Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Винсент Руджеро. Руководство по критическому мышлению. Часть II. Проблемы. Глава 11. Ошибочный здравый смысл

Может показаться странным, что вопрос о здравом смысле включён в список проблем, связанных с мышлением. В конце концов, здравый смысл — это представление реальности, принятое большинством людей различного уровня образования и благосостояния. Народная мудрость. Правильные взгляды большинства. Что не так с этими понятиями? Не являются ли они хорошими по определению?

Действительно, они хороши. В этом-то и состоит проблема. Здравый смысл вешает на них ярлык «руки прочь». Он говорит нам «Не смей бросать вызов этой идее». «Не вздумать подвергать её критике». Из-за этого мы пренебрегаем нашим желанием проверить правильность идеи. Мы даже можем забыть, что повешенный обществом ярлык не превратит ложную или глупую идею в правильную, и что общественное мнение не залог истины. То, что считается здравым смыслом, может быть мудростью в двадцать четыре карата. Но в то же время, это может быть «фальшивым золотом», обманчивым, кажущимся настоящим на первый взгляд. Большинство может верить чему-либо с помощью знания… или по незнанию.

Рассмотрим некоторые идеи «здравого смысла», существовавшие в прошлом. Например, идея ставить пиявки больному на шею, чтобы те высосали «плохую» кровь и вылечили его. Или сжигать на кострах ведьм, чтобы избавить общество от проклятия. Или приносить в жертву девственниц, чтобы получить хороший урожай. Подобная практика существовала на протяжении многих веков, и это можно объяснить тем, что эти идеи были образцом здравого смысла. Если бы людям пришло в голову потребовать доказательства их эффективности, то возможно, эта практика не продержалась бы так долго.

Часто бывает довольно просто признать ошибки прошлого. Основываясь на приобретённом опыте, мы направляем своё понимание. Наша обособленность от «здравого смысла» других культур помогает нам оценивать его разумно. Например, в 1973 году группа ливанских женщин подали в правительство прошение о том, чтобы оно упразднило закон, который традиция сохранила как образец здравого смысла. Закон состоял в том, что мужчина имеет право убить любую женщину из своей семьи, если она своим поведением «опозорила семью». Конечно, большинство американцев понимают возмутительную несправедливость этого закона. Но президент Ливана, видимо, не разделяет их позицию, так как он отклонил петицию и сказал лишь: «не давайте повода». И вскоре после этого он помиловал человека, которого признали виновным в том, что он задушил свою 15-летнюю дочь за то, что она «флиртовала с мальчиками». 1

Известные примеры ошибочного здравого смысла

Однако не так легко признать ошибки, которые ближе к нам во временном контексте. Вот некоторые распространённые убеждения, которые ещё совсем недавно считались здравым смыслом, но сегодня уже считаются вздором.

  1. Верование, согласно которому увеличение эффективности предприятия ведёт не только к улучшению условий работы, но и к удовлетворению сотрудников. Сегодня многие компании считают эту идею глупой, потому что автоматизация деятельности предприятия и другие методы увеличения эффективности делают задачи работников чересчур простыми и однообразными, что часто является причиной употребления работниками наркотиков и алкоголя.
  2. Верование, согласно которому китайская практика иглоукалывания — чистой воды суеверие. Для многих образованных людей Запада был очевидным тот факт, что втыкание в тело человека длинных игл не может иметь никакого анестезирующего или лечебного эффекта. Сегодня, несмотря на то, что мы не обладаем теоретическими знаниями о том, как работает этот метод, его действенность (и анестезирующая, и лечебная) была доказана.
  3. Верование, согласно которому телевидение — враг чтения. Не так давно некоторые люди задумались над тем, что можно использовать телевидение, чтобы улучшить навыки чтения студентов. «Быть не может, чтобы сама проблема и была решением», — утверждало большинство. Однако необычный образовательный эксперимент в школе Филадельфии доказал, что просмотр телевизионных программ может быть очень эффективным методом образования. Эксперимент состоял в том, что школьникам показывали такие передачи, как Кунг Фу или Стэнфорд и Сын, и в это же время они читали сценарии к ним. Оказалось, что такой подход явился удивительно сильной мотивацией. Вместо того, чтобы игнорировать сценарий и сконцентрироваться на том, что происходит на экране (чего боялись многие учителя), дети склонились над текстами и следили за репликами актёров». 2
  4. Верование, согласно которому чем раньше ребёнок пойдёт в школу, тем большего он добьётся. Не так давно считалось, что ребёнок, который начал получать образование с самых ранних лет, имеет определённое преимущество перед детьми, которые начали получать его только в возрасте 5–6 лет. Состоятельные семьи отправляли своих детей в частные детские сады. Семьи, которые не могли себе этого позволить, старались участвовать в различных образовательных программах, предоставляемых государством. Сегодня эта идея оспаривается множеством педагогов. По крайней мере, одно исследование показало, что лучше не отдавать ребёнка в школу, пока ему не исполнится семь или восемь лет; а также выявило, что в некоторых случаях вовлечение слишком маленьких детей в образовательный процесс может навредить интеллектуальному и эмоциональному здоровью ребёнка. 3
  5. Верование, согласно которому протеиновая диета улучшает здоровье. По крайней мере, один учёный уже предупредил о том, что существует опасная связь между употреблением протеинов и раком, особенно раком кишечника. Этот учёный указывает на то, что в протеинах содержится вредное вещество, аммиак, среди вредных эффектов которого можно выделить ускорение процесса обновления клеток, а также вирусные инфекции. Многие учёные считают, что вирусные инфекции вызывают некоторые виды рака. Вопрос ещё далёк от ответа. Но полезность протеиновой диеты под подозрением. 4
  6. Верование, согласно которому человек — «лысая обезьяна», агрессивное, инстинктивно жестокое существо. Многие популярные книги, изданные в 1960-х, возводили эту идею в статус «здравого смысла». Мало кто осмеливался бросить вызов этой теории, а тех, кто пытался, обвиняли в «ненаучных» взглядах. Однако труд антрополога Александра Алланда «Человеческий императив» нанёс существенный удар по этой идее. Алланд доказал то, что существуют неагрессивные народы, а также то, что даже в агрессивных обществах вид и степень агрессивности меняется в зависимости от условий. 5

Как избежать ошибочного здравого смысла

Заблуждаемся ли мы, когда считаем какие-то вещи абсолютно правильными? Наверное, да. История показывает, что каждое поколение имеет своё представление и свои ошибки. Конечно, и у нас есть некоторые идеи, которые сейчас считаются здравым смыслом, идеи, которые мы холим и лелеем, но, возможно, будущие поколения будут считать их пустыми или даже посмеются над ними. Проблема в том, что сейчас их трудно распознать, потому что они маскируются под правду.

Мы можем начать решать эту проблему с понимания того, что заставляет нас обращаться к тому, что называют здравым смыслом. С одной стороны, это происходит потому, что мы чувствуем себя защищёнными, когда имеем дело с чем-то уже известным. Старые идеи так же удобны, как старая обувь. Нам так часто хочется избавиться от своего природного скептицизма и любопытства и просто наслаждаться этим комфортом. С другой стороны, здравый смысл обеспечивает определённую безопасность. Если мы принимаем идею, которую поддерживает большинство людей, и потом оказывается, что это идея неверна, то это значит, что ошибались почти все, и вероятность, что над нами будут насмехаться — мала.

Невозможно предугадать, какая идея пройдёт испытание временем. Но если у нас получится понять, что критическое мышление выше комфорта и безопасности, то нас будет сложно запугать постоянно меняющимися идеями и ярлыками «здравого смысла». И мы сможем потребовать не только того, чтобы каждая идея была доказана, но и, что более важно, чтобы её продолжали доказывать.

Приме­чания:
  1. New York Times, March 11, 1973, Section 4, p. 4.
  2. «Wayne King, «Kung Fu» and «Sanford» Praised as Aids in Teaching of Reading», New York Times, June 24, 1973, p. 36.
  3. «Crippling The Young?» Time, July 10, 1972, p. 92.
  4. «University Scientist Warns of a Cancer Producing Agent», The News (a publication of State University of New York), November, 1972, p. 3.
  5. «So Much For The Naked Ape», Time, May 22, 1972, p. 69.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения