Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил доклад «Сценарии для Российской Федерации» (Scenarios for the Russian Federation), в котором приведены ключевые факторы неопределённости для экономического развития России до 2030 года, а также рассмотрены возможные траектории развития. Авторы исследования подчёркивают, что в ближайшем будущем российской экономике предстоит ответить на серьёзные вызовы. Доклад ВЭФ был подготовлен на основе глубокого исследования и интерактивных дискуссий с более чем 350 российскими и зарубежными экспертами по вопросам экономики, промышленности, политики и науки за последние 12 месяцев. Документ был представлен на пресс-конференции в Давосе накануне ежегодной встречи участников Всемирного экономического форума. Выводы, представленные в докладе, будут обсуждаться 23 января на заседании сессии Форума, которое будет вести Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. В ходе совещания он также ответит на вопросы аудитории и пользователей мировых социальных сетей по данной теме. Основными факторами неопределённости российской экономики эксперты ВЭФ считают крупные сдвиги в глобальном энергетическом ландшафте, способность реформировать внутреннюю институциональную среду, динамику сплочённости общества внутри страны и успешность мер, позволяющих избежать широкого распространения общественного недовольства. В докладе рассматриваются кардинальные перемены, происходящие на глобальных рынках энергоресурсов, а также их последствия для российской экономики. Кроме того, в отчёте представлен анализ таких факторов, как революция в сфере сланцевого газа и сдвиги в глобальном спросе, а также поднимается вопрос о готовности страны к таким переменам. Что касается состояния институциональной среды в России, то правительству, полагают авторы доклада, удалось добиться лишь незначительного прогресса в борьбе с коррупцией, невзирая на существенный рост за последние годы благосостояния в пересчёте на душу населения. Кроме того, авторы исследования отмечают отсутствие улучшений в сфере государственных услуг, несмотря на повышение соответствующих бюджетных ассигнований. В докладе также рассматривается динамика сплочённости российского общества и, в частности, проводится связь между общественным недовольством и экономическим ростом. Авторы документа считают, что сценарии, разработанные экспертами ВЭФ, призваны дать пищу для размышлений о развитии экономики России в ближайшие десятилетия. Комментирует Борге Брендэ, управляющий директор ВЭФ: «Мы считаем, что в докладе, на основе нашего многолетнего опыта в области разработки сценариев, нам удалось точно описать вызовы, стоящие перед Россией в условиях, когда страна стремится провести модернизацию собственной экономики и строить органы государственной власти и социальные структуры, соответствующие её растущему благосостоянию. Мы надеемся, что политики и специалисты по планированию найдут в докладе ценные наработки, которыми они смогут воспользоваться для того, чтобы оптимизировать развитие страны в долгосрочной перспективе». Три сценария для Российской ФедерацииДанные сценарии разрабатывались с целью помочь ответственным за принятие решение руководителям России переосмыслить предположения в отношении текущего и будущего экономического развития страны с тем, чтобы они могли принимать более взвешенные решения. 1. Восстановление регионального баланса:В данном сценарии инициация политических и экономических перемен исходит из неожиданных источников. Реформа институтов в основном проводится на уровне субъектов Федерации на фоне застойных процессов в центральных институтах власти страны. В условиях глобальной нехватки ресурсов некоторым регионам удаётся обеспечить быстрый рост за счёт инвестиций в сельское хозяйство и производство смежных продуктов в цепочке добавленной стоимости, а также благодаря более тесным инфраструктурным и торговым связям с восточными соседями России. Данный сценарий подталкивает к ключевому выводу о том, что источником политических и экономических перемен в России могут стать в основном богатые ресурсами регионы страны, причём в некоторых из них условия для ведения бизнеса уже более конкурентоспособны, чем в крупнейших городах. 2. Шаткая стабильность:В данном сценарии рассматриваются возможные последствия внезапного и затяжного падения цен на нефть для экономической и социальной стабильности. Правительство вынуждено укреплять механизмы контроля над экономикой, используя государственные предприятия в качестве вектора социальных расходов бюджета. На фоне таких тенденций в России сохраняется иллюзия экономической стабильности, а проведение болезненных реформ переносится на будущее. Ключевой вывод в данном сценарии заключается в том, что если реформы российской экономики кажутся трудными в период роста, провести такие реформы в условиях кризиса будет практически невозможно. 3. По ту сторону благополучного бездействия:В данном сценарии постоянно высокие цены на нефть и газ приводят к благополучному бездействию в отношении институциональных реформ. Несмотря на то, что успехи в данном секторе приносят более высокие доходы для значительной части российского общества, в нём растёт недовольство в связи с неэффективными действиями государственных органов и постоянно растущим бюрократическим аппаратом, эффективность которого не повышается. Сценарий подталкивает к следующим основным выводам. Во-первых, экономика, которая нуждается в изоляции отдельных секторов и их частей, не может быть сбалансированной. Во-вторых, несмотря на то что рост личного благосостояния может в краткосрочной перспективе снять требования населения с повестки дня, в конечном счёте эти требования неизбежно всплывут на поверхность. |
|