Исследовательская компания «Ромир» в ходе проведения очередного всероссийского опроса поинтересовалась у россиян их отношением ко второй волне мирового экономического кризиса. В опросе приняли участие 1000 жителей городов России с населением от 100 тысяч человек и выше, из 8 федеральных округов, в возрасте Нынешний опрос проводился в августе 2012 года. Следует отметить, что аналогичный блок вопросов стал уже традиционным и задавался респондентам в 2010 и 2011 годах. Как показали результаты нынешнего исследования, более половины россиян (56%) полагают, что вторая волна мирового экономического кризиса Прежде всего, россиянам был задан вопрос о том, ожидают они ли вторую волну экономического кризиса. Согласно полученным результатам, более половины респондентов (56%) с той или иной долей уверенности заявили, что кризис «будет», 17% россиян считают, что кризис «точно будет», ещё 39% полагают, что «скорее будет». Оптимистично настроен лишь каждый восьмой россиянин (13%). Так, 10% респондентов надеются, что кризиса «скорее не будет». И 3% в этом абсолютно точно уверены. Затруднились с прогнозами треть опрошенных (31%).
Интересно, что доля «пессимистов» превышает долю «оптимистов» более чем в четыре раза, а «крайних пессимистов» больше, чем «крайних оптимистов» почти в шесть раз. Исследование показало, где сконцентрированы очаги наибольшей тревожности. Так, согласно полученным результатам, ни пол, ни возраст, ни образование, ни даже уровень дохода не оказывает заметного влияния на распределение ответов по вопросу о вероятности новой волны экономического кризиса. Из этого исследователи делают осторожный вывод о том, что вопрос носит преимущественно мировоззренческий характер. А вот при сравнении ответов жителей разных регионов и типов населённых пунктов были выявлены значительные различия. Так, на Урале доля «пессимистов» превосходит долю «оптимистов» в десятки раз, однако в Сибири — всего в 2,5 раза, в северо-западных регионах — в три раза. И на селе, и в малых городах России уровень пессимизма несколько ниже, чем в среднем по стране. Зато среди жителей городов-миллионников было выявлено в 10 раз больше «пессимистов», чем «оптимистов». В ходе опроса респондентам была задан ещё один, уже ставший традиционным, вопрос — о последствиях и проявлениях кризиса.
Большинство россиян (51%) полагают, что если кризис будет, то это, прежде всего, отразится на росте цен (23%) и общем снижении уровня жизни (28%). А вот сокращения занятости (4%) и заработной платы (6%) ожидает лишь каждый десятый опрошенный. Очевидно, что вернувшийся в очередной раз на рынок труда «перегрев» снова отучил россиян беспокоиться о сохранении своего рабочего места. Если сравнивать ответы россиян в ходе последнего опроса с результатами предыдущих лет, следует отметить, что в целом ситуация выглядит более спокойной. Значительно снизилась доля россиян (с 43–45% до 28%), которые опасались проявлений кризиса «по всем статьям». Также заметно резкое сокращение доли россиян, которые ждут от кризиса подорожания даже самых необходимых товаров, сокращения зарплат и массовых увольнений. Несколько выросло число ответов — «кризис никак и ни на чём не отразится» — с 2% до 6%. В связи с этим исследователи указывают, россияне ведут себя по отношению к возможному кризису как в притче про мальчика и волков: уже четвёртый год жизни в ожидании кризиса, о котором столько говорят, а он все никак не наступает, притупляется бдительность и предусмотрительность. О том, что россияне в целом стали более спокойно относиться к возможным проявлениям кризиса свидетельствуют, в частности, ответы на вопросы о мерах, которые респонденты предпринимают для защиты от кризиса.
При том, что более половины участников опроса полагают, что осенью нынешнего года будет новая волна экономического кризиса, только 23% заявили, что они уже предпринимают Покупка иностранной валюты наиболее популярна у граждан с высоким уровнем семейного дохода, жителей Северо-Запада и Урала. Продуктами в большей степени запасаются на селе и в Сибири. А дорогими товарами — граждане Две трети россиян (77%) заявляют, что ничего не предпринимают, чтобы защититься от кризиса и его последствий. Причём более половины из них признаются, что им просто нечего спасать и на это просто нет средств. Среди респондентов с низким уровнем заявленного дохода доля таких ответов в полтора раза выше, чем среди высоко обеспеченных. Третья часть тех, кто не готовится к кризису, мотивирует это тем, что «еще рано что-либо предпринимать». Среди граждан со средним уровнем дохода такую позицию заняли в два раза больше опрошенных, чем среди тех, у кого низкие доходы. Тем 77% россиян, которые к кризису не готовятся по тем или иным причинам, был также задан гипотетический вопрос о том, будут ли они
Четверть (24%) респондентов, отвечавших на этот вопрос, постараются сократить свои повседневные расходы. На Урале, Северо-Западе и в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей так собираются поступить по 34% опрошенных. Однако, как показывает опыт предыдущих кризисов (согласно данным скан-панель домохозяйств компании «Ромир»), подавляющему большинству потребителей не удаётся реализовать эту стратегию, и повседневные расходы, особенно на продукты питания, растут темпами, существенно опережающими темп роста цен на них. Каждый пятый (20%) начнёт запасаться продуктами питания. Среди малообеспеченных так поступят 27%, а среди высоко обеспеченных — только 11%. В городах с населением менее 100 тысяч жителей — 30%. Каждый десятый (10%) сократит расходы на развлечения и поездки, 7% попытаются купить иностранную валюту и ещё 5% — купят дорогие товары длительного пользования. |
|||||||||