Наименование: | Анархия (образовано от греческого слова: ἀναρχία — безвластие). |
Определение: | Анархия — это понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти и властных институтов. |
Раздел: |
Концепты философского дискурса Концепты социального дискурса Концепты политического дискурса |
Дискурс: |
Общество Политика Философия |
Текст статьи: © А. А. Грицанов. Л. И. Новикова. А. И. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Анархия — это понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти и властных институтов. Идеи анархии получили развитие в философском и социально-политическом учении анархизма, ставящего своей основной целью освобождение личности от всех форм институционального принуждения и эксплуатации человека человеком, достигаемое полным упразднением государственного управления обществом (см. Общество), а также институтов политической, экономической и духовной власти (то есть институтов принуждения и эксплуатации). В обыденном сознании понятие анархии понимается, преимущественно, как состояние общественного «хаоса» и «беспорядка». В ответ на это сторонники анархии указывают, что подобное представление не имеет под собой оснований, так как приставку ἀν- в греческом слове «ἀναρχία» следует понимать как «отсутствие» [власти], то есть «безвластие», а не как «противостояние» или «противоположность» [власти]. Стремление к анархии как образ мышления встречается уже в древнегреческих и древнекитайских философских учениях, в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах Средневековья. Сознательную критику отчуждающей роли государства можно встретить, в частности, у Цельная теория анархии и анархизма впервые сформировалась в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию «общества без государства» в книге «Исследование о политической справедливости» (1793). Немецкий мыслитель М. Штирнер (сочинение «Единственный и его собственность», 1845) отстаивал индивидуалистическую версию экономического анархизма, сводя социальную организацию общества к «союзу эгоистов», целью которого явился бы обмен товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения «уникальности» личности каждого. Французский философ Русский мыслитель М. А. Бакунин рассматривал анархию как закономерный этап эволюционного социального развития. По его мнению, религия и государство являются величайшими заблуждениями пребывающего в невежестве человечества, источниками всех зол. Но человека отличает от животного способность мыслить и протестовать. Протест в определённый момент принимает форму стихийного «самопроизвольного» бунта масс против государства. «Коллективистский» анархизм Бакунина («Государственность и анархия», 1873) постулировал идею о том, что поскольку любое государство есть орудие угнетения масс, оно должно уничтожаться революционным путём. Социальный идеал Бакунина сводился к обустройству общества как «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землёй и орудиями труда. Производство и распределение, по Бакунину, должно было носить коллективный характер в контексте учёта индивидуального трудового вклада каждого человека. Русский учёный П. А. Кропоткин в своей коммунистической версии анархизма («Современная наука и анархия», 1920), опиравшийся на сформулированный им гипотетический «биосоциологический закон взаимной помощи» («Взаимная помощь, как фактор эволюции», 1907), предполагал переход к федерации свободных и добровольных коммунистических общин (коммун), действующих на основе солидарности и взаимной помощи, с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. Революционный анархизм, сформировавшийся в рамках социалистического движения начала XX века под влиянием идей Бакунина и Кропоткина, призывал к насильственной ликвидации государства и установлению идеального, по убеждению его представителей, общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении различных территориальных и производственных общин. Наряду с этим, в конце XIX — начале XX века в России широкое распространение получило движение «христианского анархизма», приверженцами которого были преимущественно последователи религиозно-философского учения русского философа и писателя Л. Н. Толстого, основы которого были изложены им в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни», «Христианское учение» и других. Главным в их социальных воззрениях было представление о коренной несовместимости государства, церкви, права с христианскими идеалами добра и справедливости. В настоящее время идеи анархии и анархизма продолжают оказывать определённое влияние на ряд разнородных |
|
Библиография |
|
---|---|
|
|