Электронно-библиотечные системы — популярный и востребованный формат получения литературы среди студентов. Основные требования к таким системам — бесплатный и неограниченный доступ — как по времени, так и по месту использования. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования, посвящённого отношению студентов к электронным библиотечным системам и перспективам их использования в российских ВУЗах. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён Как показали результаты опроса, электронно-библиотечные системы (ЭБС) являются сегодня одним из самых популярных источников получения учебной литературы среди студентов (ими пользуются 73% опрошенных), наряду с интернет-сайтами (ими пользуются 98% респондентов) и ВУЗовскими библиотеками (74% берут книги на дом, 84% получают на руки учебники перед началом семестра). По сравнению с ВУЗовскими и городскими специализированными библиотеками, электронно-библиотечные системы считаются наиболее современным способом получения информации (95%). Они также выигрывают по критерию скорости получения необходимой литературы (90%) и доступности (89%). С точки зрения наличия нужной литературы, ЭБС, по мнению 85% студентов, не уступают классическим библиотекам. Личный опыт пользования ЭБС имеют 73% опрошенных студентов, причём большинство из них оценивают его положительно (94%). Негативно отзывались о своём опыте работы с такими системами только 4%. Подключение их ВУЗа к электронно-библиотечным системам поддерживает абсолютное большинство опрошенных (93%), причём значительная часть выразила безоговорочную поддержку этой инициативе (70%). Основными преимуществами ЭБС, с точки зрения участников опроса, являются возможность круглосуточного доступа к учебным материалам (77%), экономия времени (73%), удобство использования (70%), а также возможность получения материалов для дальнейшей работы с ними, возможность одновременного доступа ко многим источникам (63%), наличие большего числа источников по сравнению с обычной библиотекой (57%). Что касается недостатков, то здесь упоминаются прежде всего технические моменты (38%) и сложность восприятия информации с экрана компьютера (31%). При этом 20% отметили, что никаких недостатков в работе ЭБС нет. Большинство пользователей ЭБС намерены продолжать обращаться к этим системам и в дальнейшем (96%). Но и среди тех, кто не применяет сегодня этот способ получения учебной литературы, 80% намерены стать пользователями этой услуги. Позитивная перспектива пользования ЭБС подтверждается и тем фактом, что студенты предпочитают именно электронный формат учебной литературы традиционному (45% против 18% соответственно). Что касается предпочтений в формах доступа к ЭБС, то здесь наиболее желательным является вариант, при котором пользоваться системой можно в любом месте без ограничений (за это выступают 83%). Кроме того, участники опроса выступают за полностью бесплатное предоставление доступа к ЭБС для студентов при оплате доступа ВУЗами (89%). Наконец, 94% опрошенных сочли, что доступ к ЭБС должен осуществляться непрерывно на протяжении всего периода обучения. Согласно представлениям большинства опрошенных, в электронно-библиотечные системы должны быть включены учебники и учебные пособия для студентов ВУЗов (98%), научные монографии (91%) и научные журналы из утверждённого Перечня российских рецензируемых научных журналов (90%). С точки зрения студентов, принявших участие в исследовании, ЭБС должны предусматривать возможность индивидуального доступа к содержимому из любой точки, в которой есть выход в Интернет (97%). Кроме того, 95% высказались за возможности полнотекстового поиска по содержимому, 93% — за доступ к зарубежным научным журналам, 90% — за возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому системы всех обучающихся. Значительно меньше тех, кто поддерживает обязательность формирования статистического отчёта по пользователям (61%). Согласно представлениям большинства участников опроса, в ЭБС должно быть представлено более 5000 наименований учебников и учебных пособий (так считают 74%).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||