Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Производитель ветчины SPAM не смог отстоять права на слово spam

SPAM от Hormel Foods Европейское бюро по торговым маркам и дизайну отказалось удовлетворить запрос от Hormel Foods, в котором компания требовала запретить производителям программного обеспечения использовать слово «спам» в названиях выпускаемых ими продуктов. Кроме того, компания не смогла зарегистрировать свой «мясной бренд» SPAM для использования на территории Европейского Союза.

Hormel Foods является производителем ветчины SPAM, появившейся на прилавках американских магазинов ещё в 1937 году. С тех пор компанией было выпущено свыше 6 млрд. банок с консервированной ветчиной, а город Остин в штате Миннесота, где расположен старейший из заводов компании, в разговорной речи часто называют «Спамтаун». В настоящее время под брендом выпускаются больше десяти разновидностей ветчины, в том числе, SPAM Lite (облегченная), SPAM Oven Roasted Turkey (из поджаренной индейки) и SPAM Less Sodium (c пониженным содержанием натрия). Подробнее об этом можно прочитать на сайте бренда — Spam.com.

Слово «Spam» — сокращение от «SPiced hAM» (Spiced Ham — ветчина со специями), введённое в оборот Hormel Foods в 1937 году — поначалу было лишь обозначением консервированного мяса. Однако, чрезвычайно навязчивая рекламная кампания, которую Hormel Foods организовала после окончания Второй мировой войны для ликвидации залежавшейся консервированной ветчины, придала этому слову совершенно новый смысл. Реклама мясных продуктов SPAM была настолько агрессивной, что слово «Spam» прочно закрепилось в качестве нарицательного обозначения всего низкосортного, навязчивого и назойливого.

Второе значение это слово приобрело после телевизионного шоу «Летающий Цирк Монти Пайтона» (Monty Python’s Flying Circus) со сценкой в ресторане, основным блюдом в котором был колбасный фарш. Официанты предлагали его посетителям, каждый раз выкрикивая сколько колбасы заказал тот или иной едок. Если человек заказывал три порции колбасы, то официант выкрикивал «Спам, спам, спам!» К концу действа все посетители хором распевают песню о колбасном фарше с незамысловатым текстом «Спам, спам, спам, любимый спам! Потрясающий спам!» (Spam, spam, spam, spam, spam, spam, spam, spam, Lovely spam! Wonderful spam!). Таким образом, у слова «спам» появилось ещё одно, дополнительное значение — как нечто совершенно бесполезное, но требующее постоянной навязчивой рекламы.

Считается, что первый случай сетевого спама датирован 1978 годом, когда работник маркетингового отдела компании Digital Equpment Corporation разослал по сети Arpanet (первой сети, связывавшей компьютеры в США и ставшей прообразом Интернета) рекламное сообщение о новой серии серверов. Вторая «реинкарнация» спама произошла в 1993 году, когда немногочисленные тогда электронные почтовые ящики оказались забитыми одним и тем же предложением — Make Money Fast. Начиная с 1994 года слово «Spam» стало сначала сленговым, а затем и общеупотребительным термином, означающим массовые несанкционированные рассылки по электронной почте.

Между тем, компания Hormel Foods также пытается защитить свою торговую марку в США и других странах, для чего, среди прочего, судится с производителями программных продуктов SpamBop, Spam Arrest и Spam Cube. Представители компании неоднократно заявляли, что присутствие слова «Spam» в названиях программ вводит потребителей ветчины в заблуждение и негативно отражается на репутации мясных продуктов. В свою очередь, производители программного обеспечения полагают, что слово «Spam» уже давно стало общеупотребительным, которым пользователи Интернета называют нежелательные сообщения по электронной почте. Однако Hormel Foods, начавшая выпускать консервированную ветчину и другие мясопродукты под маркой SPAM более 60 лет назад, когда никакого Интернета ещё не было, считает себя единственным законным хозяином «спама». Владельцы компании полагают, что заплатив в 1936 году изобретателю названия $ 100 и изрядно потратившись на «раскрутку» своего бренда, они имеют исключительные права на его использование.

Но, как сообщает агентство Associated Press, Европейское бюро по торговым маркам и дизайну доводы компании Hormel Foods тоже не убедили. Представители бюро подчеркнули, что, например, при вводе слова «Spam» в поисковую систему Google большинство выдаваемых результатов имеют отношение вовсе не к ветчине, а к электронным письмам рекламного характера. А поэтому «Spam» можно считать общеупотребительным словом, которое не ассоциируется у потребителя с продуктами питания и консервированной ветчиной, а «определённо относится к нежелательному рекламному письму».

Представители Hormel Foods в очередной раз подчёркивают, что не возражают против использования слова «Spam» в качестве сленгового обозначения рекламных рассылок, раз уж оно приобрело новое значение, и лишь рекомендуют во избежание путаницы название фирменных мясопродуктов SPAM писать заглавными буквами. В этом случае, по мнению владельцев компании, авторитет продукта не страдает. Однако больше всего Hormel Foods обеспокоена тем, что «Spam» всё чаще используется в зарегистрированных торговых марках и опасается, что использование слова другими компаниями повредит её бизнесу.

Источник: Производитель ветчины SPAM не смог отстоять права на слово spam. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 14.10.2006. 18:25. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2006/10/14/525
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости