Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2012 году

Смыслография Аналитическое агентство «Смыслография» (подразделение коммуникационной группы «АГТ») провело исследование присутствия регионов России в глобальном информационном поле по итогам 2012 года, результатом которого стал коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных средствах массовой информации. Анализ результатов рейтинга за 2012 год подтвердил выявленные ранее тенденции и обратил внимание на ряд новых аспектов освещения регионов за рубежом.

Первый коммуникационный рейтинг российских регионов по материалам зарубежных СМИ, проведённый в рамках совместного проекта агентства «Смыслография» и компании Dow Jones, выявил особенности восприятия ведущими англоязычными СМИ крупных информационных поводов. Разработанная специалистами агентства методика включает количественную и качественную проработку упоминаний субъектов Российской Федерации в ТОП–100 ведущих англоязычных СМИ, проанализированных с использованием информационно-аналитической службы Factiva (подразделение компании Dow Jones). Общий балл, присваиваемый каждому региону, учитывает оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций. Авторы проекта указывают, что подобная методология позволяет объективно отразить привлекательность субъектов Российской Федерации для ведущих зарубежных СМИ, а следовательно выявить и оценить тот образ российских регионов, который формируется за рубежом.

Из рейтинга была исключена Москва, являющаяся бесспорным лидером по упоминаемости в зарубежных СМИ. Данное решение обусловлено повышенным вниманием иностранных журналистов к Москве как дипломатическому центру, вовлечённому в широкую сеть международных связей. Столица страны выступает в зарубежных медиа как символ и синоним России в целом, а не в качестве одного из множества регионов, поэтому её сравнение с другими субъектами федерации было признано методологически некорректным.

Ведущая десятка коммуникационного рейтинга российских регионов по итогам 2012 года представлена в таблице ниже.

Место Регион Общий балл Изменение по сравнению с 2011 годом
1 Сахалинская область 155 + 3
2 Самарская область 149 + 3
3 Пермский край 148 -2
4 Нижегородская область 146 + 3
5 Томская область 143 -3
6 Приморский край 136 + 11
7 Калининградская область 134 + 6
8 Омская область 133 + 11
9 Республика Мордовия 132 + 20
10 Хабаровский край 128 + 5

Рейтинг за 2012 год продемонстрировал достаточно высокий уровень преемственности по сравнению с результатами 2011 года и стабильности позиций как в верхней, так и в нижней части полученного распределения регионов. Так, все 5 текущих регионов-лидеров входили в ТОП–10 рейтинга за 2011 год. То же самое верно и для субъектов федерации, замыкающих рейтинг: они находились на схожих местах и годом ранее.

Комментирует директор аналитического агентства «Смыслография» Ольга Васильева: Часть факторов, определивших итоги исследования 2011 года, сохранили влияние и на результаты 2012 года. Среди них — соревнования по футболу и, в меньшей степени, по другим видам спорта, проводимые или планируемые к проведению в России, а также деятельность крупнейших российских компаний-экспортеров сырья, прежде всего, газовых и нефтяных. Продолжают иметь значение поездки по стране первых лиц государства, мероприятия с их участием, а также международные форумы и саммиты, привлекающие широкий круг статусных гостей из-за рубежа. При этом драйверами интереса зарубежных медиа к российским регионам в 2012 году стали и новые события, например, восстановление выборности глав региональных администраций и прошедшие в ряде субъектов федерации выборы губернаторов, мэров и законодательных собраний».

Активность нефтяных компаний стала одним из драйверов интереса зарубежных медиа к Самарской области — из-за соглашения между Роснефтью и Gunvor об экспортных поставках продукции с местных НПЗ. Однако данный фактор дополняется рядом других тем, не имеющих отношения к сырьевым компаниям. Иная ситуация в Магаданской области, где повестка, связанная с добычей полезных ископаемых, является полностью доминирующей: иностранные СМИ упоминают регион исключительно в контексте активности «Роснефти» вокруг освоения участков шельфа в Охотском море и деятельности «Полюс Золота» по разработке Наталкинского месторождения на территории области. Сахалинская область также преимущественно упоминается в связи с нефтегазовыми проектами Сахалин–1 и Сахалин–2.

Аналогичная ситуация имеет место со спортивным контекстом присутствия регионов в зарубежном информационном поле. К примеру, для Нижегородской области значимым оказался фактор футбольного клуба «Волга», который регулярно попадал на страницы иностранных СМИ благодаря участию в российской премьер-лиге. Но помимо этого на протяжении 2012 года Нижегородская область фигурировала в зарубежных медиа в связи с целым рядом других сюжетов. Аналогичная ситуация складывается в Пермской области. Совокупность футбольной повестки (благодаря участию ФК «Амкар» в российской премьер-лиге) и деятельности российских компаний международного уровня, в частности, «ЛУКойла» (за счёт принадлежащего компании НПЗ), Уралкалия и Еврохима, имеющих в крае производственные мощности, а также ситуационные темы (например, развитие авиасообщения между Чехией и Пермью) обуславливают лидирующие позиции региона в рейтинге.

Дополнительно о футболе можно сказать, что он начинает служить драйвером роста рейтинговых очков для регионов, которые примут у себя часть соревнований чемпионата мира по футболу 2018 года. Примером такой территории может служить Калининградская область. Однако околофутбольная публичная активность может иметь и негативную окраску, что сказывается на итоговом рейтинговом результате, повышая удельный вес публикаций с неблагоприятными оценками. Так, болельщики санкт-петербургского ФК «Зенит» приобрели ярлык «самых расистски настроенных» фанатов Европы. Эта оценка стала одной из причин снижения рейтинга Санкт-Петербурга.

Комментирует Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий агентства АГТ: «Усиление присутствия в верхних строчках рейтинга дальневосточных регионов до определённой степени можно считать следствием федеральной политики по внесению развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в круг наиболее важных государственных приоритетов. Вместе с тем здесь можно усмотреть и влияние отдельных трансрегиональных проектов. Например, магистральный трубопровод «Газпрома» «Якутия-Хабаровск-Владивосток» оказал положительное воздействие на позиции сразу трех территорий».

Региональные избирательные кампании стали фактором роста упоминаемости Сахалинской, Омской, Белгородской областях, а также ряда других территорий. В целом, однако, внутриполитические процессы в субъектах федерации как поводы для внимания зарубежных СМИ имеют подчинённый характер по сравнению с деловыми и спортивными мероприятиями. Некоторые события с политической окраской и вовсе оказывали негативное воздействие на рейтинговые позиции отдельных регионов.

2012 год в России ознаменовался одним из самых громких скандалов, приобретших международный масштаб, — акцией панк-группы Pussy Riot и последовавшим за ней судебным процессом. Данный сюжет оказал воздействие на рейтинговые позиции двух регионов, Мордовии и Пермского края, где отбывают заключение две приговорённые участницы группы — Надежда Толоконникова и Мария Алехина. Особенно сильным этот эффект оказался для Мордовии, упоминания которой в зарубежных медиа в результате выросли более чем на порядок.

Негативная динамика в рейтинге связана по большей части с теми или иными стихийными бедствиями или техногенными авариями, случившимися в субъектах Федерации в 2012 году. Так, одной из причин ухудшения рейтингового результата Красноярского края стали лесные пожары — бич многочисленных российских регионов — которые в прошлом году охватили часть его территории. Снижение позиций Краснодарского края обусловлено катастрофическим наводнением в Крымске, повлекшим многочисленные человеческие жертвы и обратившим на себя пристальное внимание зарубежных медиа. Следует также отметить, что в 2012 году Олимпиада в России продолжает восприниматься зарубежными СМИ в связке с городом Сочи, а не Краснодарским краем.

Источник: Аналитическое агентство «Смыслография» представило коммуникационный рейтинг регионов России в зарубежных СМИ в 2012 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 09.07.2013. 06:50. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/07/09/6100
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости