Специалисты из Массачусетского технологического института (MIT) создали универсальный алгоритм, который позволяет организацию и координацию действий больших групп людей через социальные сети. Подобные технологии могут быть использованы как для оповещения людей во время стихийных бедствий или техногенных катастроф, так и для организации действий политических активистов во время революций. Ряд экспертов придерживается мнения, что именно эти алгоритмы использовались во время так называемой «Арабской весны» — серии массовых протестов и гражданских восстаний 2011 года в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Science. В 2009 году исследовательское агентство Министерства обороны США DARPA объявило конкурс «Сетевой вызов» (Network Challenge) с целью оценить скорость распространения информации в современных компьютерных сетях. Военные подчёркивали, что их интересует возможность использования подобных сетей для оповещения людей о катастрофах природного и техногенного характера. Дело в том, что подобные средства зачастую могут оказаться значительно более эффективными, чем существующие. Участникам конкурса предлагалось разработать лучший метод для мобилизации и координации общественных действий на территории США. Организаторы конкурса, который стартовал 5 декабря 2009 года, запустили в воздух на континентальной территории страны десять красных воздушных шаров (метеорологических зондов). В рамках конкурса было необходимо в течение минимального времени найти все десять шаров. Награда за победу в конкурсе составляла 40 тысяч долларов. Группа учёных под руководством Алекса Пентланда (Alex Pentland) из MIT решила эту проблему за девять часов после взлёта шаров. Команда из четырёх человек обогнала все другие группы, которые пытались разработать собственные стратегии привлечения участников и использовали менее эффективные методы сбора информации. Секрет успеха команды MIT заключался в том, что за 36 часов до начала эксперимента исследователи собрали в сервисе микроблогов Twitter армию добровольцев со всех уголков Соединённых Штатов размером 4400 человек при помощи механизма «обратного» стимулирования, который основывается на принципах сетевого маркетинга и финансовых пирамид. Пентланд и его коллеги заранее объявили, что они потратят весь призовой фонд, 40 тысяч долларов, на вознаграждение не только тем, кто сообщил им о местонахождении красного шара, но и тем, кто был задействован в приглашении этих людей. Согласно этой схеме, все приглашённые участники составляют собой цепочку в виде кроны дерева — один человек приглашает двух-трех своих друзей, каждый из приглашённых приглашает других знакомых и так далее. В результате, если последний приглашённый добивается успеха, то вознаграждение получают все, кто стоял выше в цепочке приглашений. Авторы статьи оценили находку каждого зонда в 4 тысячи долларов, половину из которых получает сам «первооткрыватель», четвёртую часть — тот человек, который пригласил его в сетевую команду, 500 долларов — участник группы, пригласивший второго «участника» и так далее. Таким образом, чем больше человек пригласил людей, тем больше у него было шансов получить некоторую долю призового «пирога» по цепочке его «последователей». Подобная структура пирамиды стимулирует её расширение на всех уровнях. С одной стороны, участник старается приглашать новых участников сети самостоятельно, а не через своих последователей,
В итоге, подобная стратегия позволила группе из четырёх человек собрать 845 «пирамид» из добровольных последователей, общая численность которых составила 4,5 тысячи пользователей сервиса Twitter. Самая широкая сеть содержала 602 пользователя, а самая «высокая» состояла из 14 уровней «пирамиды». В половине случаев новые пользователи не покидали пирамиду и привлекали в неё других людей, хотя обычно этот показатель составляет 10–35%. Оказалось, что наибольшего выигрыша добивались те участники, которые приглашали своих друзей из дальних уголков страны, а не из собственного города. Таким образом, географическая распределённость также играла важную роль. Таким образом, стратегия «обратного» стимулирования позволяет мобилизовать большое количество ранее незаинтересованных пользователей социальных сетей для решения сложных задач, требующих мобилизации и слаженных действий нескольких тысяч людей в почти неограниченных географических масштабах. |
|