16 мая 2012 года в Международном пресс-центре РИА «Новости» состоялся круглый стол: «Государственные проекты в социальных медиа: опыт и проблемы», на котором представители государственных заказчиков и PR-агентств рассказали о реализованных проектах (ФАС в социальных медиа, ГЛОНАСС, «Зойч» и других), а также об основных тенденциях развития рынка. Организаторами мероприятия выступили «Компания развития общественных связей» (КРОС) и агентство «Новый Интернет». За последние годы в России существенно возросло количество государственных заказов на информационную работу в социальных медиа. Как реализуются государственные проекты и инициативы в этой среде? Какие задачи ставит государственный заказчик? Почему традиционно закрытое государство решается на нестандартные для него виды активностей? С какими проблемами сталкиваются агентства? Эти и другие вопросы обсуждали участники круглого стола. На мероприятии было представлено исследование современного российского рынка государственных проектов в социальных медиа, подготовленное агентством «Новый Интернет». Частью исследования стал закрытый экспертный опрос участников данного рынка. В ходе исследования были опрошены клиенты, а также агентства, которые вели проекты для более 50 государственных заказчиков на предмет выявления применяемых инструментов, границ бюджета, трендов и перспектив развития рынка. Согласно данным, полученным в ходе исследования, общее число государственных заказчиков в социальных медиа в России варьируется в промежутке между 150 и 200, что в 10 раз меньше, чем в бизнесе. Цена крупных государственных проектов в 1,25–1,5 раза выше, чем цена схожего проекта для бизнеса. При этом объём российского рынка государственных проектов (в деньгах) меньше рынка бизнес-проектов в 2,5 раза. Такие показатели объясняются наличием малого и среднего бизнеса на коммерческом рынке — игроков, которых практически нет в государственных проектах. Комментирует творческий директор агентства «Новый Интернет» Константин Максимюк: «Тенденция ежегодного роста — не менее 25%, начиная с 2008 года, когда рынок социальных медиа-проектов стал сколько-нибудь заметным (с приходом Дмитрия Медведева на пост Президента Российской Федерации). В целом, динамика этого рынка сейчас опережает показатели по коммерческим организациям (те чуть раньше стартовали)». По данным исследования, государственные заказчики крайне редко используют вирусный маркетинг и различные акции в кампаниях в социальных медиа, предпочитая традиционные формы работы — реагирование, привлечение лидеров мнений, а также создание блогов и специальных сообществ. Специалисты в данной области так и не пришли к общему мнению, что будет происходить с рынком дальше: одни предсказывают его рост, другие говорят о трансформации проектов в прямую рекламу. Комментирует Константин Максимюк: «В целом рынок пока менее профессионален, чем аналогичная бизнес-среда. Однако, ситуация уже меняется и через год-полтора будет совсем другая картина. Кроме того следует отметить, что сами государственные кейсы, в последнее время становятся ярче и интереснее, чем многие бизнес-кейсы». В процессе исследования были выявлены такие трудности как невозможность изменения цены в связи с обязательной фиксацией годового бюджета; слабое понимание государственным заказчиком целей и задач кампаний; отсутствие ориентированности на результат, отсутствие единого ответственного лица со стороны заказчика. Особенности отчётности перед заказчиком так же вызывают определённые затруднения. |
|