Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2006–2007

Всемирный экономический форум Швейцария возглавляет рейтинг глобальной конкурентоспособности 2006-2007 (The Global Competitiveness Report), который опубликован 26 сентября аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ).

Рейтинги основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний, обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний — в странах, анализируемых в отчёте. В этом году около 11 тыс. лидеров бизнеса были опрошены в 125 государствах по всему миру. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчёт также включён подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 125 экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по более чем 100 индикаторам.

Швейцария впервые заняла наивысшую позицию в ежегодном отчёте ВЭФ по глобальной конкурентоспособности. Эта страна получила высокие оценки во всех девяти категориях рейтинга — от эффективности рынков до инновационности. Среди главных причин лидерства Швейцарии в рейтинге названы следующие: развитая инфраструктура, высокий уровень технологических инноваций в стране, защита прав интеллектуальной собственности, высокая культура ведения бизнеса, благоприятная институциональная среда, эффективные рынки, политика нейтралитета в отношении международных интеграционных организаций. Лишь в двух категориях она выпала из первой шестёрки: здравоохранение и начальное образование (29 место) и макроэкономическая политика (18).

«Первое место Швейцарии является результатом комбинации первоклассной способности страны к инновациям и наличия высокоразвитой бизнес-культуры», — так охарактеризовал успех страны Августо Лопес-Кларос, главный экономист и директор всемирной сети конкурентоспособности ВЭФ. Он отметил, что эта страна отличается хорошо развитой инфрастуктурой для научных исследований и тесным сотрудничеством между ведущими научными центрами и бизнесом. Швейцарские компании щедро расходуют средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а высокий уровень защиты интеллектуальной собственности приводит к высокому уровню технологических инноваций. Активность бизнеса опирается на качественные институты власти и регуляторную среду, которая, в свою очередь, характеризуется верховенством закона, эффективно работающей судебной системой, высоким уровнем прозрачности и отчётности общественных институтов. По мнению Лопеса-Клароса, главные успехи швейцарского бизнеса базируются на двух факторах — гибком рынке рабочей силы и прекрасной инфраструктуре.

За ней идёт скандинавская тройка — Финляндия (2 место), Швеция (3) и Дания (4). Далее — Сингапур (5), за ним — Соединённые Штаты, которые потеряли свою многолетнюю позицию лидера и оказались в этом году на 6 месте. В первую десятку также вошли — Япония (7), Германия (8), Нидерланды (9) и Великобритания (10). Китай (54 место) и Индия (43) по-прежнему опережают все другие крупные развивающиеся страны. Россию поставили на 62 место в рейтинге, что на 9 позиций ниже, чем в предыдущем году. Некоторые страны Средней Азии и Северной Африки заняли места в верхней половине рейтинга: среди них лидируют Израиль, Тунис, Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты. В Африке южнее Сахары лишь ЮАР и Маврикий располагаются в верхней части рейтинга; некоторые страны данного региона занимают последние места, в частности, Ангола (последнее, 125 место). Ниже представлена десятка наиболее конкурентоспособных стран мира:

  1. Швейцария
  2. Финляндия
  3. Швеция
  4. Дания
  5. Сингапур
  6. Соединённые Штаты Америки
  7. Япония
  8. Германия
  9. Нидерланды
  10. Великобритания

Перемещение Соединённых Штатов с позиции лидера глобальной конкурентоспособности сразу на 6 место стало настоящей неожиданностью. Аналитики ВЭФ отмечают, что конкурентоспособность США пострадала прежде всего от последствий затяжной войны с терроризмом, расходов на внутреннюю безопасность, снижения налогов и неэффективных расходов на здравоохранение. США по-прежнему остаются мировым двигателем технологического развития, обладают высококачественной бизнес-средой и эффективными рынками. Однако в отчёте ВЭФ указана целая цепочка слабых мест, которая подрывает доверие к этой стране как к лучшему на планете месту для ведения глобального бизнеса. Конкурентоспособности страны угрожают и макроэкономические дисбалансы. Поскольку планируется дальнейшее снижение налогов и повышение расходов на оборону и борьбу с терроризмом, трудно ожидать, что состояние общественных финансов улучшится в ближайшее время, считают эксперты. Кроме того, угрожающе высоким является торговый дефицит, низкий уровень сбережений и высокий уровень долгов населения. ВЭФ также отмечает, что ужесточение визовой политики, введённое после 11 сентября 2001 года, может ослабить способность американской экономики «абсорбировать» высококвалифицированных специалистов. Есть и другие факторы, которые «тянут» конкурентоспособность США вниз. Один из них — низкий уровень производительности труда в секторе здравоохранения.

Как и все последние годы, страны Северной Европы продолжают удерживать самые высокие позиции в рейтинге — Финляндия, Швеция и Дания вошли в первую десятку стран с наиболее конкурентоспособной экономикой. В целом, страны Северной Европы имеют профицит бюджета и обладают более низкой общественной задолженностью, чем остальные европейские страны. Разумная бюджетно-финансовая политика позволяет правительствам инвестировать средства в образование, здравоохранение, инфраструктуру и социальные службы. В Финляндии, Дании и Исландии лучшие государственные учреждения в мире (соответственно 1, 2 и 3 места) и вместе с Швецией и Норвегией они занимают места в первой десятке по уровню развития здравоохранения и начального образования. Кроме того, Финляндия, Дания и Швеция лидируют в сфере высшего образования, причём Финляндия по этим показателям находится в числе первых уже давно.

Германия и Великобритания также удерживают лидирующие позиции, находясь на 8 и 10 местах соответственно. Германии нет равных в сферах защиты прав собственности и качества судебной системы. При этом, обе страны обладают более низким рейтингом макроэкономического климата, причём в этом отношении Германия отстаёт от Великобритании. Главной причиной этому послужил высокий дефицит бюджета в государственном секторе экономики и повышение уровня общественной задолженности, а также укрепление валюты в обеих странах в 2005 году. В то же время, в Великобритании самые развитые финансовые рынки в мире. Гибкий рынок труда и низкий уровень безработицы в этой стране также контрастирует с ситуацией в Германии, деловые круги которой обременяет неудовлетворительное трудовое законодательство. Однако, в Германии отмечаются более высокие показатели инновационной деятельности.

Конкурентоспособность Италии продолжает падать, как и на протяжении предыдущих лет; в обзоре этого года её рейтинг снизился на 4 позиции — до 42 места. Макроэкономический климат Италии страдает из-за дефицита бюджета, который наблюдается уже на протяжении 20 лет. Начиная с 2000 года финансовая ситуация в стране также постоянно ухудшается, а уровень общественной задолженности считается одним из самых высоких в мире. Плохое состояние государственных финансов Италии может само по себе отражать более глубокие институциональные проблемы, которые проявляются в низких рейтингах таких позиций, как эффективность правительственных расходов, степень государственного регулирования и, в целом, качество работы государственных учреждений.

Худшей среди стран Европейского Союза остаётся Польша, в этом году она заняла 48 место, сразу после Греции (47) и далеко позади Эстонии (25), Чешской Республики (29) и Словении (33) — лучших по конкурентоспособности стран Центральной и Восточной Европы. Слабые позиции Польши являются следствием высоко защищённых рынков труда, что крайне негативно влияет на её переходную экономику, где уровень безработицы приближается уже к 18%. К этому добавляется необъективная судебная система и недостаточная защита прав собственности. Среди стран-кандидатов на вступление в ЕС, Турция и Хорватия продемонстрировали значительный рывок, поднявшись в рейтинге сразу на 12 позиций каждая, и заняв 59 и 51 места соответственно.

Лидирующими странами Азии являются Сингапур и Япония, занявшие 5 и 7 места соответственно, за ними с небольшим отрывом следуют — особый административнй район Китая — Гонконг (11) и Тайвань (13). Экономика этих стран характеризуется высококачественной инфраструктурой, гибкими и эффективными рынками, хорошо образованной рабочей силой, а также высоким уровнем технологической готовности и инновационной деятельности. Малайзия, занявшая 26 место — также одна из наиболее эффективных экономик в регионе. Конкурентоспособность Южной Кореи (24 место) менее стабильна по сравнению с Малайзией. В некоторых сферах эта страна уже достигла мирового уровня, к примеру, в макроэкономическом управлении, в начальном образовании всей уровней, в распространении новых технологий и научных инноваций. Хотя инфраструктура, макроэкономика, эффективность рынка, технологическое развитие, инновационный потенциал Кореи находятся на достаточно высоком уровне, государственные и общественные институты работают недостаточно эффективно. Тайвань (13 место) продолжает занимать высокие позиции, но больше не входит в первую десятку, как в прошлом году. Эта страна — генератор инноваций; уровень зарегистрированных патентов на душу населения выше только в США и Японии. Тайвань остаётся одним из первых по уровню образования и начального обучения (на 7 месте), но, как и в случае с Кореей, его общий рейтинг страдает из-за недостатков институциональной инфраструктуры.

Индия заняла 43 место в общем рейтинге, получив хорошую оценку инновационной деятельности и технологического развития. В то же время, проникновение современных технологий по мировым стандартам все ещё незначительно — сказывается низкий уровень доходов на душу населения и высокий процент бедного населения. Кроме того, в стране сохраняется низкий уровень здравоохранения и образования, а также недостаточно развитая инфраструктура, что ограничивает преимущества высоких темпов её экономического роста.

Рейтинг Китая снизился с 48 до 54 места. Эксперты объясняют такой скачок неоднородностью развития. С одной стороны, в стране сохраняются стремительный экономический рост и низкая инфляция, которые в сочетании с другими факторами поставили Китай на 6 место по макроэкономическим показателям. С другой — слаборазвитая инфраструктура, большая дебиторская задолженность и низкий уровень институциональной среды, который выразился в резком падении рейтинга с 60 до 80 места в 2006 году, причём низкие результаты затронули все 15 институциональных показателей и относятся как к государственным, так и к частным учреждениям. В Китае также сохраняется низкий уровень проникновения современных технологий, а число детей, обучающихся в средних и высших учебных заведениях, все ещё недостаточно по международным стандартам.

Как и в предыдущие годы, Чили, которая занимает 27 место, лидирует в рейтинге среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Позицию этой страны отличает высокий уровень институциональной среды, уже превосходящий средний уровень государств Европейского Союза, компетентный макроэкономический менеджмент, а также надёжная и стабильная нормативная база. Средства, получаемые за счёт действенной бюджетно-финансовой политики, вкладываются в инфраструктуру, и, в значительной степени в образование и здравоохранение.

На рейтинг Бразилии (66 место), упавший с 57 позиции по сравнению с прошлым годом, повлияло снижение показателей макроэкономического климата (114 место по сравнению с 91 в 2005 году), что явилось результатом значительного дефицита государственного бюджета.

Рейтинг Мексики в целом остался стабильным, поднявшись на одну позицию — до 58 места. Показатели страны в различных позициях рейтинга отличают относительно высокий уровень здравоохранения и начального образования, эффективность товарных рынков и некоторые другие компонентаы, такие как прямые иностранные инвестиции и распространение технологий.

Общая оценка Венесуэлы (88 место) продолжает снижаться (на четыре позиции вниз по сравнению с 2005 годом), несмотря на появление бюджетного профицита — феномена, наблюдаемого в странах-экспортёрах нефти. При этом, наиболее важной преградой развитию страны является недостаточное качество работы государственных учреждений, низкая степень защиты прав собственности, коррупция и злоупотребления в государственных структурах. Кроме того, несмотря на декларируемые успехи «социальной революции», число детей, обучающихся в средних школах, до сих пор остаётся незначительным — по этому показателю Венесуэла находится лишь на 84 месте, сразу за Вьетнамом, Суринамом и Китаем.

Неэффективность государственных учреждений остаётся значительной проблемой во многих латино-американских странах. Боливия (97 место), Эквадор (90), Гайана (111), Гондурас (93), Никарагуа (95) и Парагвай (106) находятся среди худших стран из-за низкого качества своих учреждений и неэффективного управления. К этому добавляются — нестабильная экономическая ситуация, недостаточная защита прав собственности, неэффективность судебной системы и растущие расходы на безопасность, связанные с высоким уровнем преступности и коррумпированности. Все эти факторы лишают деловые круги этих стран возможностей эффективной конкуренции.

В регионе Среднего Востока и Северной Африки высокие общие рейтинги продолжают демонстрировать, прежде всего, страны Персидского залива. Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) заняли 32 место, Катар поднялся сразу на 8 позиций и теперь находится на 38 месте. Растущая прибыль, связанная с мировыми ценами на нефть, значительно увеличила темпы экономического роста и уверенность деловых кругов этих стран. Кроме того, продолжающаяся институциональная модернизация и улучшения в макроэкономическом менеджменте также играют свою роль в повышении их позиций. Тунис, страна с наиболее конкурентоспособной экономикой в регионе Северной Африки — заняла 30 место, Алжир (76) и Марокко (70) значительно улучшили свои показатели по сравнению с прошлым годом, отчасти благодаря усилиям по совершенствованию работы своих учреждений. Египет потерял 9 позиций, оказавшись в этом году на 63 месте, из-за резкого ухудшения макроэкономического климата (падение на 58 пунктов). Кроме того, заметное отставание этой страны отмечается в сферах высшего образования и начального обучения, а также в инновационной деятельности.

В странах Африки, расположенных к югу от Сахары — Южная Африка (45 место) проявила себя особенно успешно в сферах, обычно характерных для развитых стран. Её экономическое развитие сопровождается усилиями по защите прав собственности, растущей эффективностью товарного и финансового рынка, развитием инновационной деятельности. Нигерия, один из крупнейших в мире экспортеров нефти, потеряла сразу 18 позиций и сейчас занимает 101 место из-за слабого макроэкономического менеджмента и общей деградации институциональной инфраструктуры. Последние места в рейтинге ВЭФ также заняли страны Африки к югу от Сахары — Чад (123 место), Бурунди (124) и Ангола (последнее, 125 место).

Рейтинг России значительно снизился, в этом году ей досталось 62 место — между Сальвадором (61) и Египтом (62). В 2004 году Россия заняла 75 место из 117, однако после пересчёта рейтинга по новой методике в 2005 году Россия вышла на 53 место. В текущем году методика составления рейтинга была изменена и количество учитываемых факторов выросло. Кроме того, эксперты проводили опрос не только в относительно благополучных регионах России, где сконцентрирована деятельность крупных компаний, пояснил координатор программы ВЭФ в России Алексей Праздничных: «Качество бизнес-климата в регионах сильно различается, к тому же он лучше для международных и крупнейших российских компаний и гораздо хуже для малого и среднего бизнеса. В этом одна из причин снижения рейтинга России».

Ухудшение рейтинга России происходит, несмотря на высокие темпы роста ВВП и увеличивающиеся доходы от подорожания нефти и других сырьевых товаров. Конкурентоспособность страны ухудшается и несмотря на то, что ведущие международные рейтинговые агентства регулярно повышают рейтинги финансовой надёжности страны. То есть, международные эксперты отчётливо разделяют финансовые успехи России от её общего делового климата. Согласно экспертным оценкам ВЭФ, падение рейтинга экономики России связано в первую очередь со значительной слабостью государственных институтов страны — здесь страна попадает в число государств с наихудшими показателями. В докладе также отмечается, что предприятия частного сектора не доверяют судебной системе, сомневаясь в её независимости. Правовая помощь не является быстрой, прозрачной или недорогой по сравнению с конкурентоспособными мировыми экономиками. По мнению руководителей компаний, работающих в России, главными проблемами для бизнеса остаются коррупция, налоговое администрирование и неэффективность государственных органов.

По качеству институтов Россия занимает 114 место из 125 стран. В 2005 году из 117 стран Россия занимала 102 место по независимости судебной системы и 109 — по защите прав собственности. В 2006 году ситуация ухудшилась: 110 и 120 соответственно (из 125 стран). «Ситуация в сфере защиты прав собственности удручает и продолжает ухудшаться», — говорится в исследовании. По словам директора программы изучения глобальной конкурентоспособности ВЭФ Аугусто Лопес-Клароса, российским властям следует уделить особое внимание реформе государственных институтов, защите прав собственности и борьбе с коррупцией. Слабыми сторонами России эксперты называют и такие показатели, как здоровье и начальное образование нации.

ВЭФ определяет Россию в группу стран, находящихся на стадии эффективного экономического развития, отмечая, в частности, рост уровня проникновения технологий, эффективное развитие рынка труда: большую гибкость в найме и увольнении сотрудников, определении размеров зарплат и так далее. Аугусто Лопес-Кларос отметил, что «конъюнктура рынка нефти и другого сырья даёт основания предполагать, что мировое экономическое положение скорее всего останется благоприятным для России, создавая идеальную возможность для продвижения структурных иинституциональных реформ».

Источник: Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2006–2007. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 10.10.2006. 21:10. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2006/10/10/503
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости