Аффицирование

Наиме­но­ва­ние:Аффицирование (образовано от латинского слова: afficere — воздействовать, причинять).
Опреде­ле­ние:Аффицирование — это понятие философского дискурса, которое подразумевает воздействие некоего объекта на предмет, способный к восприятию данного воздействия.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Аффицирование — это понятие философского дискурса, которое восходит к средневековой схоластике и подразумевает воздействие некоего объекта на предмет, способный к восприятию данного воздействия. Большинство мыслителей проводило различение между внешним и внутренним аффицированием. Так, Р. Декарт истолковывал его как воздействие вещей на чувства и возбуждение в них определённых движений, в связи с чем различал в своём учении об аффектах восприятия, относящихся к внешним предметам, к нашему телу и к нашей душе (см. Декарт Р. Сочинения: в 2 томах. — М., 1989. Том 1. — с. 492–493). Тем не менее, под влиянием некоторых интерпретаций И. Канта наибольшую известность получила трактовка аффицирования как внешнего воздействия. Кант связывал аффицирование с чувственностью, дающей нам возможность воспринимать предметы, то есть с рецептивностью, и противопоставлял его спонтанности человеческого рассудка или интеллектуальному созерцанию Бога: «Созерцание имеет место, только если нам даётся предмет; а это […] возможно, по крайней мере для нас, людей, лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу душу» (Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. с. 48). Хотя Кант ни в одной печатной работе прямо не утверждал аффицирование человеческих чувств «вещью в себе», в исследовательской литературе не без оснований утвердилась именно такая трактовка. В пользу неё говорят и замечания Канта о внутреннем аффицировании, согласно которым мы изнутри подвергаемся воздействию со стороны нас самих как интеллигибельных существ и знаем себя лишь как явления. В последующей философии неоднократно предпринимались попытки интерпретировать аффицирование иначе (И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинг и другие), однако до настоящего времени господствует трактовка кантовских комментаторов об этом феномене как о воздействии вещи в себе на органы чувств человека.

Выходные сведенияА. Н. Круглов. — Аффицирование / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7329

Базисные концепты

Новые концепты

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.