Публикуемая статья Раймонда Сейнера, профессора Университета Базеля (Швейцария), сотрудника Центра социального и экономического развития, посвящена обзору исследований в области национальной конкурентоспособности и её взаимосвязи с высококвалифицированными человеческими ресурсами, высшим образованием и профессиональной подготовкой. Целью исследования является поиск обоснований всё больших потребностей стран в высококвалифицированных и мотивированных человеческих ресурсах. Опираясь на новаторскую работу Майкла Портера (Michael Porter) в области национальной конкурентоспособности и прикладные исследования региональной конкурентоспособности Кристофа Коэльрютера (Christophe Koellreuter), автор подчёркивает важность наличия высококвалифицированных человеческих ресурсов и высокого уровня образования и обучения. В Заключении предлагаются рекомендации по формированию качественной системы обучения и профессиональной подготовки в России для обеспечения высокого уровня образования и устойчивого развития экономики страны. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кластеры национальной конкурентоспособности ПортераМайкл Портер (1990) 1 провёл обширный сравнительный анализ по десяти странам и сделал выводы относительно того, почему некоторые народы достигли высоких результатов в одних областях, в то время как в других терпят неудачу. Согласно Портеру, национальный контекст играет важную роль для построения конкурентных преимуществ компаниями в отраслях, для которых внутренняя обстановка в стране является наиболее благоприятной и динамично развивающейся. Все полученные данные автор объединил в своей аналитической «алмазной» схеме, которая включает следующие составляющие:
В дополнение к четырём указанным факторам были включены непредвиденные события (например, изобретения, война и другие) и государство, которые также играют важную роль в поддержке национальных интересов в области достижения экономического благополучия в стране (Рис. 1). Согласно «алмазной» схеме Портера, успешный регион должен обладать следующими особенностями:
В первоначальном виде модель Портера состояла только из 4 «алмазных» условий. В более поздних публикациях Портер добавил ещё несколько факторов, а именно: 1) непредвиденные события и 2) государство. Оз (Oez, 1999) 2 проинтерпретировал выводы Портера относительно роли этих двух факторов таким образом: «Главная задача правительства должна со стоять в усилении влияния основных сравни тельных преимуществ национальной экономи ки, а не в попытках создания выгод для себя. Следует заметить, что Портер говорит о прямой, но всё же ограниченной роли госу дарства на начальной стадии развития страны с того момента, когда инструменты влияния, та кие как капитал, субсидии и временная защита, являются наиболее действенными и находятся в распоряжении государства» (Porter, 1990. P. 671). Роль государства и, как следствие, мандат и возможности его чиновников могут варьироваться в зависимости от уровня экономического развития каждой страны. Корректировка роли государства необходима для расширения путей развития страны, как, например, произошло в Сингапуре после обретения им независимости в 1985 году. В новых публикациях Портер (1998) предлагает более целостное объяснение региональной конкурентоспособности. Рассматривая инновации и устойчивое конкурентное преимущество компаний, он утверждает: «В то время как некоторые знания уже включены в материалы, детали, продукты и механизмы, остальные содержатся в челове ческом капитале, часть из них по умолчанию» (Porter, 1998. P. 447). Развивая некоторые аспекты своих предыдущих работ, Портер (1990) пишет: «(Кроме того) кластеры характеризуются специфическим набором материальных (фир мы, инфраструктура), нематериальных (зна ния, умения) и институциональных факторов. Эти элементы формируют систему отношений, которая связывает фирмы, покупателей, науч но-исследовательские институты, образова тельные учреждения и местные власти между собой. Взаимодействие между экономически ми, социокультурными, политическими и инсти туциональными факторами в данных условиях инициирует процесс обучения и повышает их способность корректировать своё поведение и находить новые методы решения в ответ на конкурентные изменения» (Porter, 1990. P. 443). Высказав эту новую идею, учитывающую множество различных факторов, Портер объединил существующую школу институциональных экономистов и социологов и политологов, которые длительное время занимались изучением неэкономических факторов региональной конкурентоспособности и которые рассматривали появление новых отраслей промышленности, например, в рамках социальной системы (Van De Ven, 1989), или с точки зрения теории общественного капитала (Hollingsworth, 1997). Применение модели Портера для региональной конкурентоспособностиИспользуя концепцию модели Портера, Коэльрютер (Koellreuter, 1997) провёл сравнительное исследование регионов с целью определить возможные ключевые факторы, которые могут помочь региону стать более конкурентоспособным и процветающим. Подводя итоги межрегионального опроса, включающего 20 регионов Европы и Северной Америки, Коэльрютер (Koellreuter, 1997) 3 выявил 50 факторов, оказавших влияние на преимущества региональных экономик. Наиболее значимые факторы представлены в Таблице № 1. Множество факторов, включённых в список Коэльрютера, попадают в сферу ответственности соответствующих региональных органов управления (рост высококвалифицированной рабочей силы, установление эффективной налоговой системы, выдача лицензий и так далее). Создание правильного сочетания рациональных экономических факторов, эффективных (последовательных и предсказуемых) основ регулирования, очевидных и действенных административных мер и высокого качества социальных и культурных институтов и услуг — все это вместе оказывает благоприятное влияние на формирование действительно конкурентоспособного региона.
Составление рейтинга факторов становится ещё более актуальным в свете процесса глобализации. Иностранные компании, инвестируя свои средства в другие страны, принимают решения исходя из большинства факторов, указанных в Таблице № 2. Другими словами, способность государств создавать и придерживаться соответствующей политики является ключевой. В равной степени необходимым является способность государственных служащих применять законы в ясной, непредвзятой манере по отношению как к местным, так и к иностранным инвесторам. Всё это приводит к тому, что региональное правительство и чиновники сталкиваются с новыми вызовами, связанными с необходимостью отвечать на все более глобальные требования эффективного управления (good government), которое включает в себя прозрачность деятельности, доступность, недискриминационный характер, ориентированность на покупателя и предсказуемость. Если эти требования не будут выполняться, то прямые иностранные инвестиции предпочтут регионы с более благоприятным инвестиционным климатом, да и местные инвесторы могут «проголосовать ногами» и инвестировать свои средства в другие регионы. Применение анализа конкурентоспособности к качеству рабочей силыКонкурентоспособность компаний на мировых рынках основывается на трёх основных факторах: качество предлагаемых товаров и услуг, их цена и сроки поставок. Развивающиеся отрасли могут иметь сравнительное ценовое преимущество, если в производстве используется сырье местного изготовления. Однако, согласно статье доктора Э. Тауэла (Dr. E.-Tawil, 1996), необходимо немало усилий для того, чтобы качество товаров и услуг достигло конкурентоспособного уровня. По какой бы доступной цене ни предлагали товары, спроса на них не будет, если их качество не соответствует принятому уровню на внутреннем или внешнем целевом рынке. Прогресс от элементарных потребностей покупателя к более сложным потребностям современного мирового рынка ускоряется, когда страна открывает свои границы для мировой торговли. Если Россия вступит в ВТО, она неизбежно столкнётся с этой ускоряющейся тенденцией и эрозией своих сравнительных преимуществ (дешёвое производство Дешёвая рабочая сила и издержки производства не являются достаточным условием для долгосрочного развития экономики. Это верно даже для Гонконга, сопоставимого по уровню экономического развития с Россией. По словам нового министра финансов Гонконга, мистера Дональда Цанга (Mr. Donald Tsang), стране необходимо найти возможности для конкуренции на мировых рынках путём повышения качества их продукции: «Мы больше не Дикий Запад. Мы должны конкурировать путём повышения качества продукции» 4. На рынках развитых стран, и особенно на мировых рынках, оптовые покупатели требуют от своих поставщиков не только высокое качество товаров и услуг, но также и гарантии долгосрочной устойчивости этого качества. Доктор Тауэл, подводя итоги, утверждает, что для обеспечения этих гарантий поставщики вынуждены подтверждать адекватность и эффективность используемых ими систем управления и обеспечения качества. Качество товаров и услуг, в свою очередь, зависит от наличия высококвалифицированных и подготовленных работников. Например, рассматривая ситуацию в Китае, Лестер Tароу (Lester C. Thurow), бывший декан Слоунской Школы бизнеса Массачусетского технологического университета (MITs Sloan Business School) утверждал, что ежегодный 8-процентный темп роста китайской экономики не был бы достигнут, если бы Китай не имел доступа на мировые рынки, а также возможности производства экспортных товаров. По его мнению: «В бурном море современной экономики странам без высококвалифицированной рабо чейсилы сложно плыть на всех парусах, Стратегическая важность высокого уровня образования и профессиональной подготовкиРассматривая всё вышесказанное в контексте глобализации и вступления России в ВТО, можно сделать вывод, что будущее развитие российской экономики будет зависеть от профессионализма руководителей, предпринимателей и рабочей силы. Они смогут либо расширить, либо сузить спектр возможностей для более выгодного доступа на иностранные рынки. Соответственно они будут либо приготовлены, либо нет к должной встрече иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Образование и профессиональная подготовка рабочих и менеджеров в России являются делом стратегической важности. Это означает, что преподавательский состав должен быть высококвалифицированным для того, чтобы обеспечивать качественное образование и профессиональную подготовку. Известно, что ключевая роль образования заключается в стимулировании экономического роста, личного и общественного развития, а также в сокращении социального неравенства. Поэтому страны стремятся подготовить население к участию в своём социально-экономическом развитии. Образование даёт странам возможность отвечать на вызовы научно-технического прогресса и мировой торговой интеграции. Благодаря своей функции передавать навыки и обеспечивать участие на рынке труда образование является ключевым фактором экономического регулирования. Хотя спрос на рынке труда изменился, во многих развитых странах процесс образования и профессиональной подготовки остался прежним 6. Как показывает рейтинг конкурентоспособности 59 стран, составленный Международным экономическим форумом, позиция России по некоторым ключевым показателям является недостаточной в условиях вступления страны в ВТО. Так, результаты, относящиеся к разделу «Человеческий капитал, подготовка и квалификация менеджеров», должны быть приняты во внимание для последующей корректировки (см. Таблицу № 2). Многим странам необходимо улучшать качество услуг в области образования и подготовки кадров. Рассмотрим опыт Китая, представленный Личией Ю (Lichia Yiu, 2001) в докладе для ОЭСР. В данной работе перечислены некоторые возможные меры, которые Китай может предпринять для повышения эффективности и результативности своей образовательной системы. Личия Ю утверждает следующее: 7 «Доступ к равному образованию на всех его уровнях остаётся одним из важных соци альных вопросов в Китае. В то же время мас совое распространение высшего образования, обязательное для долгосрочного экономиче ского роста, требует более эффективного ис пользования экономических ресурсов, а также более активного использования государствен ного и частного партнёрства. Взаимодействие в отрасли образования должно быть тщательно изучено. Организационные и управленческие со ставляющие Китайской образовательной сис темы необходимо усилить. Это будет одним из главных вопросов повестки дня во время об суждения китайских реформ в сфере образо вания. В этом контексте особое значение при обретают дискуссии, касающиеся показателей образования, результатов обучения, качества и соответствия приобретаемых навыков требо ваниям рынка труда».
Ситуация в России отличается от положения в Китае, однако можно извлечь полезные уроки из опыта других стран, особенно тех, которые, как Россия и Китай, имели общее прошлое, связанное с экономическими системами. В целом неэффективные и нерезультативные системы образования и профессиональной подготовки существуют во многих странах (Saner, Strehl, Yiu, 1997). Было бы неправильно смотреть на сферу образования, как на конкурс красоты. Более важным в данном случае являются не исходные данные (например, численность субсидируемых преподавателей и учебных заведений), а результаты (приобретение навыков, полученные ноу-хау), соответствующие современным требованиям компетенции. В конечном счёте именно результаты определяют, насколько эффективна данная образовательная программа (рост экономико-социального развития на национальном уровне или увеличение производительности на уровне предприятий). Обеспечение высшего образования и курсов подготовкиНеобходимый уровень подготовки и обучения может быть обеспечен благодаря использованию как национальных, так и иностранных источников. Страны с низким уровнем образования и невысоким качеством обучающих программ столкнутся с высокой конкуренцией со стороны иностранных поставщиков образовательных услуг. Членство в ВТО также включает в себя согласие на открытие рынков предоставления услуг. В соответствии с классификацией ВТО, образование является одним из секторов рынка услуг. Поэтому следующий раунд ВТО по либерализации торговли товарами и услугами будет включать в себя процесс открытия рынков образования во всём мире. Международная торговля на рынке образовательных услуг испытала серьёзный рост, особенно в сфере услуг. Этот процесс сопровождался увеличением числа студентов, уезжающих учиться за границу, обменом студентами и сотрудничеством между факультетами и исследовательскими центрами, возросшим международным маркетингом учебных курсов и академических программ, учреждением «филиалов кампусов» и разработкой международных механизмов образовательного сотрудничества между образовательными учреждениями в различных странах. К 1995 году, согласно отчётам ВТО, мировой рынок международного высшего образования составил 27 миллиардов долларов. Высокий уровень образования и подготовки необходим для продолжительного экономического роста стран, вне зависимости от степени их развития. Швейцария, развитая индустриальная страна, недавно начала тотальный аудит своих учреждений высшего образования, который изначально был направлен на изучение технологических институтов, но сегодня включает и ведущие университеты страны. Целью этой проверки является анализ современного уровня образования, сравнение текущего состояния с ожидаемыми потребностями и, соответственно, изменение текущего состояния сектора образования. Группы взаимной оценки, в которые вошли как швейцарские, так и международные эксперты, посещают швейцарские ВУЗы для детальной оценки уровня качества образовательных услуг. Автор данной статьи входил в одну из таких групп и выяснил, что процесс проверки является наиболее плодотворным, смелым и стимулирующим шагом в направлении общей реформы швейцарского образования 8. Учитывая современное положение России, для реформы отечественной системы образования в ближайшие ЗаключениеПроцесс глобализации и будущее членство России в ВТО увеличат конкуренцию на российском и зарубежных рынках. Вызовы возрастающей конкуренции должны учитываться сегодняшними и завтрашними менеджерами и рабочими. Такие члены ВТО, как Сингапур и Южная Корея, достаточно быстро провели процесс повышения квалификации рабочей силы. Подобный путь неизбежен и для России. Главный вопрос заключается в выборе правильной стратегии, обеспечивающей быстрый рост высококачественного образования и профессиональной подготовки для гарантии успешного долгосрочного членства России в мировых отношениях. В свете ограниченных финансовых ресурсов гарантии качества в сфере профессиональной подготовки и образования становятся вопросом стратегической важности для Китая. Это верно и для всех остальных стран, которые хотят стать или оставаться успешными партнёрами и игроками на мировом рынке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Библиография: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||