В России состоялись выборы «Слова 2007», которые проводились Центром творческого развития русского языка, созданном при Международной Ассoциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), при поддержке издания «Новая газета». Выборы «слова года» уже давно проводятся во многих странах, например в США, Германии, Японии, а в этом году к клубу стран, осмысляющих себя в минижанре одного слова, присоединилась и Россия. Список слов-кандидатов для этого проекта был составлен по предложениям читателей «Новой газеты», «Живого Журнала» и электронной лингвистической рассылки «Дар слова» Михаила Эпштейна — филолога, профессора теории культуры и русской литературы в Университете Эмори (Атланта, США). Всего читатели номинировали на конкурс около полусотни слов и выражений, которые они оценили как самые характерные для минувшего года. Затем к работе приступило жюри — члены Научно-творческого совета при Центре творческого развития русского языка, в состав которого входят известные писатели, лингвисты, философы и культурологи. Авторы проекта решили проводить выборы лишь по двум номинациям: «Слово» и «Антислово». Итоговая статья Михаила Эпштейна о выборах «Слова 2007» вышла в «Новой газете», а ниже представлен рейтинг слов 2007 года с комментариями авторов проекта. Слова 2007 года — Итоги выборовСлово 2007В этой номинации вперёд с большим отрывом вырвалось слово «гламур» (35 баллов), которое почти все члены Научно-творческого совета сочли ключевым для минувшего года, причём во всех возможных производных («гламурный», «гламурненько», «огламурить» и так далее). Вот как объяснила свои мотивы писательница и журналистка Елена Черникова, которая первой выдвинула эту кандидатуру: «Лет пять назад, когда гламур вдруг выпрыгнул-выскочил в России, он был (в СМИ) хороший, заветный, желанный, красивый, и прочее. Конечно, никто из всерьёз употреблявших это слово не помнил, что по-настоящему гламурными, то есть роскошными, чарующими, обольстительными, были основательницы этого стиля и образа, символы гламура Грета Гарбо, Марлен Дитрих. Многие в России вообще полагали, что это слово не из словаря, а с обложки одноимённых колготок, но выговаривали его с энтузиазмом и придыханием. Прошло некоторое время, и сейчас российский гламур вместе с гламурными девушками, вещами, манерами, журналами, вечеринками начал вызывать иронию. До ненависти дело не дошло, по-моему, только потому, что обнаружились пустота и вторичность, отсутствие внутреннего, бессмысленность. Роскошь, но крикливая. Блеск, но как по разнарядке, обязательный, а то просто «не жизнь, а каторга какая-то», без гламура-то. Крайняя степень потребительства — по сути. Понятие перебежало из эпохи в эпоху, от символа к символу, от Греты Гарбо — к Собчак Ксении Анатольевне… Смешно, хоть плачь». А вот комментарий философа и культуролога Григория Тульчинского: «За этим словом — апофеоз 2007 года, полное торжество массовой культуры и её ценностей. Идеал российской «элиты». Полуприкрытые глаза, устремлённые куда-то по диагонали вверх, приоткрытый рот, вокруг облачка тумана и блаженства. Плюс откровенное программирование не только в рекламе, но и в новостях, политике». Писатель Анатолий Курчаткин находит гламурность не только в материальном образе жизни элиты, но и в новом общественно-политическим истеблишменте: «Гламур в уходящем году стремительно распространился на жизнь всех категорий российского населения, ворвался в политику и занял в ней хозяйское положение. Все наши выборы, процесс выдвижения кандидатов в депутаты, в президенты, выступления этих кандидатов превратились в сплошной гламур в его нынешнем значении для русского уха, иначе говоря — никакой правды, одна глянцево-золоченая видимость». Второго места по количеству баллов (23) удостоились «нанотехнологии» и вообще «нано-» как самый продуктивный элемент большого числа новообразований: «наноиндустрия», «наноматериалы», «нанороботы», «нанотрубы» и прочие «наности». Хотя слово «нанотехнология» было изобретено ещё в 1974 году в Японии, длительное время оно оставалось достоянием учёных, потом перешло в научную популяризацию и журналистику, а в минувшем году вошло в массовый язык. Примерно тот же путь прошли слова «блог» и «блогер», занявшие третье место (15 баллов). Слово «блог» (сокращение от Weblog, сетевой дневник), 1999 года рождения, возникло в среде интернет-публицистов, круг которых за последние годы стремительно расширился. По мысли писателя Григория Марка, «стремительно раздувается вокруг нас блогосфера, и все глубже — хотим мы этого или нет — мы будем в неё погружаться. Мы должны как можно быстрее научиться жить среди блогов». Далее в порядке признания их смысловых заслуг перед обществом следуют такие слова: «раскрутка» (11 баллов), «выборы» (9), «гендер», «пиар» и «имхо» (по 7). Последнее распространено опять же среди блогеров в значении «по моему скромному мнению» (IMHO, аббревиатура английского выражения In My Humble Opinion). Составители рейтинга замечают, что из восьми слов, занявших высшие ступеньки, шесть — иностранного происхождения. По их мнению, таков удельный вес российского языкового импорта из передовых стран. Антислово 2007Если «Слово года» в наибольшей степени концентрирует в себе его проблематику и интерес, то «Антислово» — подмену и извращение понятий, поясняют авторы проекта. Два слова разделили первое место в состязании на звание Анти, то есть самого фальшивого, аморального, пропагандистского: «креатив» и «политконкретность» (по 15 баллов). Сначала о первом, более известном: «креатив». Как замечает о «креативе» писатель Сергей Соловьёв, «мельче и повсеместней этой монеты уже трудно себе представить». Писательница Татьяна Щербина: «Креатив — это претензия и одновременно пародия на творчество и творение». Таким образом, креатив — это попытка уравнять ловкую и выгодную, а чаще бессмысленную придумку с деятельностью творца, самовыражением свободного духа, считают представители жюри. Ещё одно слово, занявшее высшую ступеньку почёта в номинации «Антислово», стало слово «политконкретность». Номинатор этого «антислова» лингвист Ольга Глазунова так определяет его значение: «Политконкретность — это когда в политике все заранее предопределено, как, например, с выборами в Думу и с выбором будущего президента». Следует также отметить, что в последнее время слово «конкретный» приобрело широкую популярность в таких сленговых выражениях, как «конкретный пацан», «конкретный мужик» и так далее. Третьим в номинации идёт слово «преемник». В современном обиходе, замечает Григорий Тульчинский, «слово просто достало — частотой употребления и политическим цинизмом». Оно подразумевает иной механизм передачи власти, чем тот, который закреплён традициями демократических обществ. Не менее выразительно следующее антислово — «шакалить» — всего один раз употреблённое президентом (по поводу политических оппонентов, шакалящих у иностранных посольств). Номинатор биолог Зоя Рысина напоминает, что глагол «шакалить» ворвался в общеупотребительный язык из уголовного жаргона и означает «попрошайничать». А вот комментарий писателя А. Курчаткина: «Слово удивительно энергичное, зрительное, емкое, образовано по всем правилам русского языка и хорошо «ложится» на него. Мы знали, что президент умеет припечатать смачным выражением. Однако он употребил это слово в отношении политических игроков, которые никак не похожи на шакалов, напротив — в известной мере выступают даже в роли жертв (как к ним ни относись), а потому это выразительное слово звучит как «антислово», и никак по-другому». В число антислов и антивыражений вошли также «враги России», «мачо» и «мачизм», «рейдер(ство)», «слив», «слить» (информацию, человека) и «дикие девяностые». Итоги 2007В заключение — итоговое определение года по сумме его самых знаковых слов. Михаил Эпштейн: 2007-й — гламурный год с креативной мечтой о нанотехнологиях и под знаменем политконкретности. Возможно, таким он и останется в памяти потомков, во всяком случае если они захотят поверить его современникам. |
|