Завышение собственных способностей к чему-либо часто оказывается выигрышным качеством и наиболее важной составляющей успеха в широком диапазоне областей, от спорта до конкурентной борьбы в бизнесе, — особенно в ситуациях, когда силы сторон точно неизвестны. На практике это означает, что выгоднее участвовать в борьбе, чем отступить Для того, чтобы понять, какие формы самоуверенность и переоценка собственных сил могут принимать в различных обществах, Джеймс Фаулер (James H. Fowler), социолог из Университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego), и его коллега Доминик Джонсон (Dominic D. P. Johnson) из Университета Эдинбурга (University of Edinburgh), провели масштабное исследование, которое охватывает разнообразные ситуации на протяжении человеческой истории — от финансовых кризисов до войн. Исследователи считают, что попытка найти новые способы трактовки человеческого поведения может помочь предотвратить аналогичные события в будущем. Учёные провели подробное сопоставление исторических фактов и подтвердили, что переоценка сил очень широко распространена по всему миру во всех обществах во все зафиксированные в достаточной степени временные эпохи. Затем исследователи провели серию опросов внутри разнообразных социальных групп. Так, 94% опрошенных профессоров учебных заведений полагают, что их преподавательские способности выше среднего, а 70% опрошенных старшеклассников считают, что их лидерские качества выше среднего. Было изучено и множество сфер обычной жизни, вплоть до того, что большинство мужчин переоценивают свою привлекательность. Комментирует Джеймс Фаулер: «Чрезмерная самоуверенность — это эволюционная загадка. Она на самом деле увеличивает вероятность успеха, но при всех описанных преимуществах она приносит и значительные риски. Обратная сторона: ошибочная оценка ситуации, нереалистичные ожидания и опасные решения. Быть вовлечённым в борьбу с теми, кто сильнее тебя в непредсказуемой среде может быть провальной стратегией. Но, как утверждается в одной известной экономической теории, никто бы никогда не воевал, если бы было заранее известно, кто победит. Война — это огромные затраты и человеческие жертвы. И было бы гораздо эффективнее просто уступить победу и все те ценности, которые она могла бы принести». На основе всех собранных данных была создана ситуационная модель. За точку отсчёта был взят некий ресурс, который является ценным для двух определённых субъектов. Каждый из них должен был решить, следует ли ему претендовать на него. Если оба отказывались или потребность высказывал один, то результат был очевиден. Если же оба пытались заполучить этот ресурс, начинался конфликт, в котором оба могли бы пострадать. Победить при конфликте должен более талантливый, но оба человека сталкивались с определённым уровнем неуверенности в том, насколько большим превосходством обладает противник на самом деле. Джеймс Фаулер поясняет: «Такая модель показывает, что самоуверенность в большинстве случаев ведёт к победе. И не только в случае двух соперничающих сторон, но и при наличии большей конкуренции. Чем больше у человека сомнений в отношении силы конкурента, тем сложнее ему поверить в то, что он сильнее, чем на самом деле, для того, чтобы одержать победу. Если вы сомневаетесь, то можете размышлять так: это будет тяжёлая борьба, я не хочу в ней участвовать; на самом же деле, вы могли одержать победу. Если вы в большинстве случаев хорошо справляетесь с неуверенностью, то существует множество ситуаций, когда вы готовы получить ресурс, так как конкурент боится вашей уверенности, считая, что проиграет, и сдается. Здесь важно то, что чем выше цена победы, тем выгоднее быть самоуверенным». Это исследование, по меньшей мере, должно помочь объяснить кажущееся нелогичным поведение — например, чрезмерно фанатичную биржевую торговлю или стремление проигравших государственных лидеров вступить в военный конфликт. Анализ фактора неопределённости и неуверенности поможет объяснить, почему такие модели поведения иногда окупаются. |
|