Исследование, проведённое в США Университетом Миннесоты (University of Minnesota Carlson School of Management) показало, что многие потребители часто не понимают арифметики, используемой торговцами. Проблема заключается в неверной калькуляции процентов. Исследование показало, что люди не в состоянии грамотно оценить реальные масштабы удорожания, удешевления и экономии. Авторы исследования приводят показательный пример: если магазин предлагает все товары со скидкой на 25%, а дополнительно к этому ещё 25% на некоторые наименования товаров, то покупатель склонен считать, что в итоге, данная покупка обойдётся ему на 50% дешевле. Однако это не так — покупатель сэкономит лишь 43%. То есть, если товар стоит $ 100, то за него придётся заплатить $ 56,25, а не $ 50. Второй пример: если пакет акций, которым владеет потребитель, сперва подорожал на 40%, а затем подешевел на 30%, это отнюдь не означает, что акционер оказался в выигрыше на 10% — на самом деле он потерял 2%. Исследователи утверждают, что торговые сети вольно или невольно пользуются подобным методом подсчёта, который используют покупатели. Они провели простой эксперимент: покупателям предлагался выбор — купить товар со скидкой в 40% или тот же товар с двумя аккумулирующимися скидками — в 20% и 25% (в сумме это давало те же 40% экономии). Подавляющее большинство «подопытных» покупателей предпочли второй вариант. Авторы исследования также указывают, что пробелы в математическом образовании постоянно демонстрируют не только дилетанты, но и профессионалы — они собрали большую коллекцию примеров того, как подобным образом ошибаются журналисты, пишущие на экономические темы, и законодатели, разрабатывающие экономические законопроекты. Подробную информацию об этом опубликовал американский журнал изучения потребительского спроса Journal of Consumer Research. |
|