Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Владислав Чешев. Техническое знание. Заключение

В своём историческом развитии человечество накопило огромный массив практических знаний, обусловленный развитием предметной преобразующей деятельности. Роль этих знаний в социальном и культурном развитии человечества определяется ролью самой предметной практики как фактора социогенеза и всей последующей истории. Как было показано, предметная деятельность является особой формой активности, которой овладел на Земле только один биологический вид, и ей принадлежит исключительная роль в культурно-историческом развитии человечества. Это не значит, что история человеческого общества должна быть сведена к развитию производства и производительных сил, на чём настаивал К. Маркс и его последователи. Сообщество людей не может обрести целостность и устойчивость исключительно через их участие в совместном производственном процессе. Здесь решающая роль принадлежит культурным факторам, представленным совокупностью жизненных ценностей и специфическими для того или иного сообщества формами их воплощения, всем комплексом культурных факторов, соединяющих людей в этнос, народ, нацию.

Формы предметной практики в процесс их развития включены в культурную историю человечества. Однако они могут легко заимствоваться, передаваться из одного сообщества другому, если есть благоприятные условия для такого переноса. В соответствии с этим такой же проникающей способностью наделены технические знания, соотносимые с теми или иными технологиями и наличными средствами их воплощения. Как показано в работе, технические знания существовали и существуют в различных формам и на различных уровнях организации от прямых и непосредственных предписаний к деятельности до описания технологий, материалов, инструментов, приборов, устройств, сооружений, сложных систем и тому подобное. Для современного этапа развития общества характерно, что практические знания приняли теоретическую форму и оказались в тесном, можно сказать, органическом взаимодействии с естественными и гуманитарными науками. Непосредственными пользователями этих знаний являются специалисты, современные инженеры, соединяющие процессы изобретения, конструирования и проектирования, с теоретическими методами работы. По этой причине анализ природы технического знания неотделим от исследования особенностей инженерной деятельности. В целом же процесс развития предметной среды, деятельности по её созданию, необходимых для этой деятельности и знаний и культурно-исторических последствий этой деятельности — все эти проблемы объединяет направление исследований, названное «философией техники».

Важное место в этой работе заняло исследование теоретических форм организации технического знания. Техническая и инженерная практика, а также участие опытной науки позволили создать теоретические описания объектов практики. Как показано в работе, основанием теорий в технических науках являются, как и в науках о природе, системно организованные комплексы абстрактных объектов. Содержательные особенности технического описания обусловлены по крайней мере двумя причинами. Одна из них состоит в том, что сам объект технического описания предварительно конструируется самим субъектом в ходе эволюции производства или в процессах изобретательства, кон струирования и проектирования. Другая особенность обусловлена тем, что описание технического объекта всегда является многослойным (по меньшей мере — трехслойным), что требует наложения и синтеза абстрактных схем, отображающих те или иные слои организации самого объекта.

Следует отметить также, что термины «техника», «техническое знание» являются узкими для вмещения всего содержания, которое ими вольно или невольно обозначается. Обращение к миру практики, созданной ей материальной среде и комплекса обслуживающих этот процесс знаний требует расширения терминологического аппарата, которое достигается использованием терминов «техносфера», «техническая реальность» и тому подобных. Предпринятые здесь исследования технического знания могут стать первой ступенью освоения как самой терминологии, так и всего комплекса проблем, связанных с развитием предметной деятельности и соответствующего массива знаний.

Содержание
Новые произведения
Популярные произведения