.75 6.64
Беларусь 7.00 6.50 6.75 6.75 6.75 7.00 6.25 6.71
Туркмени­стан 7.00 7.00 7.00 7.00 6.75 7.00 6.75 6.93
Узбеки­стан 7.00 7.00 7.00 7.00 6.75 7.00 6.75 6.93
Источник: Исследование Freedom House: Развитие демократии в странах переходного периода в 2013 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 19.06.2013. 19:00. URL: https://gtmarket.ru/news/2013/06/19/6016
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости