Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Исследование «Ромир»: Офисные служащие активно используют рабочий Интернет в личных целях

Ромир Исследовательская компания «Ромир» провела всероссийский опрос общественного мнения, посвящённый использованию офисными служащими рабочих компьютеров и Интернета в личных целях. В опросе приняли участие 1412 интернет-пользователей в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует российскую интернет-аудиторию, которая по результатам мониторинга Интернета в первом квартале текущего года составила 22% взрослого населения страны.

В рамках исследования было установлено, что у 76% респондентов основная рабочая деятельность связана с компьютером. 90% из них признались в использовании служебного компьютера и Интернета в личных целях. При этом, менее чем у половины пользователей рабочими компьютерами (39%) доступ к Интернету не ограничен. Остальные же рассказали о различных ограничениях и препятствиях, чинимых работодателями и системными администраторами, в частности: 19% сообщили об ограничении интернет-трафика, ещё 18% сообщили о том. что введены ограничения на доступ к некоторым вебсайтам. Также в 18% случаев респонденты говорили о том, что руководство компании выступает против использования Интернета в личных целях, 14% пожаловались на скрытое администрирование рабочих компьютеров. И по 6% респондентов сказали, что их рабочие компьютеры либо вообще не подключены к сети, либо Интернет крайне «медленный».

Участникам опроса, которые признались в том, что позволяют себе минуты отдыха от работы без отрыва от рабочего компьютера, был задан вопрос: «Сколько времени в среднем в течение рабочего дня Вы занимаетесь на компьютере делами, не связанными с работой?» Ответы на него распределились следующим образом (без учёта затруднившихся ответить):

Исследование «Ромир»: Офисные служащие активно используют рабочий Интернет в личных целях

Рейтинг наиболее популярных видов нерабочей деятельности на рабочем компьютере, по результатам исследования, выглядит следующим образом. Подавляющее большинство респондентов (86%) читают новости в Интернете, ещё 80% занимаются в сети поиском информации, не связанной с работой. 60% опрошенных активно общаются с друзьями через ICQ и другие программы и ещё столько же респондентов читают книги и материалы, не связанные с работой, в электронных библиотеках или на информационных порталах. 57% участников опроса сказали, что не просто читают различные не связанные с работой материалы в сети, но и скачивают их. Каждый второй респондент (55%) следит за новостями, читая интернет-версии газет и журналов. При этом большинство из тех, кто такими разнообразными способами устраивает себе передышки и рабочие паузы, уверяют, что злоупотребляют рабочим Интернетом не более 30 минут в день.

Как видно из таблицы выше, наименее популярными видами времяпрепровождения являются игры в Сети — в онлайн-игры не играют 81% респондентов. Посещением сайтов знакомств не занимаются 80% опрошенных. Не смотрят видео 78% участников опроса, не ведут и не читают блоги 77% респондентов, не играют в «Пасьянсы» и «Косынки» (стандартный развлекательный пакет Microsoft) 72% и ещё 70% не играют в дополнительно установленные игры. При этом большинство из тех, кто всё же практикует все эти виды деятельности, уверяют, что тратят на это опять же не более получаса рабочего времени в день.

Авторы исследования считают полученные рейтинги наиболее и наименее востребованных и популярных видов частной деятельности за рабочим компьютером вполне логичным и закономерным. Так, например, для онлайн-игр нужен достаточно мощный компьютер, с хорошей звуковой и видеокартой, которые заядлые геймеры устанавливают на домашние компьютеры, но вряд ли на офисные машины. Поэтому и играть на работе в онлайн-игры смысла, да и возможности нет, а «Пасьянсы» и «Косынки» давно надоели. Общение на форумах требует также постоянного присутствия на соответствующем сайте, тогда как ICQ функционирует в режиме виртуального диалога, который можно прервать или «поставить на паузу». Сайты знакомств и различные развлекательные сайты пользователи обходят стороной, вероятно, всё же опасаясь скрытого администрирования и возможных санкций со стороны руководства.

Результаты исследования позволили выявить ряд особенностей. Так, например, мужчины и женщины в целом одинаково активны в пользовании ICQ с той лишь разницей, что большинство мужчин (37%) тратят на переписку не более 30 мин в день, тогда как среди женщин значительную долю (12%) составляют те, кто на виртуальное общение тратит более 2 часов в день. ICQ пользуется наибольшей популярностью среди пользователей 25–34 лет. Среди респондентов старше 45 лет этой программой не пользуются вовсе 73% опрошенных.

Что касается чтения новостей в Интернете, то завсегдатаями новостных вебсайтов можно, пожалуй, назвать респондентов 25–34 лет (90%), тогда как молодые люди 18–24 лет обращаются к информационным сайтам несколько реже, чем респонденты других возрастов. Исследование показало, что респонденты с небольшим доходом значительно реже обращаются за новостями в Интернете, чем пользователи с высоким и средним доходом. В целом, чем выше доход респондента, тем больше времени они проводят в Сети в поисках новостей.

Поиском различной информации, не относящейся к работе, в целом занимаются 80% респондентов. Причём в различных регионах этот показатель незначительно отличается от среднего по выборке. И это не удивительно. Регулярные исследования онлайн-аудитории показывают, что этот вид деятельности в Интернете был и остаётся наиболее популярным и востребованным. Среди ищущих информацию в Сети несколько больше мужчин, чем женщин, респондентов 25–34 лет, с высоким уровнем дохода.

Что касается посещения сайтов знакомств, то результаты исследования свидетельствуют, что мужчины несколько активнее женщин в вопросе виртуальных знакомств — 17% против 9% соответственно. Сайты знакомств несколько чаще посещают респонденты со средним заработком.

По мнению ведущего консультанта «Ромир» по качественным исследованиям, доктора психологических наук Ольги Мельниковой, не исключено, что в действительности респонденты уделяют своим личным увлечениям в рабочее время несколько больше времени. Это связано с элементарным желанием приуменьшить свою «вину» — ведь респонденты прекрасно понимают, что на работе они должны заниматься исключительно работой, но не могут не воспользоваться ситуацией — наличием подключённого к сети компьютера, чтобы утолить информационный голод или жажду общения. И, во-вторых, далеко не все пользователи могут действительно контролировать время, которое они уделяют личным делам в течение рабочего дня. Им может казаться, что прошло не более 20–30 минут, как они погрузились в чтение или игры, а на самом деле прошло значительно больше времени.

Таким образом, исследование показало, что интернет-пользователи достаточно активно и разнообразно используют рабочий Интернет в личных целях, даже несмотря на то, что в офисах более половины участников опроса на подобные виды деятельности установлены ограничения. И офисные служащие ещё активнее пользовались бы Интернетом в личных целях, если бы никаких ограничений не существовало. Об этом заявили более трети (38%) участников опросов, которые в настоящий момент трудятся под бдительным оком руководства и системных администраторов. Но если взглянуть на вопрос использования рабочего Интернета в личных целях сотрудников с другой стороны, то исследование показывает, что наибольшее время затрачивается респондентами на интеллектуальное и информационное обогащение (чтение новостей и материалов, не связанных с работой). Развлекательные виды деятельности, виртуальное общение и переписка в большинстве случаев занимают у участников опроса около 30 минут в день.

Источник: Исследование «Ромир»: Офисные служащие активно используют рабочий Интернет в личных целях. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 19.08.2006. 16:57. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2006/08/19/35
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости