В условиях глобализации «корпоративные граждане» становятся «корпоративными волонтёрами». Быстрый и поистине поражающий воображение успех капитализма под лозунгом Laisser Faire (принцип невмешательства государства в деятельность частного сектора) достиг апогея в начале XX века. Однако это в буквальном смысле взрывное развитие несло в себе семена конфликтов. В России этот конфликт вылился в революцию 1917 года. В других индустриально развитых странах постепенно возникли разнообразные формы государственного контроля над промышленностью и бизнесом под лозунгом улучшения положения простых людей, описанные в концепции «государства благосостояния». Об этом в статье Кэтлин Маккарти (Caitlin McCarthy) — доктора философии, директора Центра по изучению благотворительности, Университет Нью-Йорка. |
|
Эпоха переменНачало нынешнего века ознаменовано столь же бурным развитием глобальной рыночной экономики, интернационализацией финансов и разрушением национальных и региональных барьеров для передвижения товаров и услуг. За последние 10 лет около 3 миллиардов человек из государств Восточной и Центральной Европы, Азии и Африке совершили переход от плановой экономики к рыночной, и мы до сих пор пытаемся осмыслить социальные и культурные последствия этого. О возникновении новых масштабных конфликтов свидетельствует мировое движение против глобализации. Демонстрации антиглобалистов были встречены с изумлением, однако быстро стали фактором международной политики. На саммите Большой восьмёрки в Генуе в июле этого года лидеры развитых стран впервые пригласили лидеров антиглобалистов к диалогу. Однако результатом генуэзских столкновений стали человеческие жертвы, 450 человек ранены, городу нанесён материальный ущерб на десятки миллионов долларов. Ресурсы, выделяемые на социальные нужды, у многих государств исчерпаны. Не только Китай, Чили и Россия, но и Швеция, самая благополучная из стран «государств благосостояния», стремится сократить расходы на социальное обеспечение. Разрешатся ли эти конфликты новой революцией? Способна ли Объединённая Европа или другой трансрегиональный альянс предложить выход, отвечающий чаяниям быстро стареющего населения и одновременно не препятствующий экономическому развитию? Или будущее принадлежит новому типу негосударственных объединений: от сетей, объединяющих экологические организации во всём мире, до транснациональных корпораций? Власть означает и ответственностьИменно процесс глобализации придал новый смысл вопросу о социальной ответственности бизнеса. Наше время уникально по темпам появления новых и расширения активности уже существующих компаний. Сегодня в мире существует 45 000 транснациональных корпораций, имеющих более чем 280 000 иностранных филиалов. Многие из этих компаний имеют доход, который превосходит размер валового внутреннего продукта (ВВП) некоторых государств, и штат сотрудников, который по численности больше, чем население иных стран. Так, ежегодный доход компании Sony равен ВВП Новой Зеландии, а доход General Motors превышает ВВП Южной Африки или Польши. Эти компании представляют собой новый наиболее важный мировой центр власти, от которого ожидается соответствующая его ресурсам ответственность за социальное благополучие. Кроме подобных транснациональных корпораций, существуют в буквальном смысле миллионы малых и средних компаний, большинство из которых принадлежит семейному бизнесу. Эти компании действуют на местном уровне и также нуждаются в общественной поддержке. Почему компании становятся «корпоративными гражданами?»Соединённые Штаты Америки:
Западная Европа:
Филиппины:
Аргентина:
Общие причины:
Примечание: два первых ресурса благотворительности знакомы и понятны российскому предпринимателю. На описании остальных мы остановимся подробнее. Корпоративное волонтёрствоПод корпоративным волонтёрством обычно подразумевается участие в добровольной работе на благо местных сообществ благодаря поддержке своей компании. Люди, работающие в сфере бизнеса, обычно хорошо образованы и обладают самыми разнообразными навыками — от умения пользоваться Интернетом до знания бухгалтерского учёта и маркетинга. Корпорации могут использовать этот наиболее важный ресурс двумя способами. Во-первых, на условиях частичной или полной занятости они могут посылать сотрудников-волонтёров в качестве временных работников в организации, работающие на благо местного сообщества. Во-вторых, компании могут поддерживать и поощрять самостоятельную волонтёрскую деятельность своих сотрудников и членов их семей. Например, H. B. Fuller создаёт Советы по делам местных сообществ, управляемые сотрудниками компании, Levi Strauss — небольшие мобильные команды участия в жизни местных сообществ. EDS (Electronic Data Systems Corp.) ежегодно проводит Всемирный день волонтёрского труда, который подводит итоги работы добровольцев и, по мнению специалистов, является лучшей рекламной акцией компании. В последние годы эта акция проводится в 30 странах и затрагивает около миллиона человек во всём мире. Компании предоставляют помещения и средства связи, оплачивают рабочее время своих сотрудников, проводят конкурсы и поощряют собственные региональные отделения, продемонстрировавшие наибольшие успехи в благотворительности. Волонтёрство по деловым соображениямМеждународные компании всё больше сосредотачивают у себя власть и финансы. Поэтому ответственность за социальное благополучие тоже переходит к ним. Именно волонтёрство (независимо от той пользы, которое оно приносит местному сообществу) является ключевым элементом новой корпоративной политики. «Корпоративные граждане» становятся «корпоративными волонтёрами» исключительно по деловым соображениям. Работа на добровольных началах рассматривается как ресурс профессионального роста сотрудников корпорации. Мировая экономика изменилась. Сегодня лидируют те компании, которые наиболее оперативно осваивают новые возможности, предоставляемые бизнесу развитием технологий, и привлекают самых квалифицированных и гибких специалистов, обладающих навыками сотрудничества. Если конвейер мог функционировать и при низком уровне морали и отсутствии корпоративной этики, то сегодня основными условиями эффективности стали профессиональные знания, навыки и ответственность. Считается, что волонтёрская работа обеспечивает развитие человеческих ресурсов благодаря улучшению взаимопонимания с коллегами и местным сообществом, развитию индивидуальных и групповых навыков в ходе выполнения заданий, не связанных с непосредственными производственными обязанностями, а также лучшему пониманию глобальных интересов и целей организации. Местная специфика сохраняется и при глобализацииГлобализация — в первую очередь расширение географии транснациональных корпораций — способствует унификации форм корпоративной благотворительности. Однако культурная среда и историческое наследие, в частности традиции распределения социальной ответственности между государством, бизнесом и некоммерческим сектором, по-прежнему оказывают влияние на используемые формы благотворительности. Например, волонтёрство как самостоятельное культурное явление характерно, прежде всего, для США, где роль государства в социальной сфере незначительна. В странах Восточной и Центральной Европы эта идея «отягощена» историческим опытом жизни в условиях жёсткого государственного регулирования всех форм участия граждан в общественной жизни. Распространение транснациональных корпораций влечёт за собой и распространение опыта корпоративной благотворительности, в первую очередь американского, по всему миру. Так, например компания H. B. Fuller традиционно принимала активное участие в жизни местного сообщества. Ещё в 1973 году был создан Совет по корпоративной благотворительности компании в США. Инициативы компании по вовлечению сотрудников в жизнь местного сообщества эволюционировали от американского к общемировому уровню. Уже в Сможет ли всё многообразие форм мировой корпоративной благотворительности реализоваться в России? Сможет ли оно объединиться с исконно русскими традициями христианского милосердия и личного меценатства? Ответы на эти вопросы можно будет получить только через некоторое время. Одно сегодня можно сказать наверняка: «новый мировой порядок» будет основан на глобальном перераспределении социальной ответственности. Для российского бизнеса социальная ответственность — это не только залог стабильности в собственной стране, но и «входной билет» в международное деловое сообщество. Что такое корпоративное волонтёрство
|
|