Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Исследование Synovate Comcon: потребительское поведение и экономические настроения россиян в начале 2015 года

Исследовательская компания «Synovate Comcon» опубликовала результаты исследования потребительского поведения и экономических настроений россиян в начале 2015 года. Исследование проводится периодически в рамках проекта «Мониторинг КОМКОН: Антикризис» и посвящено изучению поведения российских потребителей в условиях экономического кризиса. Предыдущая серия исследований проводилась в 2008–2010 годах.

Как показали результаты нынешнего исследования, доля обеспокоенных новым экономическим кризисом в России выросла по сравнению с концом прошлого года, и сейчас показатель приближается к значениям «кризисного пика», зафиксированного в начале 2009 года. Сейчас 78% экономически активного населения крупных городов России обеспокоены кризисом, в первую очередь из-за увеличения цен, резкого падения курса рубля и проблем с заработной платой. При этом нестабильность курса рубля остаётся главным событием для экономически активного населения российских городов-миллионников. Влияние курса на себе уже ощутили 66%. Военные действия в Украине сохраняют прежний уровень актуальности, что и в конце прошлого года, однако в январе экономический кризис опередил эту проблему по актуальности. На этом фоне важность экономических санкций в отношении России и ответных антисанкций становится несущественной — эти новости беспокоят россиян всё меньше.

Основным показателем экономического кризиса 2015 года является рост цен. В январе уже 91% опрошенных сказали, что они или их родственники за последний месяц ощутили на себе повышение цен, причём этот показатель даже выше «кризисного» 2009 года. Наиболее заметно подорожание в категориях продуктов питания, цифровой и бытовой техники и электроники, лекарств и бензина. Хуже, чем в разгар предыдущего кризиса, обстоят дела и с доступностью продуктов на полках магазинов.

На фоне сокращения зарплат и премий (уже 48% опрошенных или членов их семей столкнулись с этой проблемой) потребители продолжают урезать расходы: более половины (58%) начали экономить на отдыхе и досуге, 41% — на еде и одежде. 23% запасаются продуктами питания, бытовой химией и лекарствами. 16% приобрели товары, которые не планировали покупать в ближайшее время (прежде всего, бытовую технику, электронику, гаджеты и мебель).

Экономическая нестабильность заметно влияет на потребительское поведение. Так, группа обеспокоенных кризисом за последний месяц была наиболее финансово активной: среди них 20% обменяли рубли на валюту (против 7% необеспокоенных), также 39% поспешили снять деньги со счетов в банках или закрыть вклады, переведя сбережения в наличность. Как и в конце прошлого года потребители продолжают вкладывать накопления в крупные покупки — технику, мебель и товары длительного пользования. В связи с повышением банковских ставок выросла доля тех, кто отказался от идеи взять вредит в начале нынешнего года. Предложениями банков открыть вклад за последний месяц воспользовались пока только 14% экономически активного населения в крупных городах. Вероятно, эта группа заранее планировала разместить деньги в банке независимо от текущей ситуации, так как доля открывших вклады не меняется в зависимости от обеспокоенности кризисом Интересно, что несмотря на фиксируемое снижение зарплат и общую экономическую нестабильность, ожидания россиян относительно будущих изменений доходов в целом оптимистичны. Так, большинство опрошенных считают, что их доходы в будущем увеличатся или останутся на том же уровне. Негативно настроены лишь 17% группы экономически активных граждан.

Источник: Исследование Synovate Comcon: потребительское поведение и экономические настроения россиян в начале 2015 года. // Центр гуманитарных технологий. — 28.01.2015. 14:30. URL: http://gtmarket.ru/blog/comcon/2015/01/28/7072