Развал диктатуры, естественно, представляет повод для торжественного празднования. Люди, страдавшие так долго и заплатившие за победу высокую цену, заслуживают период восторга, отдыха и признания. Они должны чувствовать гордость за себя и за всех тех, кто сражался рядом с ними за победу политической свободы. Не все доживут до такого дня. Живых и мёртвых будут помнить как героев, которые помогли создать историю свободы своей страны. К сожалению, ещё рано терять бдительность. Даже в случае успешного свержения диктатуры с помощью политического неповиновения необходимо принять все меры, чтобы не допустить возникновения нового режима угнетения в период неразберихи вслед за падением старого. Лидеры продемократических сил должны быть заранее готовы к дисциплинированному переходу к демократии. Диктаторские структуры необходимо сломать. Потребуется построить конституционную и законодательную базу, а также критерии функционирования долговременной демократии. Не следует считать, что после падения диктатуры немедленно будет создано идеальное общество. Развал диктатуры даёт только начальную точку, при условии расширения свобод, для долговременных усилий по усовершенствованию общества и надлежащему удовлетворению потребностей людей. Серьёзные политические, экономические и социальные проблемы будут решаться годами, требуя сотрудничества множества людей и групп. Новая политическая система должна предоставить людям с различными взглядами и подходами возможность продолжать конструктивную работу и разрабатывать политику разрешения проблем в будущем. Угроза новой диктатурыМного лет назад Аристотель предупреждал, что «… тирания может превратиться в тиранию». 14 Имеются многочисленные исторические примеры Франции (якобинцы и Наполеон), России (большевики), Ирана (аятолла), Бирмы (Совет по восстановлению государственного закона и порядка) и других стран, когда падение режима угнетения рассматривается некоторыми личностями или группами лишь в качестве возможности стать новыми повелителями. Их мотивы могут быть различными, но результаты всегда примерно одинаковы. Новая диктатура может оказаться ещё более жестокой, чем старая. Ещё до падения диктатуры члены правительства старого режима могут попытаться прервать борьбу за демократию, инсценировав государственный переворот, чтобы перехватить победу народного сопротивления. Они могут провозгласить свержение диктатуры, но на деле будут стремиться навязать новую «подкрашенную» модель старого режима. Предотвращение переворотовСуществуют способы, при помощи которых перевороты, направленные против нового освобождённого общества, могут быть предотвращены. Простого знания такой возможности защиты иногда достаточно, чтобы предотвратить саму попытку переворота. Подготовленность может предотвратить переворот. 15 Немедленно после совершения переворота путчисты требуют признания легитимности, то есть признания их морального и политического права управлять страной. Поэтому первый основной принцип защиты от переворота — отказ путчистам в легитимности. Путчистам также необходимо, чтобы гражданские лидеры и население оказывали им поддержку, колебались или оставались пассивными. Они требуют сотрудничества от специалистов и советников, чиновников и государственных служащих, администраторов и судей, чтобы консолидировать свой контроль над ослабленным обществом. Путчистам также нужно, чтобы те люди, которые управляют политической системой, гражданскими институтами, экономикой, полицией и вооружёнными силами, пассивно подчинились и выполняли свои привычные функции в соответствии сих приказами и политикой. Второй важный принцип защиты от переворота — оказать сопротивление путчистам путём отказа в сотрудничестве, помощи и неповиновения. Против новой угрозы можно использовать всё те же средства борьбы, что и против диктатуры, но применять их немедленно. Если перевороту отказать в легитимности и сотрудничестве, он может погибнуть от политического истощения и возможность построения демократического общества будет возрождена. Разработка конституцииНовая демократическая система потребует конституции, устанавливающей желаемые рамки демократического правления. В ней должны быть сформулированы цели правительства, границы государственной власти, способ и сроки выборов, в ходе которых будут избраны правительственные чиновники и законодатели, неотъемлемые права граждан, а также отношения национального правительства с местными органами управления. В пределах центрального правительства, если оно останется демократическим, должно устанавливаться чёткое разделение власти между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Необходимо установить жёсткие ограничения на деятельность полиции, службы разведки и вооружённых сил, запретив им любое вмешательство в политику. В интересах сохранения демократической системы и предотвращения диктаторских тенденций и мер желательно, чтобы конституция устанавливала федеральную систему со значительными правами, делегируемыми региональным, районным и местным уровням управления, региональным, районным и местным уровням управления. В некоторых случаях можно рассмотреть возможность использования швейцарской системы кантонов, в которой небольшие территории обладают основными полномочиями, оставаясь частью страны. Если конституция, содержавшая многие из этих положений, существовала ранее в истории новой свободной страны, может оказаться предпочтительным ввести её в силу вновь, внеся необходимые и желательные поправки. При отсутствии пригодной старой конституции может оказаться необходимым использовать конституцию переходного периода. Но, может быть, придётся разрабатывать новую конституцию. Подготовка новой конституции потребует значительного времени и размышлений. Участие народа в этом процессе является желательным и необходимым для ратификации нового текста или поправок. Необходимо весьма осторожно вводить в конституцию обязательства, которые позже может оказаться невозможно выполнить, или положения, которые потребуют высокой централизации правления, так как и то, и другое может способствовать возникновению новой диктатуры. Текст конституции должен быть понятным для большинства населения. Конституция не должна быть настолько сложной или двусмысленной, чтобы понять её были способны только юристы или другие представители элиты. Демократическая политика обороныОсвобождённая страна может оказаться перед угрозой извне, что требует оборонной мощи. Иностранные государства также могут попытаться установить экономическое, политическое или военное господство. В интересах поддержания внутренней демократии необходимо рассмотреть вопросы применения основных принципов политического неповиновения по отношению к требованиям национальной обороны 16. Отдав способность к сопротивлению непосредственно в руки граждан, новые свободные государства смогут не прибегать к созданию мощных сил обороны, которые сами по себе способны угрожать демократии и требуют крупных экономических ресурсов, необходимых для других нужд. Нельзя забывать, что некоторые группы проигнорируют любые положения конституции в своём стремлении стать новыми диктаторами. Поэтому население должно быть постоянно готово сыграть свою роль и применить политическое неповиновение и отказ от сотрудничества против потенциальных диктаторов, а также сохранить демократические структуры, права и процедуры. Почётная обязанностьРезультат ненасильственной борьбы заключается не только в ослаблении и устранении диктаторов, но и в наделении силой угнетённых. Данный метод позволяет людям, которые ранее чувствовали себя лишь пешками или жертвами, непосредственно применять власть, чтобы собственными усилиями завоевать свободу и справедливость. Такой опыт борьбы имеет важные психологические последствия, укрепляя самоуважение и уверенность в себе ранее беспомощных людей. Важным долговременным положительным последствием применения ненасильственной борьбы за установление демократического правления является то, что общество в большей степени способно решать текущие и будущие проблемы. Они могут включать в себя злоупотребления и коррупцию в правительстве, жестокое обращение с какой-либо группой, экономическую несправедливость, а также ограничения, накладываемые на демократические качества политической системы. Население, накопившее опыт использования политического неповиновения, менее уязвимо перед будущими диктатурами. После освобождения знание ненасильственной борьбы предоставляет способы защиты демократии, гражданских свобод, прав меньшинств и полномочий региональных, районных и местных институтов управления. Такие способы также дают средства, с помощью которых отдельные лица или группы могут мирно выразить своё чрезвычайное недовольство в отношении проблем, представляющих такое значение, что оппозиционные группы Рассуждения при рассмотрении вопросов политического неповиновения или ненасильственной борьбы могут оказаться полезными для всех лиц и групп, которые стремятся снять диктаторский гнёт со своего народа и установить долговременную демократическую систему, уважающую свободу человека, и участие народа в совершенствовании общества. На основе идей, высказанных в настоящей работе, можно сделать следующие выводы:
|
|
Примечания: |
|
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
|
Оглавление |
|
|
|