Представленный в этой публикации манифест «Медленные медиа» (The Slow Media Manifesto) написали трое исследователей из Германии — Бенедикт Келер (Benedikt Köhler), Сабрия Дэвид (Sabria David) и Йорг Блумтритт (Jörg Blumtritt). Документ впервые был опубликован в одноимённом блоге (Slow Media) в январе 2010 года и широко обсуждался в западных средствах массовой информации. Авторы манифеста предлагают концепцию «медленного», то есть осмысленного, неторопливого и вдумчивого потребления медиа в противовес «быстрому» и во многом пассивному потреблению медиа, которое отождествляется ими с информационным фастфудом. |
|
В первом десятилетии XXI века кардинально изменились технологические основы медийного ландшафта. Ключевыми словами, которые описывают эти перемены, стали «Сети», «Интернет» и «Социальные медиа». Во втором десятилетии люди не будут изобретать новые технологии, позволяющие создавать контент более простым, быстрым и дешёвым способом. В этот период сущность произошедшей медиареволюции будет осмыслена и интегрирована в политическую, культурную и социальную жизнь. Концепция «медленных медиа» (Slow Media), имеющая много общего со «слоуфудом» («медленной едой», Slow Food, то есть противоположностью фастфуда) и ничего общего — с «замедлением» (Slow Down), является ключевым моментом в вышеозначенных процессах. Как и «слоуфуд», «медленные медиа» предполагают не быстрое потребление продукта (в данном случае информационного), а вдумчивый подбор ингредиентов и тщательное приготовление. «Медленные медиа» дружелюбны и гостеприимны. Они любят обмениваться контентом. 1«Медленные медиа» делают вклад в устойчивое развитие. Устойчивость связана с используемым сырьём, технологическим процессом и условиями труда, которые являются основой производства медийной продукции. Эксплуатация и низкая заработная плата так же, как и ненадлежащая коммерциализация пользовательской информации, не приведёт к созданию устойчивых медиа. 2«Медленные медиа» пропагандируют сосредоточение на одной задаче. Их нельзя потреблять невнимательно, поверхностно, напротив, они требуют полного сосредоточения от своих пользователей. Как и употребление вкусной пищи, которая предполагает напряжение всех органов чувств и повара, и его гостей, так и «медленные медиа» могут с удовольствием восприниматься только при условии целенаправленного внимания читателей. 3«Медленные медиа» стремятся к совершенству. Они не обязательно олицетворяют собой новейшие достижения рынка. Гораздо важнее то, что они постоянно совершенствуют пользовательские интерфейсы, которые по функционалу и удобству наилучшим образом соответствуют привычкам людей в сфере потребления СМИ. 4«Медленные медиа» делают качество осязаемым. Они стремятся к тому, чтобы производство, дизайн и контент отвечали самым высоким стандартам качества и выделяли их на фоне более быстрых конкурентов — премиальным интерфейсом или высокоэстетическим дизайном. 5«Медленные медиа» продвигают «просьюмеров», людей, которые активно выбирают, что и как они хотят потреблять и создавать. Медиа вдохновляют просьюмеров развивать новые идеи и предпринимать активные действия, вытесняя пассивных потребителей с медийного поля. 6«Медленные медиа» любят дискурс и диалог. Они тянутся к своим конкурентам, с которыми могут вступить в диалог. Уметь слушать так же важно, как и умение говорить. «Медленный» в данном контексте означает «вдумчивый», охотно идущий навстречу, относящийся с уважением и умеющий принять чужую точку зрения. 7«Медленные медиа» — это социальные медиа. Вокруг «медленных медиа» формируются сообщества. Авторы обсуждают с аудиторией животрепещущие темы, и именно поэтому такие СМИ пропагандируют разнообразие точек зрения. 8«Медленные медиа» уважают своих читателей, взаимодействуя с ними слегка застенчиво и дружелюбно и с пониманием относясь к иронии, которую порой выказывают пользователи. «Медленные медиа» никогда не станут взаимодействовать с читателями в манере, не требующей возражений. 9«Медленные медиа» распространяются через систему рекомендаций, а не через рекламу: их успех никогда не базируется на рекламном давлении по всем медийным каналам, напротив, своим успехом они обязаны «сарафанному радио». 10«Медленные медиа» не устаревают. У них большая продолжительность жизни, и они выглядят свежо даже спустя десятилетия. Их качество не снижается в течение времени, а напротив, как дорогой коньяк, они только приобретают в цене. 11«Медленные медиа» излучают особую ауру. Они вызывают у пользователей ощущение принадлежности к особому моменту в их жизни. Несмотря на то что «медленные медиа» производятся индустриальными методами, они наводят на мысли о своей уникальности. 12«Медленные медиа» прогрессивны, а не реакционны. Они опираются на технологические достижения и сетевую структуру общества. На фоне ускорения многочисленных сфер жизни умышленная медлительность является ключом к выживанию. Однако «медленные медиа» не вступают в противоречие с высокой скоростью и одномоментностью Twitter, блогов и социальных сетей, а напротив, активно используют их преимущества. 13«Медленные медиа» фокусируются на качестве в вопросах производства и восприятия медийного контента. Высокое мастерство в таких общекультурных вопросах, как: что может послужить источником для критики, классификация и оценка источников информации, приобретает всё большую популярность по мере роста доступности информации. 14«Медленные медиа» требуют доверия, но нужно время, чтобы они это доверие заслужили. За «медленными медиа» стоят реальные люди, и вы можете почувствовать это. |
|