Накануне наступающего 2009 года в России состоялись выборы «Слова 2008», которые проводились Центром творческого развития русского языка, созданном при Международной Ассoциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), при поддержке издания «Новая газета».
Список слов-кандидатов для этого проекта был составлен по предложениям читателей «Новой газеты», «Живого Журнала» и электронной лингвистической рассылки «Дар слова» Михаила Эпштейна — филолога, профессора теории культуры и русской литературы в Университете Эмори (Атланта, США). Начиная с ноября 2008 года читатели номинировали на конкурс около 100 слов и выражений, которые они оценили как самые характерные для минувшего года. Затем к работе приступило жюри — члены Научно-творческого совета при Центре творческого развития русского языка, в состав которого входят известные писатели, лингвисты, философы и культурологи. В этом году голосование прошло в 5 номинациях: «Слово», «Жаргонизм и Неологизм», «Выражение», «Антиязык» и «Предслово-2009». Итоговая статья Михаила Эпштейна о выборах «Слова 2008» вышла в «Новой газете», а ниже представлен рейтинг слов и выражений 2008 года с комментариями авторов проекта.
Слова и Выражения 2008 года
- Слово 2008. «Словом 2008», с большим отрывом от конкурентов, был избран «кризис», что в сопоставлении со «Словом 2007 года» — «гламур» — указывает на резкое изменение стиля жизни и общественных ориентаций. За «кризисом» следуют слова «коллайдер», выражающее тревогу о катастрофических последствиях научно-технического прогресса, и остро актуальные для России «великодержавность» и «война».
- Жаргонизм и неологизм 2008. В номинации «Жаргонизм и неологизм 2008» победу одержало иронически исковерканное слово «пазитифф», которое высмеивает ложный пафос и официальную установку на героизацию жизни. На втором месте неологизм «Обаманна» — имя нового американского президента как символ завышенных и потому неизбежно обманных ожиданий «манны небесной». На третьем — насмешливое словечко «стабилизец», говорящее о слишком явном расхождении между официальной версией стабилизации общества и сегодняшней реальностью.
- Выражение 2008. В номинации «Выражение 2008» победило брошенное российским президентом и подхваченное премьер-министром словосочетание «кошмарить бизнес». На втором месте — формула российской коррупции «пилинг и откатинг», комический англицизм. На третьем — «офисный планктон», ироническое самоназвание среднего управленческого звена.
- Антиязык 2008. Для номинации «Антиязык 2008» отбирались, как пишут авторы проекта, самые фальшивые, пропагандистские, аморальные выражения, обеляющие чёрное и очерняющие белое. Первое из них — «принуждение к миру», как идеологическое оправдание войны. В этом же ряду слова «замиротворить» (то есть фактически изгнать или уничтожить) и «миротворческие войска», выступающие за одну из сторон конфликта. Среди антивыражений особо отмечено «подниматься с колен», пафосное употребление которого часто отдаёт риторикой не столько патриотизма, сколько реваншизма и милитаризма.
- Предслово 2009. Последняя, пятая номинация «Предслово 2009» — предсказательная. Она обращена к будущему и пытается предугадать те слова и выражения, которые могут стать ключевыми для следующего года, поясняют авторы голосования. На первом месте в этой номинации выражение — «новые бедные», категория лиц, которая может придти на смену «новым русским», «нуворишам». На втором — слово «предслово», которое указывает на предстоящий год как на предисловие, начало новой эпохи. В разряд главных слов-предсказаний попали также «обвал», «передел», «переформатирование», «постимперия» и «Евроамерика» (перспектива более тесного объединения Америки и Европы, новой интеграции Запада).
- Итоги 2008. Несмотря на всю разноголосицу, выборы «Слова 2008» обнаружили единство смыслового поля, которое охватывает собой практически все слова, выдвинутые на первые места коллективным разумом читателей-номинаторов и членов жюри. Историческая целостность минувшего года предстаёт во взаимосвязи его самых знаковых слов и выражений. По их сумме 2008 год можно определить как кризисный год под знаменем пазитиффа и великодержавности, когда чиновники кошмарят бизнес, а власть принуждает к миру другие страны, рывком поднимая с колен своих граждан, обречённых при этом опускаться в разряд новых бедных, пишет в итоговой статье Михаил Эпштейн. Яркая лингвистическая особенность 2008 — выдвижение жаргонизмов и неологизмов на ведущие места в общественном сознании, уравнение «верхов» и «низов» стилевой пирамиды. Такие экспрессивные слова, как «пазитифф», «кошмарить», «пилинг и откатинг», «стабилизец», всё активнее входят в общественный обиход, вытесняя более нейтральные, уравновешенные слова и термины. Это говорит о кризисе объективной картины мира, об эмоциональном перевозбуждении как общества, так и языка, где оценка, ирония, насмешка начинают захлестывать предметно-понятийное содержание слов. Язык всё меньше описывает, анализирует, размышляет — и все больше кричит, требует, восхваляет, осуждает, глумится.
|