Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») по заказу Центра макроэкономических исследований Сбербанка России (ЦМИ) провёл исследование инновационного и предпринимательского потенциала российского общества. Исследование проводилось в 3–4 кварталах 2012 года среди взрослого (от 18 до 64 лет) городского населения России, объёмом 6000 респондентов. Под городским населением понимается население городов и посёлков городского типа с населением от 20 тысяч человек и более. Ниже представлены основные выводы исследования, полный отчёт в приложении (см. файл PDF). В настоящее время произошло восстановление потерь в уровне жизни населения страны в результате последнего кризиса, купирование сиюминутных социальных страхов и опасений, связанных в первую очередь с положением на рынке труда. С другой стороны, в обществе нарастает чувство неопределённости относительно будущего. Сложившаяся ситуация вновь актуализировала поиск ресурсов инновационного развития, в частности, изучение объёмов и перспектив наращивания человеческого капитала, соответствующего задачам модернизации. В рамках проведённого опроса исследование данной проблематики было сосредоточено на анализе социальных ресурсов предпринимательской деятельности в России. Результаты показали, что наряду с весьма благоприятной самооценкой личной инициативности, российские жители дают куда менее радужную ценностную характеристику российской действительности. Высокие оценки собственной индивидуальности, самостоятельности, усердия и независимости наталкиваются на слабую уверенность в востребованности этих качеств и их пригодности для достижения жизненного успеха. В российском обществе сейчас бесконфликтно сосуществуют современные и архаичные социальные механизмы, правила взаимодействия. Первые в большей степени имеют характер идеальных пожеланий, редко востребованных в реальной практике (поскольку господствует убеждение в их неработоспособности), тогда как вторые являются общепринятой, базовой нормой организации жизни. Современные ценности носят характер «дополнительных» условий (желательных, позволяющих улучшить позиции), которые, однако, не действуют вне системы архаичных, сословных по своей природе каналов личных знакомств и связей. Ценностные ориентации и качественные характеристики человеческого капитала, необходимые для модернизационного развития страны, присутствуют в российском обществе, но они не ориентированы на практическое использование, не являются регулятором повседневных практик. Более того, они часто служат лишь декорацией, камуфляжем для распространения и дальнейшего закрепления архаичных, сословных механизмов и связанных с ним ценностей личной зависимости и неформальных правил. Сегодняшний характер сосуществования современных и архаичных механизмов социального регулирования способствует консервации сложившихся структур. Это и есть сильный тормоз инновационного, модернизационного развития, поскольку ограничивает многообразие форм социального взаимодействия, препятствует развитию универсалистских регулирующих принципов, одновременно поддерживая видимость высокой ценности модерных принципов в субъективном восприятии людей. Предпринимательский потенциал российского общества формально немногим меньше, чем в других странах, в том числе тех, которые находятся далеко впереди на пути модернизационного развития. Отличие состоит в том, что в российском обществе эти ценности «выучены», но не интернализированы, не восприняты, чаще всего не являются инструментом регулирования поведения. Результаты сопоставлений российских и международных данных об оценках отдельных аспектов личного поведения и общественного восприятия предпринимательской деятельности показывают больше сходства, чем отличий. Расхождения в оценках могли бы быть значительнее, учитывая принципиальные несовпадения исторических траекторий. Имеющиеся несовпадения мнений свидетельствуют об ограниченном развитии рыночных принципов частнопредпринимательской деятельности и конкуренции в сегодняшней России, невысоком уровне комфортности бизнес среды. Наибольшие отличия российского общества от европейского и, особенно, США, связаны с восприятием социальной цены риска. Относительно низкая склонность российского населения к рискованному предпринимательскому поведению дополняется более настороженным, негативным отношением к тем, кто потерпел неудачу. Такое отношение повышает субъективную цену риска, что отражается на оценках других сторон предпринимательской деятельности в России. Тем не менее, примерно четверть городского населения России может быть определена как группа поддержки инновационного, предпринимательского потенциала. Это молодые, образованные, обеспеченные люди, многие из которых уже заняты частнопредпринимательской деятельностью. Однако их ценностные ориентации и жизненные практики регулируются теми же принципами, основанными на архаичных механизмах, что и у остальной части общества, то есть они не являются носителями новых социальных регуляторов. Поэтому наращивание инновационного потенциала в будущем зависит не столько от активности этой группы, сколько от преобразования всей институциональной структуры, которое способствовало бы развитию модерных ценностей и многообразию форм социально-экономической активности. В этом случае инновационная динамика может быть стремительной, поскольку в латентной форме необходимые ценностные структуры уже присутствуют в обществе. |
|
Файлы для загрузки: |
|
---|---|
PDF [2.1 Мб]
|
|