Коллектив авторов:
Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России

Настоящая статья представляет собой один из первых опытов аналитического отношения к современной социальной политике России. Описываются различные подходы к построению социальной политики в истории. Обосновывается задача построения современной социальной политики как механизма развития человеческого потенциала населения; предлагается с помощью социальной политики формировать основные профессиональные, личностные и гражданские компетенции населения. Авторы статьи: Попов А. А., Проскуровская И. Д., Рожкова Е. С.

Проблематика социальной политики оформлялась в течение XIX–XX веков в связи с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы, что способствовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления [5–9].

Появление социальной политики во второй половине XIX века было связано с двумя основными факторами:

  1. С формированием в Европе особого типа государства — социального государства, активно вмешивающегося в общественные процессы с целью их регулирования и стабилизации. В Германии в последней четверти XIX века впервые через проведение широкомасштабных социальных реформ были сделаны конкретные шаги по формированию социально ориентированного государства.
  2. С институционализацией экономической и социологической теорий как самостоятельных областей научного знания. Так, например, Питирим Сорокин выделял социальную политику в качестве одного из разделов социальной теории наряду с социальной механикой и социальной генетикой. А в 1912 году Сергей Булгаков указывал на необходимость возведения социальной политики в ранг социальной науки, поскольку «в государственной, социально-экономической, общекультурной области растущее обобществление жизни и осознание этой обобществлённости, социализм жизни и социологизм сознания непрерывно расширяют и упрочивают компетенцию социальной политики».

На новом этапе развития российского общества социальная политика должна приобрести как новое содержание, так и дополнительные форматы своего существования.

Нами различаются несколько моделей социальной политики [3]:

1. Модель социальной политики по типу базового процесса:

Социальное вспомоществование есть прямая поддержка наиболее бедных 1, малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных групп населения, осуществляемая на основе принципов безвозмездности и благотворительности. Социальное попечительство есть средство компенсации негативных социальных последствий неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы производства. Оно направлено на ослабление чрезмерной дифференциации между участниками конкурентных отношений и снятие возникающих на этой почве социальных конфликтов. Социальное страхование — это своеобразная социальная «поддерживающая» система, построенная на принципах общеобязательности и/или добровольности. Доминирующим направлением социального страхования является формирование многочисленного среднего класса. Подобный подход к социальной политике реализовывался в ряде европейских государств, взявшихся за проведение социальных реформ. В России социальное страхование как модель социальной политики только начинает развиваться. Социальное развитие — это повышение качества жизни наиболее массовых слоёв населения. К социальным индикаторам качества жизни относят: доходы как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и прочее.

2. Модель социальной политики по типу субъекта социальной ответственности:

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована, основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации — социально-страховые фонды и ассоциации третьего сектора.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, то есть максимум ответственности за судьбу своих работников несёт корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации).

Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый — за больного, молодой — за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Государство централизованно и тотально берёт на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Все иные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации и так далее) действуют либо от имени государства, либо под его контролем.

3. Модель социальной политики по типу участия государства в реализации социальной политики:

Благотворительная модель — когда государство за счёт специально аккумулированных ресурсов создаёт определённые «подпорки» к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны.

Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство задаёт обществу внешние по отношению к рынку и иным общественным субъектам «правила игры» (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).

Реализующаяся сегодня модель социальной политики в России:
  1. По типу базового действия: социальное вспомоществование и социальное попечительство с элементами социального страхования.
  2. По типу субъекта социальной ответственности: патерналистская модель с элементами общественной модели.
  3. По типу участия государства: административная модель.
Перспективное направление социальной политики в России:
  1. По типу базового действия: социальное развитие с элементами социального страхования.
  2. По типу субъекта социальной ответственности: либеральная модель с элементами общественной и корпоративной модели.
  3. По типу участия государства: стимулирующая модель с элементами благотворительной модели.

В последнее время аналитики отмечают стремительно растущий дефицит в российском обществе таких, казалось бы, очевидных человеческих качеств, как воля, устремлённость, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей. Зачастую люди, будучи в той или иной степени талантливыми и одарёнными от природы, оказываются неспособными не по уровню подготовки, а по своим социально-антропологическим качествам и ментальным установкам к удержанию на протяжении жизни высокой индивидуальной «планки» и высоких стандартов деятельности. Сегодня совсем не кажется преувеличением тезис об антропологической катастрофе, произошедшей в России. Речь идёт о том, что в течение достаточно короткого времени в ХХ веке в России были уничтожены фактически все институты Человека, традиционно отвечавшие в истории европейской культуры за воспроизводство человеческих структур и функций.

Заявленная смена отношения к Человеку противостоит позиции тех идеологов и практиков образования, молодёжной политики, здравоохранения, социальной защиты, культуры, которые рассматривают социальную сферу только лишь как сферу глобальных обязательств государства «о своих подданных». Судя по документам, регламентирующим деятельность в социальной сфере, по используемому в них понятийному аппарату («народ», «работа с населением»), массовые практики, реализуемые сегодня в этих сферах, являются практиками прямого сдерживания человеческого потенциала.

С этой точки зрения социальные программы должны быть программами открытого типа и направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих на различных территориях, на формирование их готовности к современным продуктивным формам мобильности, и прежде всего образовательной (определение будущего социального и профессионального статуса), социокультурной (определение будущего образа жизни), территориальной (определение дальнейшего места проживания). Необходимо создание системы условий и механизмов по преодолению границ, возникающих перед людьми в связи с географией (местом) проживания; доминирующими на территории идеологическими представлениями и ценностными ориентациями; социальным, материальным, ментальным статусом ближайшего окружения; ограничением доступа к информации и так далее.

Задача социальной политики по развитию человеческого потенциала есть задача формирования современной человеческой инфраструктуры (антропологического каркаса) инновационных проектов и стратегий регионального и национального развития. Речь идёт о формировании на среднем и массовом уровнях целого ряда так называемых «сквозных», или пронизывающих, компетенций. Под сквозными компетенциями мы понимаем возможности, которыми обладают люди по включению в современные процессы, а также в специфически человеческие формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие «лицо» современного мира и современной экономики.

Компетенции являются управляющей инстанцией по отношению к целому ряду человеческих качеств: объёму знаний, навыкам, привычкам, способностям. И, как правило, эта рефлексивно-управляющая надстройка как типовая отсутствует у людей, то есть компетенции у населения не сформированы. В результате мы имеем дело с огромным количеством внешних зависимостей. А сфера социальной защиты вынуждена обеспечивать эти зависимости.

В отличие от профессиональных (специальных) компетенций, пронизывающие компетенции есть то, на что можно рассчитывать при постановке и решении масштабных национальных задач, связанных с развитием. В России в 1930-е годы культурная революция ставила подобную задачу как задачу обучения населения грамоте. И на сегодняшний день это умение населения читать, писать, считать (то, что даёт младшая школа). Сегодня существует огромный разрыв между формально высоким уровнем образования в России 2 и низкой производительностью труда; также существует очень низкий уровень включённости людей в различные формы кооперации, низкий уровень общественной связности и пр. Это происходит, как минимум, по двум причинам: объективной (негде работать, несовершенство правовой базы) и субъективной, то есть антропологической.

Сегодня существуют четыре ключевых контекста, значимых с точки зрения обсуждения проблематики человеческого потенциала (компетенций) [4–5]:

  1. Первый контекст — это процесс глобализации. Он выражается в том, что называют мобильностью. Речь идёт о росте мобильности для определённых социальных и профессиональных групп, о резком росте по сравнению с тем, что было даже несколько лет назад, и, одновременно, о гигантском разрыве между теми, кто включается в эту мировую межрегиональную мобильность и теми, кто в неё включиться не может. Отсюда также резкий рост образовательного неравенства.
  2. Второй контекст — это формирование инновационной экономики как нового и наиболее быстро растущего уклада, который задаёт совершенно новые требования к типам знаний и квалификаций.
  3. Третий контекст — это рост значения сетевых форм организации, транспрофессионализация сетей и вытекающие отсюда требования к человеческому потенциалу, который может работать в этих сетевых формах.
  4. Четвёртый контекст — это всё, что связано с синергетикой, коллективностью, кооперативностью и умением включаться в системы кооперированной деятельности.

Мы выделяем три сквозные компетенции, формирование которых, на наш взгляд, стоит сегодня на повестке дня новой культурной революции в России:

  1. Возможность движения за рынками труда (профессиональная компетенция).
  2. Возможность самоидентичности (личностная компетенция и компетенция личностного взросления).
  3. Возможность социальной коммуникации, возможность включения в различные социальные среды (гражданская компетенция).

Мы выделяем три ключевые зоны развития человеческого потенциала:

  1. Развитие современных квалификаций (знания, умений, навыков, способностей) в образовательных системах.
  2. Создание тренинговых «площадок» по формированию компетенций и поддержанию компетентностного тонуса населения (где, как в фитнес-залах компетенции поддерживаются в состоянии готовности).
  3. Формирование инфраструктур капитализации человеческого потенциала не только в частном, но и в государственном и общественном секторах (рабочих мест).

Примечания

  1. Бедность характеризует положение людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления.
  2. По уровню грамотности взрослого населения, охвату студентов обучением естественным наукам Россия входит в первую десятку стран.

Библиография

  1. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
  2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. — М., 1990.
  3. Княгинин В. Н. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. — М., 2005.
  4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002–2003 годы. Роль государства в экономическом росте и социально-экономических реформах. / Под общей редакцией профессора С. Н. Бобылева. — М., Весь Мир, 2003.
  5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год. На пути к обществу, основанному на знаниях. / Под общей редакцией профессора С. Н. Бобылева. — М., Весь Мир, 2004.
  6. Константинова Л. В. Социальная политика: концепция и реальность: Опыт социологической рефлексии. — Саратов, Поволжская академия государственной службы, 2004.
  7. Открытая модель дополнительного образования региона. / Научный редактор: А. А. Попов, И. Д. Проскуровская. — Красноярск, 2004.
  8. Попов А. А., Проскуровская И. Д., Султанова А. В. География человеческих перспектив. Образовательные технологии нового поколения. — М., 2006.
  9. Попов А. А., Проскуровская И. Д. Стратегия развития человеческого потенциала. // 60-я параллель. 2005. № 2. — с. 4–17.
Выходные сведенияПостановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России. Коллектив авторов. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 28.10.2007. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3325

Публикации по теме

Новые статьи

Популярные статьи

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.