Автор статьи: Юрий Тихонравов, кандидат философских наук, руководитель творческой группы TBWA Russia. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Многие племена поклоняются богам, выводя из обряда своё благосостояние, а затем приносят богов в жертву. Корпорации — это племена. Со своими тотемами и фетишами, инициациями и жертвоприношениями. Маркетинг является одновременно и следствием, и причиной, и жертвой ускоряющихся перемен. Чтобы выжить, нужно просто найти свой философский камень. Острая борьба за покупателя требует придумывания новых товаров и новых способов их продвижения. Эти ухищрения, в свою очередь, выводят конкуренцию на все новые уровни. В Маркетинг и мутопияПостмодернисты назвали наш мир обгоняющих самое себя перемен «мутопией» (от лат. Mutare — «менять» и греческого Topos — «место»). В этом сверхподвижном и ускользающем от всякой фиксации мире любые попытки сформулировать универсальные рецепты успеха, неизменные закономерности и всеобщие истины обречены на провал и относятся к утопии, идеалу из прошлого. Наступает эпоха индивидуализации, когда каждая отдельная ситуативная задача имеет только своё, уникальное решение, непригодное для воспроизведения в других случаях. Между тем необходимость оптимизации продаж остаётся, по-прежнему диктуя выработку жёстких стандартов поведения. И чем острее конкуренция, тем жестче должны быть эти стандарты. Всем, кому приходилось лично участвовать в решении маркетинговых задач, прекрасно понятна и очень близка аналогия Джека Траута с войной («Маркетинговые войны», Эл Райс, Джек Траут, 1985). На войне, конечно, инстинкт, эмоции и интуиция тоже могут играть свою роль, но только в том случае, если они тщательно подготовлены и подкреплены соответствующими технологиями. Ситуация становится всё более запутанной и противоречивой. И если предпринимателям, людям риска, разрешать её легче, то их менеджерам, людям порядка и стабильности, перед которыми поставлена задача минимизации рисков, действовать в таких условиях уже почти невозможно. А ведь после «революции менеджеров» именно они определяют лицо современного бизнеса (Примечание: Бернхем Джеймс, американский экономист и социолог, в работе «Революция менеджеров» выдвинул теорию «революции управляющих», по которой власть в капиталистическом обществе переходит к новому классу управляющих — высшие инженеры, менеджеры — и капитализм таким образом трансформируется в новое управленческое сообщество.). Примечательно, что революция менеджеров совершилась практически одновременно с маркетинговой революцией. В тот же момент, когда между трудом и капиталом окончательно сформировался слой командующих не-собственников, маркетинг стал отправной точкой для построения всего жизненного цикла корпораций. (Примечание: В 1952 году General Electric провозгласила новую философию менеджмента, которая ставит маркетолога в начало, а не в конец производственного цикла и интегрирует маркетинг с каждой фазой бизнеса.) Выживание в капиталистическом мире потребовало ориентировать все области бизнеса, включая производство, менеджмент, ценовую политику, корпоративную культуру, на прислушивание к рынку, чуткое следование колебаниям конъюнктуры и настроениям потребителей. Возник целый мир со своей идеологией и системой ценностей — мир маркетинга. Этот мир зиждется на твёрдых представлениях, что хорошо и что дурно, и те, кто хочет добиться в нём успеха, должны усвоить целый ряд добродетелей. Причастные к этому миру знают, насколько жёстко он хранит свои устои. Ведь маркетинговые добродетели выработаны десятилетиями неслыханных удач, колоссальных провалов и, главное, каждодневной рутиной рыночной жизни. Они не только выводятся из опыта этой жизни, но и длительное время непосредственно подтверждались ей как на уровне всего сообщества, так и на уровне каждой отдельной личности, будь то владелец крупной компании или рядовой клерк. Они не закреплены в каком-нибудь кодексе, но достаточно длительное наблюдение позволяет их обобщить и сформулировать. Итак, добродетели состоят в следующих умениях:
Важно подчеркнуть, что маркетинговый стандарт поведения не искусственная фантазия сумасшедших теоретиков, не вредоносная насмешка злых гениев и не примитивный стереотип узколобых посредственностей. Это, во-первых, благо, которому многие корпорации обязаны своим успехом, а многие светочи бизнеса — своей карьерой. А во-вторых, это итог усилий и опыта целого сообщества, находящегося под давлением весьма жёстких обстоятельств. Гибель маркетинговых добродетелейПеречисленные добродетели успешно поработали и сами создали новые условия, в которых они становятся скорее тормозом, чем двигателем прогресса. Параметры новой маркетинговой ситуации заставляют пересмотреть каждую из них.
Не удивительно, что в конечном итоге не только потребители, но и профессионалы от маркетинга не в состоянии отличить образ одной марки от другой. Помимо этого, творческий кризис слишком уж приоткрыл перед потребителем реальную подоплёку любых маркетинговых акций. В итоге попытка развлечь и завлечь стала оборачиваться скукой. Скучна оказалась, в первую очередь, неискренность. Ведь все теперь знают, что за попытками извернуться обычно скрывается чрезвычайно банальная и неприглядная реальность. Маркетинговые добродетели сделали своё дело и уходят. Что же приходит им на смену? Это не может быть просто другая универсальная система ценностей. Ведь мы уже знаем, что сам принцип универсальности попал под сомнение. Если вы хотите не подражать, а быть оригинальным, не повторяться, а быть непредсказуемым, не угождать, а провоцировать, не навязываться, а вызывать свободный контринтерес, не изворачиваться, а выражать свою правду, вам придётся положить в основу своей деятельности нечто противоположное тому, что лежит в основе маркетинга. Философия как мета-маркетингЕсли в основе прежнего маркетинга лежат желания потребителей и объективная конъюнктура рынка, то в основе нового маркетинга должны лежать ваши собственные убеждения и намерения. То, что не смогут повторить конкуренты, то, что является правдой, а не вымыслом. То, что вызывает интерес со стороны окружающих и делает ваши действия всегда неожиданными. Сегодня мы живём в мире своего рода кочевников в прямом и переносном смысле, в жизни которых все подвижно и зыбко, и которые группируются в корпоративные племена. Контекст существования каждого из этих племён индивидуален, а следовательно, должны быть уникальны и системы их ценностей. Это значит, что каждая корпорация должна осознать, какими ценностями она живёт, сформулировать их в максимально ясной форме и систематизировать в виде своего рода корпоративной религии. (Примечание: Книга «Корпоративная религия» Йеспера Кунде. Автор работал для Carlsberg и компании электроники LK, прежде чем в 1988 основал рекламное агентство Kunde & Co, которое утвердилось как одно из самых больших интегрированных рекламных агентств Скандинавии.). Корпоративный мир ищет покой в движении, постоянное — в зыбком, вечное — во временном. Он ищет такую опору для участия в схватке, которая сама стояла бы «над схваткой» и была бы источником его ценностей. Речь идёт о сфере, которая отстранённо относится к повседневной борьбе, но в то же время является творческой силой, созидающей ценности для этой борьбы. Если вы хотите предложить миру свои товары, то прежде должны предложить ему свою философию. В этом присутствует огромный риск, что вас не поймут или отвергнут. Но ситуация такова, что если вы этого не сделаете, вас не поймут и отвергнут безо всякого риска. Фактор философии уже давно привлекает маркетологов и теоретиков корпоративного управления. Йеспер Кунде в 1998 году утверждал, что без корпоративной религии в скором будущем не сможет эффективно функционировать ни одна корпорация. Религия в данном случае есть не что иное, как целостная философия. Философия, которая становится образом жизни, действующим этосом. (Примечание: Термин «этос» в античной философии обозначал привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Сегодня под этосом часто понимают стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её культуры.). Единственный источник вашей философии — вы сами. Ни ваши сотрудники, ни партнёры, ни друзья, ни журналисты, ни рекламисты, ни маркетологи не могут и не должны быть посредниками между вами и вашей философией. Мало провозгласить — надо быть. Философия должна пронизывать собой все, сквозить в каждой мелочи, в любой сделке, в любом корпоративном институте, в любой рекламной акции. Словом, философия — это мета-реклама, мета-PR, мета-менеджмент. Философия — продолжение рекламы другими средствами. Она останавливает время и суету, задевает за живое и служит критерием выбора, когда все прочие критерии потерялись. Потребители станут группироваться вокруг близких им философий. Как подарок-товар со смыслом дороже просто подарка, так и корпорация со смыслом дороже просто корпорации. Безразличная к любой стоимости, философия создаёт стоимость. Для ряда крупнейших корпораций (Harley Davidson, Coca-Cola, Virgin) их философия составляет до 90% их стоимости (Daryl Travis, Emotional Branding: How Successful Brands Gain the Irrational Edge, 2000). Теперь уже чуть ли не в школе учат, что можно потерять все материальные активы, включая производственные мощности, но если останется философия, которая составляет сущность марки, ничего не будет потеряно. Философия не только сплачивает корпоративные команды, но и выполняет маркетинговые функции, мотивируя контрагентов корпораций вступать с ними в деловые отношения и, в конечном счёте, отдавать именно им свои деньги. Некоторые корпорации уже сегодня извлекают колоссальный маркетинговый эффект из своей философии. Делают это они чаще всего вслепую, даже не имея чётких формулировок. Но уж во всяком случае, их философия не представляет собой приглаженные лозунги типа «Мы за то, чтобы всем было хорошо». Напротив, она выделяет их из толпы и делает личностями. Ниже, в таблице «Философия будущего» приведены несколько примеров таких корпоративных «личностей» как из мирового опыта, так и из отечественного.
Если формулировка философии первых трёх компаний — лишь авторская реконструкция, то три последние подошли к вопросу сознательно, пытаясь решить свои рыночные задачи посредством такого индивидуализированного метода. Можно предположить, что будущее именно за такими корпорациями. |
|||||||||||||||||||||||||||||