Интерес россиян к покупке товаров престижных брендов, шоппингу и распродажам растёт с каждым годом. Расходы на покупку продуктов питания снижаются за счёт увеличения доли расходов на непищевую продукцию и услуги. По темпам роста среди розничных форматов торговли лидирующее место занимают гипермаркеты, а доля пользователей банковскими услугами достигла 71% населения. Такие данные были получены в ходе ряда исследований потребительского поведения в России, проведённых международной исследовательской группой GfK). Информация представлена на основе данных следующих исследований GfK Group:
Данные статистики свидетельствуют о позитивных тенденциях развития российской экономики: это рост ВВП, который составляет порядка 7% в год и по прогнозу эта тенденция сохранится, рост инвестиций в основной капитал, увеличение доходов населения и, как следствие, рост расходов и развитие розничного оборота. Россия входит в состав так называемых стран БРИК (четыре крупнейшие в мире развивающиеся экономики — Бразилия, Россия, Индия, Китай), к которым сейчас приковано внимание крупнейших мировых компаний, рассматривающих эти страны как новые рынки сбыта. Именно эти страны являются эпицентром усилий по глобализации, и Россия занимает в этом списке уникальное место как большой по объёму рынок, с одной стороны, а, с другой стороны, страна демонстрирует уже в течение семь лет стабильный рост, результатом которого, в свою очередь, является быстрый рост иностранных инвестиций. И судя по всему, эти тенденции будут сохраняться в ближайшие годы, полагают авторы исследования. Вслед за экономическими изменениями меняются и потребительские привычки российского потребителя, пишут исследователи. И тут можно отметить несколько тенденций. Так, одним из глобальных трендов является парадокс премиальности. Наблюдается рост заинтересованности потребителей в престижных брендах, при этом повышается интерес и к распродажам: за десятилетие в мире примерно вдвое увеличился сегмент людей, которые хотят покупать товары престижных брендов, причём только на распродаже по умеренной цене. В России же ещё больший процент населения следует этой тенденции и стремится покупать товары престижных брендов по умеренной цене на распродажах. Неудивителен и тот факт, что с ростом доходов населения снижаются расходы на покупку продуктов питания и увеличивается доля расходов на непищевую продукцию и услуги. Динамика проникновения мобильной связи в России в целом опережает мировую тенденцию развития, и в настоящее время 71% городского населения страны имеет мобильные телефоны, что говорит о желании всегда быть доступным для коммуникации, а также о стремлении к мобильному образу жизни в целом. Собственно, о том же свидетельствует и рост таких категорий как MP3 плееры — за последний год продажи выросли практически на 200%, и других мобильных устройств. По данным исследований, в 2006 году наблюдался значительный рост розничных банковских услуг — доля пользователей банковскими услугами возросла до 71% российского населения (не включая услуги оплаты коммунальных платежей). По этому показателю Россия достаточно быстрыми темпами догоняет и даже перегоняет восточноевропейские страны. Этот рост, в первую очередь, обусловлен распространением пластиковых карт как средств выплаты зарплат на российских предприятиях. Помимо этого, исследователи отмечают бум кредитования — за последний год доля пользователей кредитов удвоилась, достигнув 20%, и Россия в этом отношении практически подошла к показателю Германии. Такой рост обусловленсен развитием потребительского кредитования. Пользование ипотекой в России находится пока не на самом высоком уровне, но исследователи указывают на уверенную тенденцию к росту: так, за последний год число пользователей ипотекой удвоилось, а увеличение предложений может дальше стимулировать спрос на этом рынке. Ещё одной тенденцией является развитие розничного сектора, и на основании данных исследований, авторы отчёта указывают на рост современных форматов торговли — гипермаркетов, супермаркетов, дисконтов, Cash & Carry. Сейчас гипермаркеты лидируют по темпам роста. Развитие современной розницы идёт параллельно с процессом роста восприятия шоппинга как удовольствия и способа проведения досуга — год от года растёт число людей, которые заявляют, что с удовольствием прогуливаются по торговым залам. Учитывая этот фактор, надо иметь в виду, что потребитель ищет уже не только приемлемые цены и выгодные предложения, не менее важны также атмосфера, сервис и дополнительные услуги. На основе данных исследования GfK Roper Report авторы отчёта отмечают, что следствием тех усилий, которые крупнейшие мировые компании прилагают для продвижения своих брендов, является непрерывный рост числа пользователей глобальных брендов и поклонников глобальных брендов, которые рекомендуют бренд. Так, в 2006 году среднестатистический россиянин регулярно использовал 5 и более глобальных брендов и рекомендовал 4. Благоприятная ситуация на рынке безусловно привлекает всё больше игроков, конкуренция увеличивается и в дальнейшем будет только расти. В этих условиях потребители, с одной стороны, становятся всё более требовательным, «хотят всего сразу», пишут исследователи. Российские потребители всё больше хотят видеть продукты, сочетающие в себе ряд полезных особенностей. Так, кондитерская продукция должна быть одновременно и вкусной и полезной, сумка должна сочетать роскошь с доступной ценой, обувь — быть комфортной и модной. С другой стороны, потребители окружены большим количеством предложений при наличии дефицита времени для того, чтобы сделать выбор. Следовательно, потребители стремятся узнать как можно больше конечной информации о продукте, в связи с чем также заметна тенденция роста роли такого источника информации как «устные рекомендации» от проверенных источников, когда есть возможность получить сокращённый объём надёжной и достоверной информации. Поэтому крупнейшие компании во всём мире большое внимание уделяют так называемым лояльным пользователям своих брендов, которые рекомендуют бренды другим людям. |
|