Причины глобального разрыва по всем фронтам между богатыми и бедными странами обсуждаются давно, однако до сих пор объективно значимый ответ так и не был найден. Исследователи из Гарвардского Университета (Harvard University) и Массачусетского технологического института (MIT) обнаружили, что объяснить огромные различия в уровне развития между странами мира может так называемое коллективное знание. Учёные предложили новую систему расчёта экономического процветания и прогноза будущего экономического роста, которая базируется на модели, определяющей уровень благополучия той или иной страны в зависимости от уровня сложности коллективного знания в ней. Согласно этой модели, общая сумма знаний, содержащихся в экономике страны, может быть измерена с помощью так называемого индекса экономической сложности. С этой точки зрения, чем более развито в стране разделение труда, чем более разнообразные и специализированные рабочие места предоставляются жителям страны, тем больше у них способность производить сложную продукцю и накапливать продуктивное знание, что в конечном итоге ведёт страну к устойчивому развитию и благополучию. Современные развитые общества своим процветанием во многом обязаны идее Адама Смита о том, что разделение труда есть секрет богатства народов, — говорится в докладе. — Современная интерпретация этой идеи показывает, что разделение труда позволяет нам получить доступ к такой сумме знаний, которая просто недостижима для отдельного индивидуума. Но секрет современных обществ состоит не в том, что отдельный человек обладает более продуктивным знанием, чем человек традиционного общества. Этим секретом является то, что мы коллективно используем большие объёмы знаний, в то время как каждый из нас обладает только небольшим их количеством. Общество функционирует, поскольку его участники создают разнообразные сети и рынки, позволяющие им взаимодействовать и делиться своими знаниями. Все это делает нас коллективно мудрее. Страны, которые производят множество уникальных продуктов (например, такие как медицинское оборудование или авиационную технику) имеют значительно больший показатель коллективного знания, чем те государства, которые производят, главным образом, широко используемые продукты (например, такие как хлопок и соя) или сырье. Однако добиться того, чтобы слаборазвитые страны начали производить более сложную продукцию, не так просто. Этого нельзя достичь только лишь обучением или распространением информации о том или ином производстве и технологиях — того, что авторы называют «явным знанием». Наиболее продуктивным является «скрытое» знание — например, об организации бизнеса или производственных структур, и такому знанию гораздо сложнее научить. По этой причине государства, как правило, расширяют свои производственные возможности путём перехода от продуктов, которые они уже производят, к тем, которые требуют аналогичного комплекса знаний, но не расширяя производства более сложными или более уникальными продуктами. Авторы исследования измерили уровень коллективного знания для 128 государств с точки зрения видов продукции, которые они производят, и составили «Атлас экономической сложности» (The Atlas of Economic Complexity). Одноимённая книга об исследовании, с подробным описанием модели, статистическими данными и прогнозами, опубликована в свободном доступе на сайте MIT по адресу: atlas.media.mit.edu. Составив для каждой из 128 стран индекс экономической сложности, учёные обнаружили тесную связь между его показателями и доходом на душу населения — по крайней мере, для стран, которые имеют ограниченный экспорт природных ресурсов. Так, страны с большими запасами нефти, преимущественно оказались богаче, чем ожидалось, так как резервы добычи нефти зависят в большей степени от геологических условий на территории этих государств, чем от объёмов их коллективного знания. Самый высокий индекс экономической сложности получила Япония. В десятку лидеров также вошли: Германия, Швейцария, Швеция, Австралия, Финляндия, Сингапур, Чехия, Великобритания и Словения. Соединённые Штаты оказались на 13 месте. Россия — на 46 месте, между Иорданией и Тунисом. Для сравнения: Франция занимает 11 место, Южная Корея — 12, Италия — 16, Израиль — 19, Беларусь — 21, Польша — 25, Испания — 28, Китай — 29, Канада — 41, Украина — 42, Турция — 43, Индия — 51, Бразилия — 52. Последние места занимают Судан, Ангола и Мавритания — 126, 127 и 128, соответственно. Далее исследователи спрогнозировали перспективы экономического роста каждой страны до 2020 года, сравнивая индекс экономической сложности государства с его уровнем дохода (ВВП на душу населения). Основные выводы учёных таковы: если страна имеет более низкий уровень дохода, чем предполагалось её уровнем по индексу экономической сложности, то в ближайшем будущем она будет испытывать экономический рост с целью «догнать» развитие. В том же случае, если уровень дохода в стране оказался выше, чем ожидалось по его индексу экономической сложности, то значимого роста в будущем быть не должно. На основе этого анализа, страной с самым высоким ожидаемым ростом до 2020 года является Китай. В десятку «догоняющих развитие» наиболее быстрыми темпами также вошли: Индия, Таиланд, Беларусь, Молдова, Зимбабве, Украина, Босния и Герцеговина, Панама и Мексика. Соединённые Штаты оказались на 91 месте. Россия — на 59 месте. Последние места занимают также Судан, Ангола и Мавритания. Авторы исследования надеются, что найденный ими способ измерения процветания страны и определения прогноза её будущего экономического роста показывает некоторые ключевые области, которые могут быть изучены и использованы для ускорения процесса экономического развития в мире. |
|