Исследовательская компания «Ромир» провела всероссийский опрос общественного мнения на тему читательских предпочтений россиян. В опросе приняли участие 2225 человека, в возрасте от 14 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России. Ответы на вопрос «Сколько художественных книг Вы прочли за последние три месяца?» распределились следующим образом. Половина участников исследования (52%) прочли за последние три месяца одну-три книги, 18% респондентов от четырёх до шести книг, 7% — Интересно, что каждый пятый читатель (20%) утверждает, что стал читать больше, а треть участников исследования (33%) из числа тех, кто прочитал хоть одну книгу за последние три месяца, напротив, считает, что меньше. Без малого половина (47%) респондентов отметили, что привычное количество читаемых ими книг, никак не изменилось за последнее время. Те, кто стал читать больше, в основном связывают это с тем, что стало больше интересных книг, у них появилось больше времени для чтения, книги в целом стали более доступными или стало меньше интересных фильмов и телепередач, а, следовательно, освободилось время для чтения. Те, кто говорят, что стали читать меньше, объясняют это, прежде всего тем, что у них стало меньше времени для чтения. И лишь отчасти тем, что стало больше интересных фильмов и телепередач которые занимают свободное время. Авторы исследования также выяснили, что доля тех, кто вообще не читает художественную литературу, среди интернет-пользователей очень маленькая (16%). Женщины в целом оказались более читающими, чем мужчины — среди женщин не прочитали ни одной книжки 13%, среди мужчин — 20%. Не читающих художественную литературу оказалось больше среди рабочих (28%), студентов (26%) и безработных (25%), а руководители и квалифицированные специалисты, как показал опрос, наоборот, читают больше остальных. Следующий вопрос касался жанровых предпочтений. Ответы на вопрос «Книги каких жанров вы прочли за последние три месяца?» распределились следующим образом. Наибольшей популярностью среди читателей пользовались фантастика/фэнтези (38%) и детективы (36%). На третьем месте — историческая проза. К этому жанру за последние три месяца обратились четверть респондентов (25%). С возрастом интерес читателей к истории несколько увеличивается. Интересно, что среди граждан с самыми низкими доходами только 15% читали исторические произведения за последние три месяца, а среди тех, у кого самые высокие доходы таких 35%. Но, по остальным доходным группам показатели очень ровные — около 25%. Четвертую позицию по популярности с небольшим отрывом заняла современная российская проза (23%). Русская классическая литература только на пятом месте (17%). Женщины проявляют к ней больший интерес, чем мужчины: 21 и 13%, соответственно. Из двух столиц больше любят русскую классику и в Санкт-Петербурге (28%), тогда как в Москве чаще читают зарубежную классическую литературу. Далее идут современная зарубежная литература (15%), зарубежная классика (14%) и любовный роман (14%). Последний — чисто женский жанр: 24% среди читательниц против 3% среди читателей. Что касается источников приобретения книг, то тут картина следующая: половина интернет-пользователей (56%) признались, что бесплатно скачали интересующую книгу из Сети. Показатели ровные по всем возрастным и доходным группам. И почти половина (49%) заявили о покупке книги в обычном книжном магазине. Чаще так поступают женщины, жители Москвы, люди в возрасте от 35 до 44 лет и представители высокодоходной категории граждан. 35% взяли книгу из собственной домашней библиотеки. Чаще так делали люди в возрасте от 35 до 44 лет и младше 18 лет, то есть «отцы» и «дети». А 30% позаимствовали книгу у друзей, знакомых или родственников. При этом дружеские отношения не имеют дифференциации по полу, возрасту и уровню дохода. 15% опрошенных приобретали «бумажные» книги в интернет-магазинах. Каждый десятый (10%) — брал в публичной библиотеке, а среди тинэйджеров доля посетителей библиотек увеличивается до 32%. Ещё 5% честно заплатили за приобретение электронной версии книги. В завершении опроса, участникам исследования было предложено представить ситуацию, в которой они должны сделать выбор между книгой, билетами на показ фильма по сюжету этой книги и DVD-диском с этим же фильмом. Наиболее заманчивым для респондентов оказалось предложение выбрать билеты в кино — 41%, треть участников опроса (34%) оказались верны «лучшему подарку — книге», 24% предпочли бы DVD. Билеты в кино оказались более привлекательными для молодых людей (53%). Книгу чаще выбирали женщины (38%), граждане старше 45 лет (45%) и специалисты с высшим образованием (39%). DVD с фильмом больше заинтересовали мужчин (29% против 19% у женщин), тинэйджеров (42%), участников опроса старше 35 лет (34%) и респондентов с низким уровнем дохода — 28%. |
|