Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Международное исследование качества чтения и понимания текста

Международная Ассоциация по оценке учебных достижений
Международное исследование качества чтения и понимания текста (The Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) — периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций читательской грамотности в странах с различными системами образования.
Информация об исследовании и его результаты. Републи­кация текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наиме­нова­ние: Международное исследование качества чтения и понимания текста / The Progress in International Reading Literacy Study
Тип исследо­вания: Экспертно-аналитическое исследование.
Направ­ление исследо­вания: Изучение образования и грамотности.
Отрасль исследо­вания: Образование и обучение.
Дата исследо­вания: 2001 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (раз в несколько лет).
Органи­зация исследо­вания: Международная Ассоциация по оценке учебных достижений / International Association for the Evaluation of Educational Achievements.
Сайт исследо­вания: http://www.pirls.org/

Международное исследование качества чтения и понимания текста (The Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций читательской грамотности в странах с различными системами образования. Позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания письменного текста учащимися начальной школы в разных странах мира, а также выявить и сравнить изменения, происходящие в национальных системах образования. Осуществляется Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievements, IEA) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

Исследование проводится начиная с 2001 года, пятилетними циклами, и считается одним из наиболее представительных международных исследований в области начального образования. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Россия принимала участие во всех циклах программы PIRLS. Результаты проведённых исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской академии образования, Федерального института развития образования и других организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при разработке государственных стандартов второго поколения, а также ряда измерителей образовательных достижений.

В рамках исследования изучается уровень и качество чтения и понимания прочитанного текста учащимися, заканчивающими четвёртый класс начальной школы, в странах с различными системами образования. Выбор учащихся четвёртого класса начальной школы объясняется тем, что именно к четвёртому году обучения учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения и способности приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

В процессе исследования изучаются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.
  2. Чтение с целью освоения и использования информации.

При чтении художественных и информационных текстов оцениваются четыре группы читательских навыков:

  1. Нахождение информации, заданной в явном виде.
  2. Формулирование выводов.
  3. Интерпретация и обобщение информации.
  4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Учащимся необходимо прочитать текст и дать ответы на вопросы. При этом одни задания предполагают выбор ответа из предложенных вариантов, другие требуют свободно конструируемых ответов.

Дополнительное анкетирование, которое проводится в процессе исследования, предоставляет возможность сбора контекстной информации относительно социально-демографических характеристик учеников и преподавателей, организации учебного процесса с точки зрения администрации учебных заведений, преподавателей, учащихся и их родителей, социального статуса семей учащихся, типа школы, учебных стандартов и требований, предъявляемых к общеобразовательной подготовке.

Источник: Международное исследование качества чтения и понимания текста. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2017 (последняя редакция: 25.09.2017). URL: http://gtmarket.ru/research/pirls/info
Реклама:
Новые исследования
Популярные исследования