Большинство людей не испытывает особой любви к проблемам. Они отнимают у них время, вызывают стрессы и нередко остаются неразрешёнными. Люди, как правило, пытаются как можно быстрее избавиться от них. Соответственно, они спешат выбрать первое пришедшее им в голову разумное решение проблемы. К сожалению, самое первое решение далеко не всегда является самым лучшим. При типичном подходе к решению проблемы люди ограничиваются принятием допустимого или удовлетворительного, но никак не оптимального или идеального решения. О методике эффективного решения проблем в статье Дэвида А. Уэттена (David A. Whetten), профессора Калифорнийского государственного университета (California State University). |
|
Эффективное решение проблем предполагает использование системного и логического подхода и включает, по меньшей мере, четыре этапа: 1. Определение проблемы:
2. Разработка альтернативных решений:
3. Оценка альтернативных решений и выбор решения:
4. Реализация решения:
Ограничения аналитической моделиДанная последовательность шагов оказывается наиболее эффективной в тех случаях, когда проблемы достаточно просты, альтернативы достаточно очевидны, необходимая информация доступна, и существует чёткий стандарт, позволяющий оценивать правильность принятого решения. Основные задачи сводятся к согласованному определению сути проблемы, к сбору необходимой информации, к выработке альтернативных решений и к обоснованному выбору одного из вариантов. Однако многие управленческие проблемы не принадлежат к данному типу. Определения, информация, альтернативы и стандарты обычно неоднозначны или, вообще, трудно доступны. Разыскать их в сложном и быстро меняющемся электронном современном мире становится всё сложнее и сложнее. Следовательно, знание этапов решения проблемы и способностью реализовывать их — не одно и то же. Такие проблемы, как выявление причин упадка мотивации, поиск путей сокращения размеров организации, которые не вызвали бы противодействия работников, разработка нового процесса, который позволил бы удвоить продуктивность и повысить удовлетворённость клиентов, или поиск путей преодоления сопротивления изменениям, относятся к числу типичных — и часто очень сложных — проблем, с которыми приходится сталкиваться большинству менеджеров. Эти проблемы далеко не всегда поддаются определению. Найти не одно, а несколько их альтернативных решений также весьма непросто. Мы можем не знать того, какой нам нужен объём информации, какой набор альтернатив можно было бы считать исчерпывающим, или, к примеру, не иметь чёткого критерия оценки достоверности информации. Рассмотрим некоторые ограничения аналитической модели решения проблем: 1. Определение сути проблемы:
2. Разработка альтернативных решений:
3. Оценка альтернатив и выбор решения:
4. Реализация решения:
Этапы аналитической модели решения проблемРассмотрим теперь подробно каждый из этапов аналитической модели решения проблем. 1. Определение проблемыПервый шаг состоит в определении сути проблемы. Иными словами, мы должны исследовать ситуацию, обращая первостепенное внимание на суть проблемы, а не на её симптомы. Для определения сути проблемы нам необходимо обладать всей необходимой информацией. Чем большей информацией мы будем располагать, тем больше вероятность, что суть данной проблемы будет определена нами верно. Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) пишет: «Причиной наших неприятностей, как правило, являются не некие неведомые нам вещи, а вещи, которые нам кажутся известными, но на самом деле они не являющиеся таковыми». Ниже представлены некоторые атрибуты правильного подхода к определению сути проблемы:
2. Разработка альтернативных решенийВторой шаг состоит в разработке (генерировании) альтернативных решений. Сначала мы находим все возможные альтернативы, и только затем приступаем к их оценке. В этом случае качество решений резко повышается. Попытки дать мгновенную оценку найденного решения нередко приводят к тому, что принимается именно оно, а не Чем больше альтернативных решений будет найдено нами, тем лучше, и они должны быть выдвинуты до этапа их оценки. Характерная ошибка менеджмента при принятии управленческих решений заключается в том, что мы пытаемся оценивать решения сразу, то есть выбираем первое же удовлетворительное (но отнюдь не оптимальное) решение. Общие рекомендации, которых следует придерживаться при поиске альтернативных решений:
3. Оценка альтернативных решенийТретий этап решения проблемы состоит в оценке альтернативных вариантов и в выборе лучшего из них. Этот шаг состоит, прежде всего, в обстоятельном анализе сильных и слабых сторон предлагаемых решений. При выборе лучшего варианта люди, искушённые в решении проблем, выбирают то решение, которое не повлечёт за собой появления новых проблем, будет принято большинством сотрудников, которое легче реализуется и будет соответствовать организационным целям и принципам (например, политике организации, принятым в ней нормам и бюджетным ограничениям). Люди, как на организационном, так и на индивидуальном уровне, принимают решения, исходя из того, удовлетворяют ли они их или нет, и лишь в исключительных случаях занимаются поиском и отбором оптимального решения. Поиск оптимального решения является намного более сложной задачей. Согласитесь, что найти самую острую изо всех находящихся в стоге сена иголок значительно сложнее, чем просто найти там иголку. Рекомендации:
4. Реализация решенияПоследний этап состоит в реализации избранного решения. Люди, столкнувшиеся с проблемой, обычно пытаются перейти к этапу 4, минуя этапы с первого по третий. Иными словами, они пытаются отвечать на проблему мгновенным её решением, даже не пытаясь определять и анализировать её или сравнивать данный вариант её решения с возможными альтернативами. Реализация любого решения предполагает готовность к возможному сопротивлению со стороны тех лиц, которых это решение будет затрагивать. Любое изменение обычно вызывает определённое сопротивление. И потому самые искусные специалисты в области принятия решений стараются прибегать к такой стратегии, благодаря которой решение было бы одобрено и реализовано. Для этого они могут поручить реализацию решения другим лицам, «продать» решение или привлечь других индивидов к его реализации. Некоторые авторы пытаются дать менеджерам определённые рекомендации относительно выбора оптимальной для данной ситуации модели поведения. В общем случае, участие других лиц в реализации решения повышает вероятность его одобрения и снижает уровень сопротивления. Рекомендации:
|
|