Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Бодрийяр, Жан

Биография • деятельность • произведения

Жан Бодрийяр
Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard) — французский философ-постмодернист, культуролог, социальный теоретик, писатель и публицист.

Биография и деятельность

Имя: Жан Бодрийяр / Jean Baudrillard
Дата и место рожде­ния: 29 июля 1929 года. Реймс, Франция.
Дата и место смерти: 6 марта 2007 года. Париж, Франция.
Деятель­ность: Учёный.

Жан Бодрийяр — французский философ-постмодернист, культуролог, социальный теоретик, писатель и публицист. Родился 29 июля 1929 года, в городе Реймс, на северо-востоке Франции. Получил высшее образование в Университете Сорбонны по специальности немецкий язык. Начал свою научную карьеру как германист, в 1958–1966 годах преподавал в учебных заведениях Франции и Германии, занимался переводами на французский язык работ немецких писателей. Его первые публикации носили литературно-критический характер. Это были эссе, опубликованные в журнале «Les Tempes modernes» в 1962–1963 годах. Во второй половине 1960-х годов его интересы сместились в сторону социологии под влиянием работ Ролана Барта и Анри Лефевра, который взял Бодрийяра ассистентом на свой факультет в Университете Париж X — Нантер и стал его научным руководителем. В 1967 году Бодрийяр году защитил диссертацию, которая год спустя была опубликована под названием «Система вещей».

В конце 1960-х годов сотрудничал с радикальными левыми журналами «Utopie» и «Traverses», принимал активное участие в политических событиях 1968 года, эпицентром которых был Нантер, однако по их завершении порвал с радикальным левым движением. В 1972–1986 годах — профессор социологии в Нантере. В 1986 году занял пост научного директора Института социально-экономических исследований и информации при Университете Париж — IX Дофин. В 1970–1980-х годах много путешествовал по странам Западной Европы и Америки, в том числе США. Начало успеха Бодрийяра в Соединённых Штатах Америки приходится на 1980-е годы, хотя ещё до этого он успел поездить по калифорнийским университетам и исследовательским центрам, где познакомился со многими близкими себе мыслителями (Маршалл Маклюэн, Умберто Эко, Филипп Дик, Пауль Вацлавик).

В 1990 году Бодрийяр оставил преподавательскую карьеру и начал отходить от социологии как научной дисциплины в её «классической» форме. Впоследствии он редко отождествлял себя с какой-либо конкретной дисциплиной, хотя до конца жизни оставался связан с академическими кругами.

В период 1980–1990-х годов оригинальные идеи Бодрийяра и его работы часто освещались на французском и английском языке в популярной прессе и получили широкую аудиторию, в связи с чем многие стали воспринимать его как интеллектуальную знаменитость. Вместе с тем, он продолжал научную деятельность на базе ряда европейских институтов, читал лекции в университетах Европы, США и Австралии. До последних дней жизни Бодрийяр сотрудничал с Институтом исследования социальных инноваций при Национальном центре научных исследований Франции, работал профессором медиа и культурологии в Европейской высшей школе в Заас-Фе (Швейцария).

Жан Бодрийяр считается одним из крупнейших представителей поколения французских мыслителей второй половины XX века. Его первые две социологические работы — «Система вещей» (1968) и «Общество потребления» (1970) — условно определяются как постмарксистские. Развивая теорию марксизма, он одним из первых утверждал, что не предложение создаётся исходя из запросов потребителя, а напротив, потребности людей капиталистического общества искусственно «подгоняются» под необходимости производства тех или иных товаров — таким образом «машина производства и потребления производит потребности». В дальнейшем марксистские взгляды учёного претерпели трансформацию и он начал поиск собственных путей анализа постиндустриального общества. Но независимо от подходов, главной его задачей до самого конца останется исследование системы знаков и символических объектов, образующей социальную действительность. С этого времени Бодрийяр писал свои работы в собственном уникальном стиле — афористичном, поэтическом и пророческом. Жёсткой критике с его стороны подвергались как планы объединённого левого крыла французской политики по изменению общества, так и потребительская позиция части французской интеллигенции. Он неоднократно обращался к анализу роли современных медиа, которые также подвергал критике, отмечая при этом возникновение новых тенденций в их развитии.

В мире философии и социологии Бодрийяр получил прозвище «могильщика утопий», а его взгляды и оригинальный философский дискурс стали рассматривать как «гиперкритицизм — тотальную сверхкритическую критику». Одно время Бодрийяра причисляли к нигилистическому направлению философской мысли, называя его «меланхолическим Ницше». Многие исследователи отмечали, что его стиль и письмо скорее можно отнести к интеллектуальной прозе и модной литературе, нежели чем к академической философии — нередко это давало повод обозначить его идеи как маргинальные и псевдонаучные.

Жан Бодрийяр считается одним из основоположников философии постмодернизма. Основными темами исследований философа были вопросы соотношения реальности и её символического отображения, а также механизмы потребления, как знаковой системы современного общества.

Бодрийяр ввёл понятие «гиперреальность» как развитие марксистского понятия «надстройка» и провозгласил «конец идеологии». Согласно этой концепции, основа гиперреальности — «симуляция». Единицами гиперреальности являются «симулякры» — знаки или несамотождественные феномены, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные.

Бодрийяр подчёркивал особую значимость логики символического обмена, так как именно её нарушение способствует «абстрактной рационализации» объектов и превращению их в товар или знак. Этот процесс означает планомерное редуцирование, сведение качественного разнообразия объектов обмена к единой форме стоимости, сочетающей в себе потребительскую, меновую и знаковую формы и обращающей сами объекты в товар. Отсюда, согласно Бодрийяру, следует ход, радикально изменивший судьбу европейской цивилизации: товар и знак последовательно отождествляются и подменяют друг друга, разрушая механизмы традиционного контроля смыслов, а затем и весь лежащий в основе культуры процесс означивания как технологии «символического производства».

Трансформация знаков произошла в эпоху Возрождения и привела к тому, что универсальным языком обмена становится абстрактный код, аналогичный деньгам в качестве всеобщего эквивалента стоимости и получающий независимость от предметной материализации. В результате нарушается символическая структура всех типов коммуникации, господствовавших в доиндустриальных обществах и подразумевавших «обратимость» знака не только во взаимодействии с материальным эквивалентом, но и со значением этого знака, его смысловым содержанием. Абстрактный код обретает автономность в своей собственной сфере смыслов, независимой от объектов, и в исторической экстраполяции стимулирует зарождение и развитие капитализма, пользующегося именно возможностью разрыва и дистанцирования «означающего» от «означаемого» в присвоении реальной власти прибавочной стоимости. В этом смысле власть — это возможность не только непосредственного обладания объектами, но и придания им произвольной моральной ценности, приравниваемой к экономической стоимости, а в дальнейшем — создание системы смыслоозначения и номинации как тотального экономического, политического, идеологического контроля.

Целью системы является воспроизводство и стабилизация единства социума, с необходимостью требующего «вытеснения» смерти не только из сферы социальности (ради иллюзии бессмертия социального организма во вневременных формах символов культуры), но и из самой реальности, которая подвержена энтропии, распаду и аннигиляции, а потому не обеспечивает стабильного соответствия конечной, ускользающей в небытие предметности по отношению к непрерывно воспроизводимой и возобновляемой знаковости. Поставленная перед такой сверхзадачей, система испытывает перенапряжение и, предотвращая самоуничтожение, сознательно упрощает свою цель до «симуляции вечности» за счёт отказа от реальности, замкнутости на себя, автореферентности и самосовершенствования, которое исторически выглядит как «подделка социальности» (от Ренессанса до промышленной революции), «производство социальности» (в эпоху развития капитализма) и «симуляция социальности» (на современном этапе). К данному моменту исчерпывает себя и процесс исторической трансформации закона стоимости, последовательно видоизменяющегося из «естественного» в «товарный» и «структурный» посредством перехода знака на нескольких этапах из «строя видимости» в «строй симуляции»; от адекватного отражения глубинной реальности — к её извращению, «маскировке отсутствия» и утрате всякого соответствия ей.

В результате непрерывной эксплуатации языка кода в качестве инструмента социального контроля к концу XX века знаки окончательно отрываются от своих референтов и получают полную автономность сигналов — симулякров, воспроизводящих и транслирующих смыслы, неадекватные происходящим событиям и факты, не поддающиеся однозначной оценке. Бодрийяр развил учение о трёх порядках симулякров: копии, функциональные аналоги и собственно симулякры. К третьему порядку симулякров он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду.

Современный мир, согласно Бодрийяру, это мир промышленных моделей «симулякров», которые производят сами себя, функционируют по принципу символического обмена, существуют только в условности своего бытия и апеллируют лишь к своей собственной реальности. Вся иная реальность, в том числе историческая, оказывается для нас имплантированной в область медиа и характеризуется сверхтекучестью, сверхпроводимостью, контаминацией и перенасыщенностью. Современную эпоху Бодрийяр называл эрой гиперреальности («гиперреальной симуляции») — надстройка определяет базис, труд не производит, а социализирует, представительные органы власти никого не представляют, и так далее. Таким образом, симулякр «превзошёл историю»: он создал «массы» (вместо классов) и они «остановили исторический процесс». На протяжении последних двадцати лет XX века Бодрийяр ставил этот диагноз постиндустриальному обществу и предлагал «сэкономить конец века», то есть непосредственно перейти сразу в 2000 год, поскольку он «уже состоялся».

Жан Бодрийяр преподавал в Парижском университете, читал лекции во многих университетах Европы, США и Австралии. Написал в общей сложности около 50 работ, наиболее известными из которых являются: «Система вещей» (Le Systeme des Objets, 1968), «Общество потребления» (La Societe de Consommation: Ses Mythes et Ses Structures, 1970), «К критике политической экономии знака» (Pour une Critique de L’economie Politique du Signe, 1972), «Символический обмен и смерть» (L’echange Symbolique et la Mort, 1976), «О соблазне» (De la Seduction, 1979), «Симулякры и симуляция» (Simulacres et Simulation, 1981), «Америка» (Amerique, 1986), «Прозрачность зла» (La Transparence du Mal, 1990), «Невозможный обмен» (L’echange Impossible, 1999), «Пароли. От фрагмента к фрагменту» (Mots de Passe. D’un Fragment L’autre, 2000).

Библиография

Основ­ные работы:
  1. Jean Baudrillard, Enrique Valiente Noailles. Les Exilés du dialogue. Galilée. October 13, 2005.
  2. Jean Baudrillard, Sylvère Lotringer. Oublier Artaud. Sens & Tonka. 2005.
  3. Jean Baudrillard, François L’Yvonnet (Editor). Jean Baudrillard: L’Herne. Herne. March 10, 2005.
  4. Jean Baudrillard. Cool Memories V. Galilée. March 2005.
  5. Jean Baudrillard. Le Pacte de lucidité ou l’intelligence du Mal. Galilée. April 29, 2004.
  6. Jean Baudrillard, Edgar Morin. La violence du monde. Le Félin. January 15, 2003.
  7. Jean Baudrillard. Power Infernos. Editions Galilee. November 13, 2002.
  8. Jean Baudrillard. Pantalla Total. Anagrama. November 2002.
  9. Jean Baudrillard. Contrasenas. Anagrama. October 2002.
  10. Jean Baudrillard. Au royaume des aveugles. Sens et Tonka. June 18, 2002.
  11. Jean Baudrillard. Pataphysique. Sens et Tonka. January 26, 2002.
  12. Jean Baudrillard. L’esprit du terrorisme. Galilée. January 14, 2002.
  13. Jean Baudrillard. Telemorphose. Sens et Tonka. October 26, 2001.
  14. Jean Baudrillard, François L’Yvonnet. D’un fragment l’autre: Entretiens avec François L’Yvonnet. Albin Michel. October 4, 2001.
  15. Jean Baudrillard, Julia Witwer (Editor). The Vital Illusion. The Wellek Library Lectures. Columbia University Press. January 2001.
  16. Jean Baudrillard. Le complot de l’art, suivi de, Entrevues à propos du Complot de l’art. Sens et Tonka. April 15, 1999.
  17. Jean Baudrillard. Le ludique et le policier. Sens & Tonka. March 2000.
  18. Jean Baudrillard. Cool Memories, IV. Galilée. 2000.
  19. Jean Baudrillard. Les mots de passe. Pauvert. May 2000.
  20. Jean Baudrillard. L’Échange impossible. Galilée. September 1999.
  21. Jean Baudrillard. Sur la photographie. Sens & Tonka. August 1999.
  22. Jean Baudrillard, Luc Delahaye (Photographs). L’Autre. Phaidon Press Inc. July 1999.
  23. Jean Baudrillard, Jean Novel. Les objets singuliers. Y-a-t-il une vérité de l’architecture? Essais-Calmann-Lévy. December 1999.Jean Baudrillard,Jean Baudrillard. À l’ombre du millénaire ou Le suspens de l’an 2000. Sens & Tonka. 1998.
  24. Jean Baudrillard. De l’exorcisme en politique… ou la conjuration des imbéciles. Morsure, 6. Sens & Tonka. 1998.
  25. Jean Baudrillard. Car l’illusion ne s’oppose pas à la réalité. Descartes & Cie. 1998.
  26. Jean Baudrillard. Le Complot de l’art. Sens et Tonka. 1997.
  27. Jean Baudrillard. Le complot de l’art / Illusion, désillusion, esthétiques / Entrevues à propos du ’Complot de l’art’. in box set with Jean-Paul Curnier’s L’art ultimo: la democratie prouvée par l’absurde. Sens & Tonka. 1997.
  28. Jean Baudrillard. Écran total. Galilée. Collection L’espace critique. 1997.
  29. Jean Baudrillard. Illusion, désillusion esthétiques. Morsure. Sens & Tonka. 1997.
  30. Jean Baudrillard. Le Paroxyste indifférent: Entretiens avec Philippe Petit. Grasset. 1997.
  31. Jean Baudrillard et al. Les Sciences de la prévision. Collection Points/Sciences. Seuil, France Culture. 1996.
  32. Jean Baudrillard. Le Crime parfait. Galilée. L’Espace critique. 1995.
  33. Jean Baudrillard. Fragments, Cool Memoires III, 1990–1995. Incises. Galilée. 1995.
  34. Jean Baudrillard. The Art of Disappearance. Institute of Modern Art. Brisbane, 1994.
  35. Jean Baudrillard, Marc Guillaume. Figures d’altérité. Descartes. 1994.
  36. Jean Baudrillard, Michel Dion (Editor). Madonna, erotisme et pouvoir. Collection "Le sens de l’histoire". Editions Kime. 1994.
  37. Jean Baudrillard. La Pensée radicale. Morsure. Sens & Tonka. 1994.
  38. Jean Baudrillard. Cool memories, I et II, 1980–1990. Librarie Générale Française. 1993.
  39. Jean Baudrillard. L’Illusion de la fin ou La grève des événements. Galilée. 1992.
  40. Jean Baudrillard. Det singulaeres politik: om og af Jean Baudrillard. Det Kongelige danske Kunstakademi. 1992.
  41. Jean Baudrillard. Citoyenneté et urbanité. Le Seuil. 1991.
  42. Jean Baudrillard. La Guerre du Golfe n’a pas eu lieu. Galilée. 1991.
  43. Jean Baudrillard. Cool Memories II, 1987–1990. Galilée. 1990.
  44. Jean Baudrillard. Transparence du kitsch. L’Autre musée. 1990.
  45. Jean Baudrillard. La transparence du mal: essai sur les phénomènes extrêmes. Galilée. 1990.
  46. Jean Baudrillard. Paradoxe Kommunikation. Vortrag im Kuntsmuseum Bern. February 1989.
  47. Jean Baudrillard. Spécial Andy Warhol. Art Studio 8. 1988.
  48. Jean Baudrillard. L’Autre par lui-même, habilitation. Galilée. 1987.
  49. Jean Baudrillard. Cool Memories, 1980–1985. Collection Débats. Galilée. 1987.
  50. Jean Baudrillard. Xerox & Infinity. Touchepas/Agitac. 1988.
  51. Jean Baudrillard. The Evil Demon of Images. Left Bank Books. 1987.
  52. Jean Baudrillard. Amérique. Grasset. February 19, 1986.
  53. Peter Geble, Marianne Karbe (Translator). Das Jahr 2000 findet nicht statt. Merve. 1990.
  54. Jean Baudrillard. La Gauche divine: chronique des années 1977–1984.
  55. Jean Baudrillard. Les Stratégies fatales. Grasset. — Paris, 1983.
  56. Jean Baudrillard. Simulacres et Simulation. Collection Débats. Galilée. 1981.
  57. Jean Baudrillard. De la Séduction. Galilée. 1979. Reprint: Gallimard. 1990.
  58. Jean Baudrillard. L’Ange de stuc: poèmes. Écritures/figures. Galilée. March 31, 1978.
  59. Jean Baudrillard. Le PC ou les paradis artificiels du politique. Cahiers d’Utopie. 1978.
  60. Jean Baudrillard. A l’ombre des majorités silencieuses ou la fin du social. 1978.
  61. Jean Baudrillard. L’Effet Beaubourg: implosion et dissuasion. Galilée. 1977.
  62. Jean Baudrillard. Oublier Foucault. Galilée. 1977.
  63. Jean Baudrillard. Le trompe-l’oeil. Università di Urbi№ 1977. Language French.
  64. Jean Baudrillard. L’Échange symbolique et la mort. Gallimard. 1976.
  65. Jean Baudrillard. Le Miroir de la production ou l’illusion critique du matérialisme historique. Collection Mutations-Orientations, 27. Casterman. 1973.
  66. Jean Baudrillard. Pour une Critique de l’économie politique du signe. Collection Les Essais, 168. Gallimard. 1972.
  67. Jean Baudrillard. La Société de Consommation: ses mythes et ses structures. Collection 1970.
  68. Jean Baudrillard (Editor), René Burri (Photography). Les Allemands. Delpire. 1963.
  69. Jean Baudrillard, Henri Lefebvre (Advisor). Le Système des Objets. 1960.
  70. Jean Baudrillard, et al (Translator), Friedrich Engels. Le Rôle de la violence dans l’histoire; Violence et économie dans l’établissment du nouvel Empire allemand. Editions Sociales. — Paris, 1969.
  71. Jean Baudrillard (Translator), Peter Weiss. Chant du fantoche lusitanien. Seuil. 1968.
  72. Jean Baudrillard (Translator), Peter Weiss. Discours sur la genèse et le déroulement de la très longue guerre de libération du Vietnam: illustrant la necessité de la lutte armée des opprimés contre leurs oppresseurs ainsi que la volonté des États-Unis d’Amérique d’anéantir les fondements de la révolution. Seuil. 1968.
  73. Jean Baudrillard, Gilbert Badia (Introduction, Annotations) et al (Translator) and Karl Marx and Friedrich Engels L’Idéologie allemande, critique de la philosophie allemande la plus récente dans la personne de ses représentants Feuerbach, R. Bauer et Stirner, et du socialisme dans celle de ses différents prophètes. Editions Sociales. — Paris, 1968.
  74. Jean Baudrillard (Translator), Wilhelm E. Mühlmann. Messianismes révolutionnaires du tiers-monde. Gallimard. 1968.
  75. Jean Baudrillard (Translator), Peter Weiss. L’Instruction: oratorio en onze chants. Seuil. 1966.
  76. Jean Baudrillard (Translator), Peter Weiss. La Persécution et l’assassinat de Jean-Paul Marat: représentes par le groupe théâtral de L’hospice de Charenton sous la direction de Monsieur de Sade: drame en deux actes. Éditions du Seuil. 1965.
  77. Jean Baudrillard, Gilbert Badia (Translator), Bertolt Brecht. Dialogues d’exiles. L’Arche. 1956.
Источник: Бодрийяр, Жан. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2010–2017 (последняя редакция: 21.10.2017). URL: http://gtmarket.ru/personnels/jean-baudrillard/info
Текст статьи: © А. В. Симонов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий.