Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Философия науки и техники. Цикл лекций. Примечания

  1. Сogito, ergo sum.
  2. В целом мифология — это форма общественного сознания, способ понимания природы и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Основой мифологии являлись неспособность человека выделить себя из окружающей среды, нерасчленённость мышления, неотделённость его от эмоциональной сферы, а следствием — такие феномены, как метафорические сопоставления природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса.
  3. Элейская философия возникла как результат сплава пифагорейской системы категорий, представляющей, по сути, трансформированную структуру мифа, с научно оформленной и также мифологизированной пифагорейской математикой (главным образом, арифметикой).
  4. См. Полани М. Личностное знание / М. Полани. — М., 1985.
  5. Подробнее см. Нуаре Л. Орудие труда и его значение в истории развития человечества. — Киев, 1925.
  6. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие / В. А. Канке. — М., 2004. С. 242–243.
  7. Подробнее см. Порус, В. Н. Наука. Культура / В. Н. Порус. — М., 2002.
  8. Лешкевич, Т. Г. Философия науки / Т. Г. Лешкевич. — М., 2006. С. 137.
  9. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. С. 333.
  10. Там же.
  11. Фейерабенд, П. Структура научных революций / П. Фейерабенд. — М., 1977. С. 109.
  12. См. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. — М., 1983. С. 332.
  13. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. — М., 1990. С. 248–249.
  14. Файоль, А. Управление — это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М., 1992. С. 12.
  15. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. — М., 1988. С. 419.
  16. Там же. С. 586.
  17. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции наук / В. А. Канке. — М., Логос, 2004. С. 89.
  18. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — М., 1997. С. 128.
  19. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М., 1977. С. 63.
  20. См. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. — СПб., 2004. С. 34.
  21. См. Stork, H. Einfuhrung in die Philosophie der Technik / H. Stork. Darmstadt, 1977.
  22. См. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. — М., 1996.
  23. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. Т. 1. С. 171.
  24. Там же. С. 173.
  25. Подробнее см. Философия техники в ФРГ [коллективная монография]. — М., 1989.
  26. Там же. С. 370.
  27. Подробнее см. Белл, Д. Третья технологическая революция и её возможные социоэкономические последствия / Д. Белл. — М., 1990.
  28. См. Тоффлер, Э. Новая технократическая волна на Западе / Э. Тоффлер. — М., 1986. С. 97.
  29. Природу побеждают, только покоряясь ей (лат).
  30. Канке, В. А. Указ. соч. С. 219.
  31. Ильин, В. В. Философия науки / В. В. Ильин. — М., 2003. С. 73.
  32. Там же. С. 84.
  33. Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды / Х. Ортега-и-Гассет. — М., 2000. С. 172.
  34. Хайек, Ф. А. Общество свободных / Ф. А. Хайек. — М., 1990. С. 309.
  35. Оккам (Ockham, Occam) Уильям (ок. 1285–1349), английский философ-схоласт, логик и церковно-политический писатель, главный представитель номинализма XIV века, монах-францисканец. Согласно принципу «бритвы Оккама», понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.
  36. Кузнецов, Д. И. Кризис классической инженерии и гуманистические идеалы технического образования // Философия и будущее цивилизации. Т. 4 / IV Философский конгресс. — М., Издательство МГУ, 2005. С. 497.
  37. Ильин, В. В. Указ. соч. — М., 2003.
  38. См. Эзер, Э. Логика истории науки // Вопросы философии. 1995. № 10. С. 37–44.
  39. См. Стёпин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Стёпин. — М., 2000. С. 703–714.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения