Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Аддитивность и неаддитивность

Наименование: Аддитивность и неаддитивность (образовано от латинского слова: additivus — придаточный; буквально — получаемый путём сложения)
Определение: Аддитивность и неаддитивность — это взаимосвязанные понятия научного дискурса, выражающие типы соотношений между целым и составляющими его частями, то есть частью и целым.
Редакция: Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 30.10.2016.

Аддитивность и неаддитивность — это взаимосвязанные понятия научного дискурса, выражающие типы соотношений между целым и составляющими его частями, то есть между частью и целым. Отношение аддитивности часто выражают в виде: «Целое равно сумме частей»; отношение неаддитивности: «Целое больше суммы частей» (супераддитивность), «Целое меньше суммы частей» (субаддитивность). У всякого материального объекта имеются аддитивные свойства. Так, масса физической системы равна сумме масс частей системы. Однако многие свойства сложных объектов являются неаддитивными, то есть несводимыми к свойствам частей. Так, общество характеризуется целым рядом особенностей, которые невозможно объяснить исходя из свойств отдельных индивидов. В методологическом плане принцип аддитивности предполагает возможность исчерпывающего объяснения свойств целого из свойств частей (или наоборот — свойств частей из свойств целого), тогда как принципы неаддитивности, исключая такую возможность, требуют применения иных оснований для объяснения свойств целого (соответственно — свойств частей).

Источник: Аддитивность и неаддитивность. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/concepts/7243
Текст статьи: © Б. Г. Юдин. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама: