Исследователи из канадского Университета Куинса (Queen’s University) выяснили, что способность человека влиять на других людей заставляет его мыслить иначе — более целенаправленно и рационально. Ощущение собственной силы влияния приводит к тому, что человек начинает мыслить таким образом, который помогает ему эффективно достигать своих целей. Комментирует Ли-Юн Джи (Li-Jun Ji), соавтор исследования и социальный психолог, изучающий связи между культурой и мышлением: «Самое интересное в этом исследовании — идея того, что мышление является гибким, а не жёстким и не запрограммированным с рождения. Мы способны подстраивать наш стиль мышления под ситуации. Тем не менее, конкретные трансформации мышления, скорее всего, определяются социальной средой и зависят от культуры». Для большинства людей обладание властью или влиянием означает желание повлиять на других и достичь при этом своих собственных целей. На примере социальной системы североамериканского общества учёные выяснили, что эти личностные цели чаще всего никак не связаны с обществом и окружающими человека внешними обстоятельствами. Таким образом, наиболее эффективной является стратегия, основанная на достижении собственных целей, не отвлекаясь на окружающий социальный контекст. Исследователи обнаружили, что люди с высоким социально-экономическим статусом обладают более выраженным аналитическим мышлением. Предположительно, это может быть причиной того, что сам статус повышает в человеке организованность и деятельность — качества, которые и приводят к власти. Для того, чтобы проанализировать «чувство власти», учёные попросили участников исследования вспомнить случаи из их жизни, когда они оказали влияние на других людей. Среди названных воспоминаний преобладали такие, как помочь застенчивому соседу по комнате стать более общительным, заставить людей участвовать в благотворительных акциях и тому подобные. Затем участников опроса попросили выполнить ряд различных задач, предназначенных для оценки типа их мышления в тех ситуациях — был ли он аналитическим или целостным. Аналитическое мышление состоит в «обработке» центрального объекта и его особенностей независимо от окружающего контекста (например, описание шара при помощи прилагательных «красный» или «круглый»). Целостньюе мышление подразумевает акцент на контекст, окружающую объект действительность и отношения между объектами (например, описание шара с помощью глаголов «ударить» или «играть» для того, чтобы выделить способ его использования). Результаты показали, что в подавляющем большинстве ситуаций, в которых человек проявляет силу своего влияния по отношению к другим людям, его мозг переключается на аналитическое целенаправленное мышление. |
|