Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Онтологизация как функция онтосинтеза. Вячеслав Дудченко

Вячеслав Сергеевич Дудченко (1940–2007) — доктор социологических наук, специалист в областях стратегического менеджмента, организации бизнеса, инноватики, менеджмента, маркетинга, развития персонала, организационного развития и методологии, создатель концепции онтосинтеза, автор многих научных работ. Известен как один из основателей управленческого консультирования в бывшем Советском Союзе и первый президент Национальной Гильдии профессиональных консультантов России. Настоящая статья впервые опубликована в 2006 году.

Меня всегда интересовало соотношение и взаимодействие «мира идей» и «мира вещей» (или онтологических сущностей). Источники идей, их рождение и смерть, их жизнь, соотношение и взаимодействие, не являются сейчас предметами моего интереса. Меня завораживает другое: драма встреч, столкновения, борьбы идей и материала мира, животворящие процессы созидания, творения этого мира, процессы рождения «второй реальности». Иногда эти процессы называют онтологизацией.

Здесь я попытаюсь работать в нескольких позициях. Как наблюдатель-исследователь я постараюсь отследить и понять основные коллизии этой драмы. Как методолог я постараюсь вычленить основные средства и процессы мышления, коммуникации и деятельности. А если таковых не окажется, — сконструировать их. Как практик-консультант я попробую составить на основе понятого, сконструированного новую партитуру профессиональной деятельности консультанта-практика.

Для моих целей удобно трактовать онтологизацию как превращение интеллектуальных моделей, идей в реальность, в онтос, онтологическую сущность, бытийность. Это отражение, отпечаток мира идей в мире реальных сущностей. Идеи здесь сопоставляются с реальными сущностями, онтологемами.

Я выделяю три основных вида активности человека:

  1. Думание («я думаю»).
  2. Говорение/слушание («я говорю/слушаю»).
  3. Делание («я делаю»).

Этой типологией человеческой активности я пользуюсь с начала 1970-х годов. Триаде «думаю — говорю/слушаю — делаю» соответствует категориальный ряд «мыслю — коммуницирую — действую». На модельном уровне эта триада фиксируется категориальным рядом «мышление — коммуникация — деятельность» (схема коллективной мыследеятельности Г. П. Щедровицкий, 1983 год).

Для моих дальнейших рассуждений важно следующее:

  1. Принципиальность утверждения, что мышление, коммуникация и деятельность имеют социальный (коллективный) характер. Индивидуальных мышления, коммуникации и деятельности не существует (см. утверждение Г. П. Щедровицкого о принципиально коллективном, надындивидуальном характере мышления).
  2. Принципиальная первичность в этой триаде коммуникации как квинтэссенции социальности.
  3. Каждый элемент этой категориальной триады является, с одной стороны, специфическим, самостоятельным видом человеческой активности, с другой стороны, основанием двух других, с третьей стороны, проекцией двух других.

Таким образом, можно утверждать, что процесс творения реальности осуществляется за счёт действия трёх механизмов: мыслительной онтологизации, коммуникационной онтологизации и деятельностной онтологизации. То, что я буду рассматривать эти виды онтологизации отдельно, не должно уменьшать значения их органичной связанности и органичного единства.

Суть мыслительной онтологизации состоит в следующем. Представления о фрагментах мира, в форме образцов объектов этого мира, проецируются сознанием человека на материал мира и оформляют его как внешние по отношению к сознанию объекты. Когда в сознании человека таких образцов нет, — и соответствующих и объектов для этого человека тоже в мире нет. Таким образом, реальность каждого данного человека состоит исключительно из объектов, образцы которых есть в его сознании (см. рис. 1).

Рисунок 1. Модель мыслительной онтологизации
Рисунок 1. Модель мыслительной онтологизации

Понятие «Коммуникационная онтологизация» я трактую как появление в сознании участников коммуникационного взаимодействия общих или совместимых образцов и оформление этими образцами фрагментов материала мира как объектов этого мира. Но теперь уже эти объекты и составленная из них реальность — это объекты и реальность группы людей, участвовавших в коммуникации, то есть коллективная реальность (см. рис. 2). Это — как бы «реальность в большей степени», чем индивидуальная реальность. Эксперименты психологов говорят о том, что человек часто в корне меняет свои индивидуальные представления о реальности, когда видит, что групповая реальность иная.

Рисунок 2. Модель коммуникационной онтологизации
Рисунок 2. Модель коммуникационной онтологизации

«Деятельностную онтологизацию» я представляю как придание формы, закреплённой в образцах, содержащихся в сознании социального субъекта, материалу мира уже на уровне действительной реальности (см. рис. 3). Теперь это уже «реальность в максимальной степени», то есть объекты физического мира. Пример: создание проекта архитектурного сооружения и реальное строительство этого сооружения.

Рисунок 3. Модель деятельностной онтологизации
Рисунок 3. Модель деятельностной онтологизации

Наиболее важным следствием (и последствием) действия механизмов всех трёх видов онтологизации является то, что субъект, производящий её, в его восприятии, оказывается включённым в неё (см. рис.4). Проявлением этого парадокса является восприятие синтезированной человеком реальности как не зависящей от него, «объективной», часто злонамеренной и враждебной по отношению к нему. Понимание внутриличностной природы этого противостояния становится основанием активной, деятельностной, созидательной позиции человека по отношению к миру.

Рисунок 4. Модель включения субъекта онтосинтеза в порождённую им реальность
Рисунок 4. Модель включения субъекта онтосинтеза в порождённую им реальность

Таким образом, я постарался показать и частично раскрыть механизмы онтологизации как главной функции онтосинтеза. Я считаю, что описанные три механизма онтологизации могут исследоваться и разворачиваться как ортогональные проекции единой модели мыследеятельности.

Источник: Онтологизация как функция онтосинтеза. Вячеслав Дудченко. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.03.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3741
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи