Ребекка Блад (Rebecca Blood) — один известнейших специалистов по блогам. Автор книги «Руководство по Блогам» (The Weblog Handbook: Practical Advice on Creating and Maintaining Your Blog), переведённой на пять языков. Автор блога Rebecca’s Pocket, который стабильно является одним из наиболее популярных интернет-дневников мира. |
|
Вопрос: По каким причинам в последние годы выросла популярность блогов? Ребекка Блад: Произошёл значительный прогресс в области создания программного обеспечения. Ведь человек «запрограммирован» для общения с другими людьми. У каждого из нас есть своя история, свои пристрастия. Для некоторых — это хобби, для других — семья, для третьих — политика. Как только программные средства стали общедоступными, как только люди получили возможность публиковать в Интернете всё, что им хочется и оставлять комментарии, этот способ общения стал весьма привлекательным. Вопрос: Какое влияние авторы блогов оказывают на американскую политику? Ребекка Блад: Если честно, я не могу точно ответить. Для этого требуется задать этот вопрос политикам. Существуют несколько блогов, которые считаются влиятельными для той или иной партии, хотя блогеры часто преувеличивают свою значимость. Журналисты также склонны преувеличивать уровень влияния блогов. Я считаю, что политики остаются политиками. Они считают, что, если люди хотят обсуждать политические проблемы в Интернете, то это их дело. Политических деятелей эти дискуссии особо не волнуют. Вопрос: Оказывает ли феномен блогов какое-либо влияние на уровень политической активности американцев? Ребекка Блад: Я не вижу никаких свидетельств того, что блоггинг способствует повышению политической активности. К примеру, во время предыдущей президентской кампании Говард Дин (Howard Dean), бывший губернатор штата Вермонт, ныне глава Национального Демократического Комитета (Democratic National Committee) — «штаба» Демократической партии, пытался стать кандидатом демократов на президентских выборах 2004 года, но проиграл партийные выборы Джону Керри (John Kerry). Он пользовался чрезвычайной популярностью среди блогеров, однако это не сказалась на результатах выборов. В какой-то степени, блоггинг повышает политическое сознание людей, но в блогосфере формируются «эхо-камеры». Что это значит: люди, придерживающиеся определённой политической точки зрения, ставят на свои блоги новости и статьи, подкрепляющие их идеи, и ставят линки к блогам единомышленников. То же самое происходит с людьми, которые придерживаются противоположного мнения. Мне кажется, это явление создаёт проблемы для демократического общества, поскольку в демократии люди с разными мнениями должны находить компромиссы. Блогосфера противодействует этому процессу. Вопрос: Есть мнение, что современные блоги — это «журнализм для простых людей». Что Вы об этом думаете? Ребекка Блад: Блог — это пустой контейнер. Туда можно вместить и журналистику, и беллетристику, и вообще любые высказывания. А журналистика — это, прежде всего, практика. Тот, кто использует достоверные источники информации и самостоятельно их проверяет, занимается журналистикой. Но большинство блогеров этого не делают. Их больше интересует высказывание своих мнений, чем процесс изучения опубликованной информации. Сами журналисты считают, что все опубликованное является журнализмом. Но это неверно. Традиционные средства массовой информации всегда будут существовать в нашем обществе, потому что журналистика — это тяжёлый, требующий много времени, труд, а у большинства людей нет возможности и желания им заниматься. Так что, для получения достоверной информации и новостей, люди всегда будут обращаться к СМИ. Блогеры выполняют несколько другую функцию. Они придерживаются определённой точки зрения. В поисках её подтверждения они методично просматривают всё, что можно найти в Интернете. Они не заинтересованы в представлении объективного взгляда на мир или историю. Они заинтересованы только в продвижении собственной позиции. Интеллигентный журналист, конечно, читает и поддерживает несколько блогов. Когда ему попадается что-то интересное, он начинает изучать эту тему, проверять и, в ряде случаев, использовать эту информацию — в лучшем случае, со ссылкой на блогера, который натолкнул его на эту идею. Я думаю, что места хватит и журналистам и блогерам. В новом медиа-пространстве они могут сосуществовать. Но большинство блогеров, публикующих свои мысли о текущих событиях, это разновидность паразитов. К чему бы они вывешивали линки, если бы не журналистские статьи и репортажи? Конечно, блогеры могут достать факты и самостоятельно. Блогеры не боятся задавать прямые вопросы — иногда журналисты не делают этого, потому что боятся потерять доступ к своим источникам и, в любом случае, они следуют за доминирующим рассказчиком. Иногда блогеры спрашивают: «Почему такой-то вопрос не был задан? Почему об этом не упомянули?» Мне кажется, что в результате наметилось некоторое улучшение в работе журналистов. Теперь за их спиной стоят блогеры, которые ловят их на ошибках. В результате, репортёры вынуждены быть более аккуратными и осторожными. А блогеры делают своё дело. Возможно, это позволяет нам лучше понимать окружающий мир. Вопрос: Существует ли неофициальный этический кодекс блогосферы? Ребекка Блад: Я создала свой кодекс и включила его в свою онлайн-книгу. Желающие могут им пользоваться. Однако Обычно пишущие вставляют линки к материалам, на которые ссылаются, и упоминают блогера, на страничке которого они нашли ту или иную информацию. Но это делают не все. И нет никакого способа заставить всех соблюдать это правило, потому что во Всемирной Сети существуют миллионы блогов. Вопрос: Могут ли быть у революции блогов Ребекка Блад: Я просто советую хорошо подумать, прежде чем публиковать какой-либо пост. Всё, что попадает в Интернет, становится публичным документом. Это может иметь определённые последствия. Именно поэтому некоторые люди ведут блоги анонимно. Если у Вас профессиональный блог, то Ваша деятельность должна напоминать процесс собеседования при приёме на работу. То есть, следует просчитывать последствия публикации своих мыслей — можно назвать этот процесс самоцензурой. Другое дело, что есть способы сделать частный блог, который будет доступен лишь для членов Вашей семьи и друзей. А ещё можно вести дневник и не публиковать свои заметки нигде. Если Вы публикуетесь в Интернете, то, Вопрос: Как содержание блогов изменилось с тех пор, как Вы начали заниматься этим? Ребекка Блад: Когда я начинала, все крутилось вокруг линков. Мы указывали интересные сайты, которые мы находили, интересные статьи или новости и приписывали пару строк комментария. Когда в 1999 году появилось соответствующее программное обеспечение, то люди стали публиковать описания их дня, таким образом, блог стал видом краткого дневника. А потом произошёл некий раскол между «блогами с линками» и «блогами — дневниками». Чуть позже авторы блогов стали публиковать действительно длинные посты. В блогосфере краткость больше не считается достоинством. Много людей ежедневно публикуют посты по 300-500 слов. Ещё одно изменение в содержании блогов произошло, когда вышло программное обеспечение, позволяющее публиковать посты без линков. Но люди всегда писали обо всём. Тематика не изменилась так сильно, как стиль и длина поста. Вопрос: Что делает блог успешным? Ребекка Блад: Успешный блогер пишет о том, о чём люди хотят читать. Это самая точная формула, которую я могу вывести. Обычно такие блогеры публикуют посты несколько раз в неделю или каждый день, они не всегда более интеллигентны, чем все другие, однако они говорят то, что кто-то хочет услышать. Иногда они действительно хорошие авторы, иногда они только продвигают популярную точку зрения. Вопрос: Что больше всего удивило Вас в процессе распространения блогов? Ребекка Блад: Невероятное нынешнее количество блогов! Когда я начинала этим заниматься, то думала, что в Интернете появится 500 блогов, и у каждого из нас появятся тысячи читателей. Вместо этого существуют миллионы блогов, большинство которых имеет только 5 или 6 читателей. Я тогда мыслила в терминах традиционного теле- и радиовещания, однако блоггинг перевернул все вверх дном. Размер аудитории больше не важен или не столь важен. Я говорю новым блогерам, что важно не количество читателей, важно привлечение правильных читателей. Я предпочитаю иметь семь человек, которые ждут, не дождутся, чтобы увидеть то, что я напишу, и проверяют мой блог каждый день, чем публиковать статью в газете, которую лишь просмотрят и через минуту выбросят в мусорную корзину. Понятно, что больше людей могут прочитать Вашу публикацию в газете, но они читают её не из-за Вас. А каждый, кто заходит на блог, заходит туда преднамеренно, потому что он интересуется тем, что публикует данный блогер. В результате, появились микро-аудитории, маленькие группы людей, которые возвращаются на определённый блог день за днём. Это нечто абсолютно новое. Вопрос: Каковы перспективы превращения блоггинга в бизнес? Ребекка Блад: С самого начала были люди, пытавшиеся зарабатывать на этом деньги. Но очень немногие будут в состоянии содержать себя таким способом. Большинство людей, которые зарабатывают деньги с помощью своего блога, делают это, размещая рекламу. Это приносит достаточно денег, чтобы покрывать расходы на хостинг. Но большинству блогеров денег от рекламы недостаточно для ведения нормальной жизни. Я думаю, что очень небольшое количество людей смогут сделать блоггинг своей работой. Для большинства блоггинг останется хобби, что их вполне будет устраивать. Есть несколько человек, которые будут в состоянии привлечь достаточно широкую аудиторию, они заработают достаточно денег. Остальные могут только надеяться на то, что заработанного с помощью блога им хватит на оплату хостинга и, возможно, на ужин раз в месяц. Вопрос: Какое влияние блоги оказывают на мир бизнеса? Ребекка Блад: Компании должны использовать блоги в своих интересах. Я говорю бизнесменам, что они получили в своё распоряжение уникальную фокус-группу, которая потребляет информацию двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Такого не было раньше. Каждый, кто занимается бизнесом и кто заинтересован в улучшении своего дела, должен знать, что люди думают об их бизнесе. Они должны начать искать в Интернете название их компании и читать, как люди высказываются об их бизнесе. Если хотите знать, как улучшить свой продукт, пользуйтесь Google! Или зайдите на интернет-форум и спросите: «Привет! Я работаю в компании N. Мы думаем о представлении нового продукта Х или услуги Х. Как, по Вашему мнению, должен выглядеть этот Х?» Много людей пытаются продать свои блоги фирмам. Они им внушают, что мол, «Вам определённо нужно иметь блог, таким образом, каждый может читать о вашем замечательном продукте». Но лично я не настолько очарована любым из продуктов, которыми пользуюсь, чтобы посещать их «фирменный» блог. Я не собираюсь читать интернет-дневник моего шампуня каждый день или даже каждый месяц. Я не уверена, что блоггинг — лучший способ рассказывать о товарах и услугах онлайн. Есть много других способов предоставлять потребителям полезную информацию. Однако в случае кризиса, с помощью блога возможно быстро публиковать информацию о том, что происходит, оценивать обратную реакцию общественности и оперативно откликаться на неё. Абсолютно каждый, кто строит бизнес в XXI веке и не имеет блога, упускает хорошие коммерческие возможности. Вопрос: Как может происходить эволюция блогов в ближайшем будущем? Ребекка Блад: Знаете, каждый раз, когда я пыталась делать Но, как мне кажется, блоги будут становиться всё более популярными. Через пять лет наше интервью не будет интересно никому, потому что каждый будет знать, что такое блог, а каждый второй будет вести его. |
|