Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Понятия технического знания и их развитие. Я. Е. Стуль, К. Н. Суханов

В последнее время появилось немало работ, посвящённых анализу технического знания на таком уровне его организации, как техническая наука 1. В этих работах рассмотрены вопросы возникновения технических наук, их предмета, специфики, строения, закономерностей развития, методологии и классификации, их связи с естественными и общественными науками и другие. Относительно мало внимания в этих работах уделяется исследованию понятия технического знания 2. Между тем явно выраженная тенденция к повышению логико-теоретического уровня технических наук, логических основ преподавания технических дисциплин делает необходимым исследование технического знания на уровне отдельных форм мышления, и прежде всего на уровне понятий. Ниже в общем виде исследуются проблемы специфики, классификации и развития понятий технического знания.

Некоторые особенности понятий технического знания

Термином «понятие» в науке обозначаются различные по своему уровню формы знания: любое отвлечение (абстракция), в том числе в виде словесно выраженного, но аналитически не расчленённого общего представления об объектах определённого класса; мысленное отображение класса объектов в форме аналитически расчленённой совокупности основных, общих, существенных признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения данного класса объектов из множества других предметов познания; конкретное, всестороннее, целостное воспроизведение какого-либо предмета «как богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями» (К. Маркс) и другие. 3

С широкой, диалектической точки зрения отмеченная многогранность характеристики понятия является положительным моментом, поскольку позволяет, например, рассмотреть развитие понятия от простой формы абстракции к форме аналитически расчленённого отражения основных специфических признаков объектов, а затем к форме конкретного всестороннего, целостного воспроизведения предмета познания. Однако подобный подход к изучению понятия как формы мышления не исключает, а скорее предполагает логико-теоретический анализ структуры научного знания на основе выделения таких его элементов, как термины, высказывания, выводы. В целях сохранения этой связи мы будем рассматривать понятие только как такую форму мышления, языковым выражением которой являются отдельные слова и словосочетания. Понятием в этом смысле будет считаться любая мысленная абстракция и любое мысленное отражение различных классов объектов в форме аналитически расчленённой совокупности основных, общих, существенных признаков их элементов.

Специфика понятий технического знания обусловливается в первую очередь спецификой предмета отражения — технических объектов и технологических процессов. Сравнение объектов технического знания с объектами иного знания показывает их определённую общность, распространяющуюся, в частности, на такие черты, как наличие субстратно-субстанциального и атрибутивного уровней, структурности, системности, организованности и другие. Такие общие черты отражаются общенаучными понятиями «субстрат», «свойство», «структура», «система», «организация», и так далее. Разумеется, общие черты объектов технического, естественнонаучного и общественно-научного знания отражаются также универсальными философскими категориями «материя», «движение», «причина», «следствие» и другими. Общенаучные и философские понятия употребляются и в технических науках, но не выражают их специфики. Вместе с тем они помогают глубже, полнее осмыслить содержание объектов технического знания и отражающих их понятий технических наук. Так, общее понятие информации как «разнообразия отражения» 4 выступает в качестве мировоззренческо-методологической основы осмысления понятия информации, принятого в технических науках, где информация определяется как «сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования». Вообще философские и общенаучные понятия в технических науках выступают в роли мировоззренческих и методологических средств анализа и интеграции научно-технического знания.

Сравнение объектов технического знания с объектами других областей знания показывает также и специфику первых в сравнении со вторыми. Иногда эту специфику усматривают в какой-либо отдельной характеристике технических объектов и технологических процессов, как, например, в их двойственности в смысле соединения в них естественной, природной основы со свойством искусственности, созданности человеком или в способности служить средством целесообразной деятельности человека и так далее. Указанные свойства, несомненно, присущи объектам технического знания. Однако ни одно из них и ни одно какое-либо другое их свойство в отдельности не выражают адекватно специфику названных явлений: единство естественного и искусственного присуще не только технике, но и произведениям искусства; способность служить средством целесообразной деятельности человека присуща не только техническим, но и некоторым природным явлениям и так далее.

Специфика объектов технического знания является, по нашему мнению, комплексной характеристикой, выражающейся в совокупности основных свойств и особенностей: единстве естественного и искусственного, способности служить средством целесообразной деятельности человека, характере субстратно-субстанциональной основы, конструктивно-функциональном выделении и оформлении, характеризующих материал и процессы параметров, сопряжении материала и строения с функцией, согласованности конструктивно-функциональной организации с возможностями человека по управлению и использованию техники, наличии особых качественных и количественных характеристик, естественнонаучных основ действия, определённых условий, порядка и организации работы, назначении, цели и сфере применения и так далее.

Специфика объектов технического знания определяет и специфику его понятий, прежде всего содержания последних. Содержание понятий технического знания замкнуто кругом указанных выше признаков объектов технического знания и их вариаций, выражающих в комплексе как специфику названных объектов по сравнению с явлениями природы и общества, так и специфику различных классов объектов технического знания по отношению друг к другу. Понятия технического знания отличаются от понятий естественных и общественных наук специфическими элементами содержания. Так, понятия естествознания направлены на отражение признаков природных явлений как таковых. В содержание этих понятий не входят признаки, характеризующие технологию обработки, изготовления, производства, конструктивную структуру, назначение, цель, сферу применения. Конечно, при описании природных явлений для указания связи естественных наук с приложениями приводятся иногда сведения о целях, способах и сферах их использования. Однако для естественнонаучного познания эти «позиции» в структуре содержания его понятий не являются существенными и обязательными.

Например, физическое понятие термоэлектрической эмиссии, фиксируя способность твёрдых и жидких тел испускать электроны вследствие нагревания этих тел, не включает в своё содержание никаких сведений о назначении, цели, сфере применимости и тому подобное соответствующего физического явления. Подобные элементы содержания понятий появляются, однако, при переходе к такому понятию технического знания, как понятие электронной лампы (устройства, основанного на явлении термоэлектрической эмиссии). Здесь содержание понятия уже включает признаки, указывающие на конструктивно-морфологическую и функциональную структуру (вакуумный баллон, два или более электрода), назначение (получение тока), цели (выпрямление переменного тока, усиление электромагнитных колебаний) и другие.

Понятия технического знания отличаются от понятий естественнонаучного знания не только тем, что в их содержание включаются признаки, не входящие в содержание последних. Понятия технического знания специфичны также и в тех элементах содержания, которые на первый взгляд представляются одинаковыми с элементами содержания естественнонаучных понятий (признаки, характеризующие состав или материал, качественные и количественные свойства и другие).

В содержание понятий технического знания не входят признаки, характеризующие, например, качественные и количественные свойства объектов и процессов во всей их природной всеобщности и универсальности. В него включаются признаки, отражающие лишь те «отрезки» качественных и количественных свойств природных явлений, которые оказываются существенными для эффективного выполнения назначения и цели соответствующих средств целесообразной деятельности человека. В физике, например, понятие чувствительности односторонней (вентильной) проводимости на границе соприкосновения двух полупроводников (один из которых характеризуется электронным, а другой — «дырочным» типом проводимости) к изменению температуры берётся во всей всеобщности своего содержания, которое мы ради простоты сведём к признаку снижения проводимости при повышении температуры сверх обычной. Дело меняется, когда мы переходим к техническому понятию полупроводникового диода, действие которого основано на явлении односторонней проводимости. Для характеристики полупроводникового диода существенным является не общее физическое представление о чувствительности вентильного действия к изменению температуры, но представление об «отрезке» слабой зависимости вентильного действия от изменения температуры. Этот отрезок описывается техническим понятием «рабочий диапазон температур» (для разных типов полупроводников от — 60 градус Цельсия до 50–90 градус Цельсия).

Понятия технического знания сохраняют специфичность своего содержания даже в той его части, которая представлена признаками, характеризующими естественнонаучные основы действия и работы технических объектов. Если в понятиях естественнонаучного знания структуры, процессы, законы природы воспроизводятся в идеализированном, «чистом» виде, то в понятиях технических наук природные явления, на которых основано действие технических средств, берутся с известным приближением к условиям их проявления в реальных материалах, конструкциях, и так далее. В этой связи необходимо согласиться с утверждением, что понятия технического знания в меньшей степени абстрактны и идеализированы по сравнению с понятиями естествознания».

Практическая направленность технического знания порождает такое явление, как стандартизация содержания его понятий, которая закрепляется законодательно. Такая нормативность является одной из особенностей понятий технического знания. При этом следует, конечно, иметь в виду, что стандартизация осуществляется на основе сопоставления множества различных предлагаемых определений и регулярно пересматривается по мере развития техники и технического знания.

Ещё одной особенностью понятий технического знания является относительно быстрое изменение их содержания. За последние годы неоднократно пересматривалось, например, содержание таких технических понятий, как «качество», «надёжность» и другие. Понятия других наук (физика, математика, философия) характеризуются большей стабильностью, что связано с большей их абстрактностью, с их опосредованным отношением к быстротекущей практике.

Логико-гносеологическая классификация понятий технического знания

Понятия технического знания весьма многочисленны. Это многообразие порождает потребность в систематизации и классификации понятий технического знания. Ниже даётся общая логико-гносеологическая классификация названных понятий. Принятая нами концепция классификации вкратце сводится к следующему. Понятия технических наук следует отграничить от понятий фундаментальных естественных наук. Даже если естественнонаучные понятия применяются в технических науках при описании объектов технического знания, их не следует включать в систему понятий технического знания. Точно так же не следует причислять к понятиям технического знания некоторые понятия социальных наук, применяемые, например, в философском, экономическом, социальном анализе проблем развития техники, научно-технического прогресса, и так далее. Поэтому первым шагом при классификации является подразделение понятий технического знания на классы с учётом типа отражаемых объектов (разделение по объекту отражения). Дальнейшее подразделение этих понятий производится с учётом особенностей содержания (разделение по характеру содержания), объёма (разделение по характеру объёма), а также их принадлежности к различным уровням познания (разделение по уровням познания). В результате этого процесса, называемого в логике видоизменением признака, возникает общая логико-гносеологическая систематизация понятий технического знания.

Как известно, «объектом технических наук является сама техника, а если подходить несколько шире, то и технологические процессы» 7. В соответствии с подразделением объекта технических наук на технику и технологию все понятия технического знания разделяются на понятия, описывающие технические объекты, их свойства и отношения, и понятия, описывающие технологические процессы, их свойства и отношения. Первые понятия мы будем условно называть собственно техническими, вторые — технологическими, охватывая оба типа термином «понятия технического знания».

Объектом отражения для собственно технических понятий является техника как совокупность орудий человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и непроизводственных видов деятельности. К данному классу понятий относятся понятия различных устройств (машин, аппаратов, приборов, приспособлений и так далее), а также их систем и комплексов.

Объектом отражения технологических понятий является технология как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояний, свойств, формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции. К этому роду понятий относятся понятия различных технологических операций, приёмов, процессов 8 (механическая обработка, обработка резанием, обработка давлением, термическая обработка, сборка и так далее).

В рамках каждого из указанных классов все понятия технического знания следует разделить на абстрактные и конкретные. Абстрактные понятия технического знания отражают отдельные свойства и отношения технических объектов и технологических процессов, конкретные понятия воспроизводят технические объекты и технологические процессы в совокупности их основных, общих, относительно существенных признаков, необходимых и достаточных для отличия явлений соответствующего рода от явлений другого рода.

В соответствии с выделенными в предшествующем разделе главными «определениями» технических объектов и технологических процессов абстрактные понятия технического знания подразделяются на семь основных видов. К первому виду мы относим понятия, отражающие субстратно-субстанциональный уровень техники и технологии. В случае технических объектов сюда относятся, в частности, понятия «конструкционные материалы», «строительные материалы», «изоляционные материалы», и так далее. В случае технологических процессов к этому виду относятся, например, понятия «поверхностно-активные вещества» (из области химической технологии), «формовочные материалы» (из области технологии литейного производства) и другие.

Ко второму виду абстрактных понятий технического знания мы относим понятия, описывающие морфологическую и функциональную структуры технических объектов и технологических процессов. Элементы морфологической структуры технических объектов описываются понятиями «деталь», «узел», «звено» и другими. В содержании этих понятий отражается подразделение технических объектов на подвижные и неподвижные части, дробность технических объектов. В частности, в понятии «деталь» подчёркивается предельная дробность технического объекта. К деталям, например, машин, механизмов, аппаратов, приборов относятся отдельные составные части и их простые соединения в виде болтов. заклепок, валов, шестерен, цепей, подшипников и так далее. В понятии «узел» подчёркивается укрупнённый по сравнению с деталями характер части технического объекта.

Элементы функциональной структуры технического объекта описываются понятиями «агрегат», «двигатель», «передаточный механизм», «рабочий орган». Понятие «агрегат» близко понятию «узел», но в нём явно подчеркнут функциональный момент: агрегатом называют унифицированный узел, выполняющий определённую функцию. Ещё более ясно выражен функциональный аспект в понятиях «двигатель» (источник энергии), «рабочий орган» (воздействие на предмет деятельности) и другие.

В техническом знании существуют понятия, описывающие морфологические и функциональные элементы и структуры технологических процессов. Морфологическими элементами технологических процессов в общем являются технологические операции. В рамках технологического процесса технологические операции могут быть функционально однородными, как, например, разъемные и неразъемные соединения деталей в процессах сборки. В этом случае технологические операции выступают в качестве чисто морфологических элементов, образующих простую морфологическую структуру процесса. Вместе с тем они могут иметь и функциональные различия. Так, функциональный характер имеет различие между операциями обработки и сборки, с одной стороны, и операциями испытания и контроля в целях экспериментального определения конструкционных и эксплуатационных свойств объекта — с другой. Связь такого рода функционально различных частей технологического процесса образует его функциональную структуру.

Понятия данного вида описывают не только морфологические и функциональные элементы, но и их связь. В этом плане механизм, например, описывается как совокупность подвижно соединённых звеньев, совершающих под действием приложенных сил определённые целесообразные движения, и так далее.

К третьему виду абстрактных понятий технического знания мы относим понятия, описывающие качественные свойства объектов технического знания. Таковы понятия «конструкционные свойства», «эксплуатационные свойства», «качество», «надёжность» и другие, характеризующие объекты с качественной стороны. Некоторые понятия этого вида имеют комплексный характер. Так, понятие «качество» применительно к автомобилю охватывает целый комплекс свойств: маневренность, комфортабельность, вместимость, грузоподъёмность, прочность, водонепроницаемость и другие.

К четвёртому виду абстрактных понятий технического знания относятся понятия, описывающие количественные характеристики техники и технологии. Таково, например, понятие «показатель качества» 9, описывающее количественную характеристику входящих в состав качества свойств. Другим понятием этого вида является понятие «параметр». Сюда же относится понятие «характеристика» (графически выраженная зависимость между величинами). Количественные понятия технического знания позволяют описать, оценить степень развития отдельных сторон технических объектов и технологических процессов, степень совершенства последних в целом.

Пятый вид абстрактных понятий технического знания образуют понятия, описывающие физические, химические и другие основы действия и работы технических средств. К этому виду относятся понятия «физическое содержание процесса», «химическое содержание процесса», «принцип действия», «принцип работы» и другие. Так, химическое содержание процесса производства пищевой соды воспроизводится химической формулой, описывающей образование пищевой соды при пропускании аммиака и углекислого газа через раствор поваренной соли. Действие такого технического средства, как высоковакуумный адсорбционный насос, основано на физическом явлении адсорбции (концентрировании веществ из газов или растворов на поверхности твёрдых тел или жидкостей под действием межмолекулярных взаимодействий и других сил).

Понятия данного вида являются чрезвычайно важным элементом технического знания, поскольку через них осуществляется связь технических наук с фундаментальными естественными науками. Конечно, все понятия технического знания так или иначе связаны с естественнонаучным знанием, но понятия данного вида более непосредственно осуществляют эту связь на том уровне познания действительности, на котором отражается её закономерный характер.

К шестому виду абстрактных понятий технического знания относятся понятия, описывающие работу технических объектов и действие технологических процессов. Сюда включаются понятия «условия работы», «порядок работы», «рабочий цикл», «режим работы» и другие.

К последнему, седьмому, виду абстрактных понятий технического знания мы относим понятия, описывающие использование технических объектов и технологических процессов.

Сюда входят понятия «назначение», «цель применения», «сфера применения» и так далее. Понятия «назначение» и «цель применения» достаточно близки друг другу по содержанию, но между ними есть вполне определённое различие. Понятие «назначение» более непосредственно характеризует использование технического средства, тогда как понятие «цель применения» описывает конечный эффект использования. Так, амортизатор своим назначением имеет смягчение ударов в конструкциях машин и сооружений, а целью его применения является защита машин и сооружений от действия сотрясений и больших нагрузок. Не требует специального разъяснения понятие «сфера применения». Необходимо лишь отметить, что это понятие может сближать весьма различные технические объекты и разделять близкие. Такие устройства, как автомашинист и автопилот, имеют немало общего между собой, но различаются по сфере применения — один используется на рельсовом, а другой — на воздушном транспорте. В то же время такие различные устройства, как автомашинист и автосцепка, объединены сферой применения.

Конкретные понятия технического знания своим содержанием охватывают все основные «Срезы» технических объектов и технологических процессов: субстрат, морфологическую и функциональную структуры, качественные и количественные характеристики, естественнонаучные основы и принципы действия, условия, порядок и организацию эффективной работы, назначение, цель и сферу применения. В качестве примера можно привести понятие «термоэлектрический катод» 10. В его содержание включаются признаки, характеризующие субстрат (вольфрамовый, молибденовый и тому подобные), морфологическую и функциональную структуры (металлическая пленка и подложка у пленочных катодов, слой активных веществ и керн у толстослойных катодов), качественные характеристики (устойчивость работы при высоких анодных напряжениях, долговечность, устойчивость к отравлению остаточными газами), количественные характеристики (удельная эмиссия, эффективность), физические основы действия (термоэлектрическая эмиссия), условия эффективной работы (диапазон рабочих температур, обеспечивающих максимальную эмиссию при приемлемом сроке работы), назначение (получение тока), цель (обеспечение работы электронных выпрямительных, усилительных ламп, и так далее).

Деление технических понятий на абстрактные и конкретные отражает важную познавательную закономерность — движение знания от абстрактного к конкретному: познание действительности движется от созерцания и представления реальных предметов как единств многообразного к абстрактным понятиям, отражающим отдельные стороны конкретных, живых, целых явлений действительности, и от последних — к целостному воспроизведению конкретных объектов мира в мышлении». Целостное воспроизведение мира, отдельных областей мира, конкретных явлений в мышлении, конечно, не может быть сведено к формированию конкретных понятий. В. И. Ленин писал, что попытка введения в понятие всех частных признаков единичных явлений ведёт к эклектизму и свидетельствует об элементарном непонимании смысла науки 12. Однако формирование конкретных понятий вообще и конкретных понятий технического знания в частности является существенным моментом целостного мысленного воспроизведения действительности. Здесь особая роль принадлежит конкретным понятиям технического знания, фиксирующим такую совокупность признаков технических объектов и технологических процессов, которая необходима и достаточна для отличия технических средств одного рода от объектов (в том числе технических) другого рода.

Конкретные и абстрактные понятия технического знания по объёму подразделяются на общие и единичные. Общие понятия относятся ко многим сходным техническим объектам и технологическим процессам, их объем состоит более чем из одного элемента. Единичные понятия относятся к одному объекту, их объем является одноэлементным классом. Подавляющая часть понятий технического знания относится к разряду общих, хотя нередки и единичные понятия (как, например, понятие «единая энергетическая система европейской части СССР»). Роль общих понятий, технических в частности, вытекает из того, что «всякое действительное, исчерпывающее познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность». Этот подъём к общим и всеобщим понятиям является средством познания объективных законов, поскольку в природе и технике закон выступает в качестве объективной формы всеобщности.

Степень общности понятий технического знания весьма различна. Некоторые понятия своим объёмом укладываются в предметные области отдельных технических наук и дисциплин (понятия электротехники, технической гидравлика, и так далее), другие распространяются на всю область техники и технологии и являются общетехническими понятиями, категориями техники. К последним относятся, в частности, понятия общетехнических наук и дисциплин 13.

В зависимости от уровня познания все понятия технического знания подразделяются на эмпирические и теоретические в соответствии с делением научных терминов на термины наблюдения и теоретические термины 14. Имей в виду всю область так называемых прикладных наук, в которую включаются и технические науки, академик А. Ю. Ишлинский отмечает, что законы, формулируемые в прикладных областях, «как правило, базируются на экспериментальных данных» 15 и, таким образом, близки к типу эмпирических законов. Такого рода законы, устанавливаемые в технических науках, формулируются с использованием эмпирических терминов, смысл которых устанавливается на основе данных наблюдения, измерения, и так далее. Технические понятия, выступающие в роли смыслов эмпирических терминов, мы и называем эмпирическими 16. Примером эмпирического понятия может служить техническое понятие «матовая бумага», фиксирующее отсутствие способности зеркального отражения световых лучей, или понятие «тисненная бумага», фиксирующее морщинистость поверхности и повышенную удлиняемость до разрыва», и другие 17.

Техническое знание, разумеется, не ограничивается эмпирическим уровнем. В технике «приходит конец старым и непроизводительным методам голого экспериментирования, которые до сих пор используются инженерами и конструкторами. Наступило время новых научных методов исследования, в основе которых лежит научный взгляд на естественные явления» 18. Одним из направлений повышения теоретического уровня современного технического знания является его математизация, развитие теории на основе применения абстрактных идеализированных объектов современной математики. Уже самый низший уровень математизации — простая математическая обработка эмпирических данных — связан с введением определённых идеализированных математических моделей технических объектов и процессов, на основе которых формируются теоретические понятия технического знания, смыслы теоретических терминов. Содержание этих терминов устанавливается не простым наблюдением, а на основе применения различных логико-математических операций (расчет, вычисление, и так далее). В этом смысле уже такие понятия, как «коэффициент трения», «натяжение», «внутреннее сопротивление триода» и так далее, относятся к классу теоретических понятий. Теоретические понятия технического знания используются, в частности, для формулировки, обоснования теоретических законов техники.

На основе последовательно проведённого подразделения понятий технического знания по объекту отражения, характеру содержания и объема, уровню познания нетрудно обрисовать получающуюся единую логико-гносеологическую классификацию соответствующих понятий. Эта классификация будет включать шестнадцать основных общих видов понятий технического знания: собственно технические конкретные единичные эмпирические понятия, собственно технические конкретные единичные теоретические понятия, собственно технические конкретные общие эмпирические понятия, собственно технические конкретные общие теоретические понятия и так далее. Получающаяся система, разумеется, не является полной, исчерпывающей, однако она выделяет в логико-гносеологическом плане наиболее важные виды понятий технического знания.

Развитие понятий технического знания

Понятия технического знания, как и все другие понятия науки, развиваются». Если иметь в виду становление новых понятий технического знания, то можно выделить два источника и два пути этого становления. Первый из них связан с введением в науку новых понятий технического знания на основе обобщения, осмысления практики создания и эксплуатации новых технических объектов и технологических процессов. Известно, что развитие новой техники в определённых границах может осуществляться эмпирически, на основе накопленного практического опыта. Осмысление опирающейся на эмпирические наблюдения практики создания и использования новых технических средств исторически было первой формой введения новых понятий технического знания 19. Историки техники отмечают, например, что эмпирическое наблюдение действия скрытой силы упругости, проявляющегося, в частности, в стремительном возвращении случайно отогнутой ветки в исходное естественное положение, послужило (могло послужить) исходным пунктом изобретения пружинных ловушек и лука 20. Лишь после этого на основе длительной практики изготовления и использования пружинных ловушек и лука сформировались и понятия этих технических средств. Точно так же эмпирические наблюдения за действием ветра на пламя костра привели к практическому использованию воздушных потоков, движущихся по склонам холмов, для организации теплового режима в специально вырытых на склонах холмов печах, предназначенных для плавки руды». На основе длительной практики создания и использования подобных сооружений в технику было впервые введено понятие сыродутной рудоплавильной печи. Примеры подобного пути становления новых понятий технического знания весьма многочисленны 21.

С развитием науки появляется и другой путь становления новых понятий технического знания, начинающийся с открытия естествознанием новых явлений, процессов, законов природы. Этот путь особенно характерен для условий современной научно-технической революции, когда появление принципиально новых естественнонаучных теоретических представлений закономерно перерастает в создание качественно новых видов техники — атомно-ядерной, электронной, полупроводниковой, лазерной, космической и других — и ведёт к возникновению новых понятий технического знания. По отношению к техническому знанию здесь проявляется та функция естествознания, которую П. Л. Капица выразил словами: большая наука «всегда двигала и будет двигать техническую мысль» 22.

Становление новых понятий технического знания на этом, втором, пути проходит ряд специфических стадий: возникновение идеи (догадки) технического использования новых данных науки, экспериментальное подтверждение принципиальной возможности такого использования, разработка теоретических представлений с целью проектирования и расчёта соответствующих технических средств, разработка технологических схем их применения, окончательная отработка новых понятий на базе создания и использования самих технических средств.

Примером данного пути становления новых понятий технического знания является формирование понятия «гидростатическое прессование». Физические исследования влияния высоких давлений на свойства материалов подсказали идею использования жидкости высокого давления для обработки материалов, в частности металлов. Эксперименты, поставленные П. Бриджменом и другими исследователями, выявили характер и закономерности влияния высокого гидростатического всестороннего давления на свойства материалов 23, которому было дано объяснение на основе представлений, выработанных на стыке теорий прочности и пластичности, термодинамики, математической теории дислокации. Далее были разработаны технологические схемы использования высокого гидростатического давления с целью «облагораживания» свойств материалов и их обработки, были сконструированы и созданы соответствующие машины для обработки материалов под высоким гидростатическим давлением. В итоге в технике появилась целая система новых понятий — «гидростатическое прессование», «гидростатический пресс», «газостат» и другие, описывающих процесс гидростатического прессования и машины для его осуществления 24. История техники даёт многочисленные свидетельства того, что многие новые понятия технического знания формировались таким или близким образом 25.

Развитие понятий технического знания не сводится к введению новых понятий. Оно включает в себя углубление, обогащение, уточнение содержания соответствующих понятий. В особенности важную роль здесь играет постепенное приближение содержания понятий технического знания к совокупности признаков, вместе необходимых и достаточных для выделения технических объектов и процессов определённого рода из всего множества объектов познания. Только посредством таких полных, зрелых понятий в конечном итоге может быть реализована главная задача теории (в том числе технической) — «дать объект в его необходимости, в его всесторонних отношениях»… 26

Уточнение и обогащение понятий технического знания можно проиллюстрировать на примере развития понятия «авиационный двигатель» за последние полстолетия. Более сорока лет назад содержание этого понятия явно связывалось лишь с такими признаками, как высокая мощность, большая компактность (количественные характеристики), малый вес (количественная характеристика, подразумевающая ссылку на материал — лёгкие тугоплавкие металлы и сплавы) 27. Спустя двадцать лет в содержание этого понятия были включены признаки надёжности (качественная характеристика), установимости на летательных аппаратах (область применения), создание необходимой для полёта летательного аппарата тяги (назначение и цель), характер создаваемой силы (принцип работы) 28. Ещё через двадцать лет содержание этого понятия под влиянием технической практики было существенно уточнено введением признака, отличающего авиационный двигатель от ракетного: авиационный двигатель имеет своим назначением приведение в движение аппаратов, летающих в околоземном воздушном пространстве 29. В результате содержание понятия авиационного двигателя было выведено на тот уровень научности, который соответствует познанию совокупности необходимых и достаточных признаков данного класса технических объектов.

Развитие понятий технического знания проявляется также в их обобщении, в расширении их объема. С содержательной стороны обобщение понятий технического знания отражает процесс открытия одинаковых, близких свойств у все более широкого круга технических объектов и технологических процессов. Первоначально сварка, например, трактовалась как процесс неразъемного соединения металлических изделий путём местного их нагревания до расплавленного или тестообразного состояния 30. Дальнейшее развитие практики и теории сварки показало, однако, ограниченный характер первоначального понимания. Первоначальное понятие «сварка» было обобщено за счёт снятия признаков, указывающих на специфическую природу свариваемых частей (металлические изделия) и способов осуществления сварки». Аналогичным образом в последние десятилетия обобщались понятия надёжности и многие другие. Следует отметить открытость большого числа понятий технического знания для дальнейшего обобщения. Это можно объяснить тем, что они ориентированы на отражение множества практически осуществлённых, а не вообще принципиально осуществимых технических объектов и технологических процессов. В силу этого обстоятельства их общность имеет более эмпирический, чем логико-теоретический характер.

Развитие понятий технического знания состоит также (и это особенно характерно для современного этапа технического познания) в переходе от интуитивно мыслимого — на основе общих представлений содержания к логически устанавливаемому — на основе определений содержания понятий технического знания. Итоги этого развития иллюстрируют многочисленные государственные стандарты на техническую терминологию.

В развитии понятий технического знания имеет место важная закономерность: резкий качественный скачок в развитии новой области или нового направления техники приводит не только к появлению новых понятий, относящихся к данной области техники, но и к существенному обогащению, развитию многих понятий смежных областей технического знания. Создание, например, атомной техники привело к существенному обогащению, развитию многих «традиционных» понятий технического знания, таких как «хронометр» (изобретены атомные часы), «электростанция» (созданы атомные электростанции), «энергетическая машина» (сконструированы ядерные силовые установки), «морское судно» (построены атомоходы) и другие. Это свидетельствует о том, что стержневой момент развития понятий технического знания определяется основными тенденциями развития производительных сил общества, направлением технического прогресса. Именно потому автоматизация и кибернетизация техники, освоение новых источников энергии, создание и использование новых материалов, возникновение космической техники и другие направления качественного изменения современной техники справедливо рассматриваются как революционизирующие всю современную технику и все техническое знание в целом.

Приме­чания:
  1. См. в частности: Некоторые методологические проблемы технических наук. — Тр. Моск. станкоинструментального института, 1969, вып. 1, ч. 1; 1971, ч. 2; Научно-техническая революция и некоторые методологические проблемы технических наук. — Л., 1970; Наука и техника: (Вопросы истории и теории). — Л., 1971, вып. 4; 1972, вып. 7; 1973, вып. 8; Взаимосвязь технических и общественных наук. — Л., 1972; Специфика технических наук. — Л., 1974; Взаимосвязь естественных и технических наук. — М., 1976; Иванов Б. П., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук. — Л., 1977; и другие.
  2. См. например: Шеменев Г. И. Некоторые методологические проблемы технических наук. — Тр. Моск. станкоинструментального института, вып. 1, ч. 1; Иванов Б. И., Чешев В. В. Становление и развитие технических наук, гл. 5, § 2.
  3. См. Войшвилло Е. К. Понятие. — М., 1967, с. 101–117.
  4. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. — М., 1975, с. 29.
  5. Элементы технической кибернетики: Терминология. — М., 1968, вып. 77, с. 8.
  6. См. например: Некоторые методологические проблемы технических наук. — Тр. Моск. станкоинструментального института, вып. 1, ч. 1, с. 70.
  7. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. — Л., 1970, с. 93.
  8. Подробнее см. Процессы технологические: (Основные термины и определения). ГОСТ–31109–73. — М., 1973.
  9. См. Качество продукции: (Термины). ГОСТ–15467–70. — М., 1974, с. 2.
  10. См. например: Физический энциклопедический словарь. — М., 1962, т. 1, с. 287–290.
  11. См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. второе изд., т. 12, с. 726–728.
  12. См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 5, с. 142.
  13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. второе изд., т. 20, с. 548–549.
  14. Подробнее об общетехнических науках см. Волосевич О. М., Мелещенко Ю. С. Технические науки и их место в системе научного знания. — В книге: Методологические проблемы взаимосвязи и взаимодействия наук. — Л., 1970.
  15. См. в частности: Смирнов В. А. Уровни знания и этапы процесса познания. — В книге: Проблемы логики научного познания. — М., 1964, с. 32–33.
  16. Ишлинский А. Ю. Взаимосвязь между фундаментальными и прикладными науками и техникой. — В книге: Философские основания естественных наук. — М., 1976, с. 145.
  17. См. Бумага: Термины и определения. ГОСТ–17586–72. — М., 1973
  18. Ишлинский А. Ю. Взаимосвязь между фундаментальными и прикладными науками и техникой, с. 149.
  19. Об общих вопросах развития понятий см. Войшвилло Е. К. К анализу развития знания. — Вопросы философии, 1971, № 8, с. 100–103.
  20. См. например: Зворыкин А. А. и другие. История техники. — М., 1962, с. 32.
  21. См. в частности: Кудрявцев П. С., Конфедератов И, Я. История физики и техники. М, 1965, с. 32.
  22. Капица П. Л. Теория, эксперимент, практика. — М., 1976, с. 46.
  23. См. в частности: Вриджмен П. Исследование больших пластических деформаций и разрывов. — М., 1955; Береснев В. И. и другие. Пластичность и прочность твёрдых тел при высоких давлениях. — М., 1970.
  24. См. например: Прозоров Л. В. и другие. Прессование металлов жидкостью высокого давления. — М., 1972; Розанов Б. В., Максимов Л. Ю. Технология и оборудование для гидростатического прессования.
  25. См. в частности: Кудрявцев П. С., Конфедератов И. Я. История физики и техники, с. 418, 421–422, 438–442 и другие.
  26. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 193.
  27. См. Краткий технический словарь. — М., 1934, с. 3.
  28. См. например: Краткий политехнический словарь. — М., 1956, с. 11.
  29. См. в частности: Политехнический словарь. — М., 1976, с. 10.
  30. См. Сварка металлов. — М., 1964, с. 3.
  31. См. например: Сварка металлов: Основные понятия. Термины и определения. ГОСТ–2601–74. — М., 1974, с. 2.
Источ­ник: Я. Е. Стуль, К. Н. Суханов. Понятия технического знания и их развитие. Философские вопросы технического знания. Сборник статей. АН СССР, Иститут философии. — М., Наука, 1984. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 18.05.2013. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/6200
Содержание
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи