Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Населению нравятся сильные компании. Интервью Иэна Дэвиса

Сотрудников McKinsey & Company, одной из самых крупных в мире консалтинговых компаний, называют «иезуитами капитализма». «Они могут помочь уже самим фактом своего присутствия», — уверен управляющий директор McKinsey Иэн Дэвис (Ian Davis). McKinsey & Company — консалтинговая компания, основанная в 1926 году профессором Чикагского университета Джеймсом МакКинси (James O. McKinsey). По данным компании, в числе её клиентов две трети участников списка крупнейших компаний Fortune 500. Но в консультациях нуждается не только бизнес. Так, за последние годы сразу несколько бывших партнёров McKinsey — Дэвид Беннет, Эдейр Тёрнер — перешли на работу в правительство Тони Блэра, чтобы помочь британскому премьер-министру реформировать социальный сектор. В России McKinsey также активно консультирует правительство, например, по вопросам железнодорожной и почтовой реформ. В интервью газете «Ведомости» Иэн Дэвис рассказал о своих достаточно жёстких взглядах на отношения между бизнесом и государством и своём понимании социальной ответственности бизнеса. Интервью опубликовано в газете «Ведомости» — № 238 (1519), 19.12.2005.


Благотворительность — это не задача бизнеса

Вопрос: В России много споров о социальной ответственности частного бизнеса. Чем социальная ответственность отличается от благотворительности?

Иэн Дэвис: Неверно считать, что бизнес по природе своей социально безответственен. Основная роль бизнеса — заниматься бизнесом. Я в этом твёрдо убеждён. Не следует считать, что, раз бизнес получает прибыли, он затем должен возвращать их часть обществу в какой-то форме. Основная обязанность бизнеса — производство продуктов и услуг на том уровне эффективности, какого ожидает общество. Это самое главное.

Я не думаю, что бизнесу следует заниматься благотворительностью, — это не его задача. Если это государственная компания, то, занимаясь благотворительностью, она раздаёт деньги налогоплательщиков — но почему она должна решать, кому и что жертвовать? Если же это частная компания, то она раздаёт деньги акционеров. Заниматься благотворительностью — значит раздавать деньги. Этим должны заниматься в первую очередь частные лица.

Если бизнес нарушает законы, искажает рынок и не обеспечивает эффективного производства товаров и услуг, вот тогда он ведёт себя безответственно, это ослабляет взаимосвязь между бизнесом и обществом. Одна из причин, по которой во многих странах мира к бизнесу относятся с подозрением, — это недоверие: общество не уверено, что бизнес действительно занимается своим делом, то есть производит продукты и услуги.

Вопрос: То есть любые социальные проекты, которые оплачиваются напрямую компаниями, — это неэффективное использования средств акционеров?

Иэн Дэвис: Не обязательно неэффективное, но всегда нужно чётко представлять, зачем это делается. Главное — прозрачность. Если, например, бизнес раздаёт значительные суммы денег, вы вправе спросить: почему бизнес, почему не правительство? Вы начинаете задумываться: а каковы мотивы такого поступка? В некоторых странах, когда компания жертвует большие суммы денег, люди спрашивают: «Почему они это сделали?» Они не говорят: «Какой замечательный поступок!», они говорят: «С какой целью?» Так что здесь надо быть предельно осторожным.

Если бизнес ведёт дела ответственно — то есть производит продукты и услуги, — ему можно доверять. Если вы посмотрите на экономические проблемы, которые существуют сегодня в мире, то увидите, что бизнес в гораздо большей степени является частью решения, чем частью проблемы, — когда речь идёт о занятости, о росте благосостояния, о создании инфраструктуры.

Бизнес является самой важной частью решения, а не корнем проблемы. Особенно это заметно, когда вы оказываетесь в бедных странах, где нет крупного бизнеса. Вы понимаете, что дело не только в правительстве и коррупции, а в том, что там просто не существует механизма, который мы называем бизнесом и который позволяет создавать рабочие места и повышать благосостояние.

Они просто открыли свою экономику

Вопрос: О Китае часто говорят как о примере того, что надо было бы сделать в России. Как Вы оцениваете роль правительства в экономических успехах Китая?

Иэн Дэвис: Они пришли к выводу, что в некоторых отраслях приватизация и рыночная философия являются самым эффективным способом повышения производительности и уровня занятости. Хотя есть отрасли, в которых они вовсе не придерживаются этого принципа. Я не думаю, что китайцы или иностранные бизнесмены в Китае считают, что Китай мог бы достичь нынешнего уровня, если бы правительство не изменило своё отношение к бизнесу. Они действительно поощряют приход иностранных компаний. Этого никогда бы не могло случиться, если бы правительство не заняло активную позицию, сокращая свою долю в собственности, допуская снижение контроля со своей стороны, и переориентируя систему образования.

Вопрос: Какую роль, по Вашему мнению, сыграли в достижении этого успеха свободные экономические зоны и специальные меры по привлечению инвесторов?

Иэн Дэвис: Они были очень важным фактором. На это есть две причины. Первая состоит в том, что Китаю нужно было инвестировать и сами они не могли обеспечить необходимый объём инвестиций. Тогда они ясно дали понять, что рады приходу иностранного капитала и готовы стимулировать его приток. Второй причиной были управленческие навыки. Правительство Китая понимало, что они не могут просто начать индустриализацию и открыть свою экономику — это невозможно без прихода иностранного менеджмента. Так что они очень активно привлекали опытных менеджеров и знания из других стран.

Посмотрите, например, на автомобильную промышленность Китая, где многие глобальные автомобильные компании уже создали свои совместные предприятия. Именно в этом была причина того, что автопромышленность совершила такой быстрый рывок, то же самое в текстильной промышленности, то же самое в бытовой электронике. Этот процесс продолжался дольше, чем некоторые думают: на самом деле у Китая установились очень тесные связи с Японией задолго до того, как работать с Китаем стало модно. Опыт работы с японскими компаниями позволил им оценить важность иностранного капитала и иностранного опыта и знаний.

Вопрос: И все же считаете ли Вы, что предоставлять специальные стимулы отраслям, например, в сфере высоких технологий, правильно?

Иэн Дэвис: Я не думаю, что нужны специальные стимулы. Достаточно сказать: «У нас есть большой рынок, вы можете производить здесь, вести бизнес». Чтобы привлечь инвесторов, надо открыть для них возможности и сказать: мы позволим вам преуспеть. Так что причина, по которой многие иностранные компании пришли в Китай, — это большой рынок и очень эффективные источники поставок. Как и в Индии. Они просто открыли свою экономику и объявили, что здесь есть большие возможности. Инвесторам не предлагали таких уж больших льгот. По большей части им просто говорили: здесь вы можете свободно конкурировать. По сравнению с другими странами мира налоговый режим в Китае не такой уж фантастический. В Ирландии налоговый режим ничуть не менее благоприятен. Более важной причиной было то, что в Китае хорошо делать бизнес. Специальные льготы играли определённую роль, но не слишком важную.

Вопрос: А что Вы подразумеваете под словом «открыться»?

Иэн Дэвис: Это значит открыть экономику — и физически, и с точки зрения менталитета — для притока капитала, для притока идей. Настроиться на конкуренцию. Надо изменить очень многое. Регулирование должно измениться, вы должны предоставить видимую поддержку инвесторам. Политикам на национальном и региональном уровнях надо объяснить, что это хорошо, нужны гостиницы, школы. Многое должно измениться, чтобы страна действительно открылась. Я слышал, как китайские политики говорят: «Мы хотим, чтобы через 20 лет в мире было 10 китайских корпораций — лидеров в своих отраслях». Точно так же будут и российские корпорации — глобальные лидеры.

Вопрос: Это хороший ориентир?

Иэн Дэвис: Населению нравится, когда у вас есть сильные компании, так же как всем нравится иметь сильные футбольные команды. Допустим, у вас лучшая команда в Москве, но люди хотят большего, они хотят, чтобы вы выигрывали чемпионат Европы или чемпионат мира. Ситуация с бизнесом во многом похожа. Если у вас есть несколько компаний, которые, подобно футбольным командам, могут конкурировать на мировой арене, это даёт людям чувство гордости и вдохновляет их.

Трудно создать кластер в чистом поле

Вопрос: Что эффективнее — создание среды для бизнеса, например кластеров, или инвестирование государственных денег в конкретные проекты?

Иэн Дэвис: Если вы посмотрите на автомобильную промышленность или биотехнологии, то они склонны организовываться в географические кластеры. Лучшее, что может сделать правительство, — это создать такую культуру и бизнес-среду, в которой эти кластеры могут возникать. Попытки правительств напрямую инвестировать в запуск новых проектов обычно кончаются неудачей. Вообще, это сделать не сложно, всякий может закачать средства в ту или иную отрасль. Вопрос в том, можете ли вы создать образовательную среду, стимулы, физическую инфраструктуру, в которой предприниматели и бизнесмены действительно будут чувствовать себя хорошо и добиваться успеха. Идея физического кластера кажется мне очень интересной. Возьмите пример Италии: если задуматься, почему Италия добилась глобального успеха в моде, в текстильной промышленности, то окажется, что эти отрасли сосредоточены вокруг трёх городов.

Вопрос: Но в Италии эти кластеры сформировались естественным путём.

Иэн Дэвис: Отчасти естественным, отчасти рукотворно. Обычно там есть хороший университет. В Индии компании в сфере информационных технологий сконцентрированы вокруг двух-трех городов, и правительство поощряет развитие этих городов с помощью строительства дорог, расширяет местные университеты, но оно не инвестирует напрямую в отрасль. Очевидный пример — это Кремниевая долина, другой пример — развитие биотехнологической промышленности в Кембридже. Когда очень талантливые люди начинают соревноваться друг с другом, производительность в этой отрасли или экономике растёт. Вот в чём состоит урок. Кластеры — важный элемент поддержания предпринимательской культуры, но очень трудно создать кластер в чистом поле, где ему не место.

Я уверен, что консультанты могут оказать помощь

Вопрос: А могут ли консультанты помочь решению задач государственного управления?

Иэн Дэвис: Я уверен, что консультанты могут оказать помощь. В чём консультанты могут помочь — и слово «помочь» здесь очень важно, — так это в том, что они могут поделиться передовым управленческим опытом со всего мира. Это во-первых. Во-вторых, они могут помочь уже самим фактом своего присутствия. И в-третьих, они могут принести с собой навыки, а также независимое мнение, которые очень помогают менеджерам. Консультанты не должны подменять собой руководство компаний. Если вам нужен менеджер, то лучше всего просто его нанять. Консультанты существуют для того, чтобы советовать и поддерживать. А если у вас слабая команда, то вам лучше усилить её, а не привлекать консультантов, чтобы они играли роль костыля.

Вопрос: Ваши услуги обходятся недёшево. Как правительства решают эту проблему? Как Вы убеждаете их, что Вы этого стоите?

Иэн Дэвис: Мы не убеждаем. Мы участвуем в тендерах, это прозрачный процесс. Вопрос заключается в том, какова будет отдача от инвестиций. Зачастую проблемы в государственном секторе настолько важны, речь идёт о таких огромных суммах, что если вы можете немного улучшить ситуацию, то рентабельность инвестиций (а мы предпочитаем мыслить в таких категориях) будет огромной. Инвестиции — это только отчасти деньги, но в первую очередь это время, которое тратят менеджеры и чиновники. Если проблема достаточно важна и если вы найдёте верное решение, то отдача может быть очень большой.

Вопрос: Можно ли крупные корпорации, которыми полностью или частично владеет государство, сделать эффективными?

Иэн Дэвис: Это очень сильно зависит от того, с какой корпорацией мы имеем дело. Некоторые крупные корпорации в Западной Европе или США очень эффективны с экономической точки зрения, несмотря на свой огромный размер. Чем яснее цели компании выражены в терминах экономической эффективности, например производительности и прибыльности, тем легче ей управлять. Если же понемногу перемешаны экономические, социальные и государственные цели, то вам здесь сложнее жонглировать, совмещая их друг с другом. В таких случаях обычно теряется эффективность. Если речь идёт о том, что я называю «псевдокорпорацией», то есть когда вы притворяетесь корпорацией, то лучше всего признаться в этом и прямо сказать, что на самом деле ваши цели состоят в том-то и том-то и вы выстраиваете систему, ориентируясь на достижение неэкономических результатов. Поэтому очень важно понимать реальное положение вещей.

Вопрос: В чём различия между настоящими и «псевдокорпорациями»?

Иэн Дэвис: «Псевдокорпорация» — это, когда, с одной стороны, её деятельность оценивается исходя из показателей производительности активов и прибыльности, того, что принято называть капиталистическими показателями, а с другой — имеются такие цели, как обеспечение бесперебойных поставок или создание рабочих мест. Это государственные цели — что бы вы ни делали, вы должны обеспечить занятость 100 тысяч человек. Если реальные цели лежат в основном в социально-экономической плоскости (например, субсидирование цен), вам следует отдавать в этом отчёт.

Вопрос: Возможно ли оценить результаты Вашей работы?

Иэн Дэвис: Это зависит от типа проекта. Иногда все просто: одно сработало, другое не сработало. Но в любом случае мы понимаем: если перемены к лучшему не произошло, будь в том вина консультанта или нет, люди считают, что мы плохо сработали. Поэтому позитивные перемены должны происходить. И если вы поставили цель, она должна быть достигнута. И уже следующий вопрос, если цель достигнута, какова была роль в этом консультантов.

Интервью подготовил Максим Трудолюбов — редактор отдела «Комментарии» газеты «Ведомости». Опубликовано в газете «Ведомости» — № 238 (1519), 19.12.2005.

Источник: Населению нравятся сильные компании. Интервью Иэна Дэвиса. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 29.08.2006. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/publicdoc/2006/165
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Новые стенограммы
Популярные стенограммы