Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Рейтинг популярности российских печатных изданий по версии Ex Libris

Информация об исследовании и его результаты

Ex Libris
Title Popularity Ranking — рейтинг популярности российских печатных изданий, который выпускает российское агентство медийных исследований Ex Libris.
Насто­ящий доку­мент подго­товлен в соответ­ствии с инфор­мацией и данными, предостав­ленными агентством Ex Libris. Републи­ка­ция текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наиме­нова­ние: Рейтинг популярности российских печатных изданий
Направ­ление исследо­вания:
  1. Изучение медиа.
Отрасль исследо­вания: Средства массовой информации.
Дата исследо­вания: 2010 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (ежеквартально).
Органи­зация исследо­вания: Ex Libris.
Сайт исследо­вания: http://www.exlibris.ru/

Title Popularity Ranking — рейтинг популярности российских печатных средств массовой информации (СМИ). Основан на профессиональной методике рейтингования печатных изданий, оценивающей их популярность с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей. Разработан российским агентством медийных исследований Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication) и постоянно принимает участие в разработке новейших методик в области PR Evaluation. Выпускается на периодической основе, ежеквартально.

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям:

  1. Общественно-политические газеты.
  2. Деловые газеты.
  3. Общественно-политические журналы.
  4. Деловые журналы.
  5. Массовые газеты.

При расчете рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. При построении рейтинга учитываются следующие параметры:

  1. Аудиторный охват (показатель популярности у читателей).
  2. Стоимость полосы рекламного пространства (показатель популярности у рекламодателей).
  3. Цитируемость изданий в других СМИ (популярность и значимость издания в профессиональном сообществе).
  4. Цитируемость изданий в социальных медиа (показатель популярности и значимости среди социально активных слоёв общественности).

Перед началом работы над рейтингом экспертами агентства отбирается и верифицируется расширенный пул изданий, претендующих на попадание в рейтинг. Для расчёта аудиторного охвата (для печатных СМИ — средняя аудитория одного номера издания) используются данные TNS Gallup и Comcon, на регулярной основе проводящих исследования по изучению размера и структуры читательских аудиторий СМИ по всей России. Расчёт стоимости рекламного места производится на основе данных, полученных на вебсайтах изданий. При отсутствии такой информации в открытом доступе используется информация профильных компаний, занимающихся размещением рекламы в российских СМИ. Данные для СМИ, выходящих с различным размером полосы, приводятся к единому размеру площади рекламного места. Цитируемость изданий в традиционных медиа рассчитывается на основе базы публикаций СМИ агентства Ex Libris, включающей в себя более 3500 изданий. Рейтинг цитируемости изданий в социальных медиа готовится на основе данных системы «Яндекс.Блоги», насчитывающей более 15 000 000 источников.

При расчете цитируемости не учитываются публикации, содержащие:

  • самоцитирование (цитирование изданием себя);
  • цитирование издания в собственных региональных и тематических выпусках и приложениях;
  • информацию о судебных разбирательствах, вызванных цитируемыми материалами;
  • цитирование или ссылки на материалы, опубликованные до 1991 года.

С другой стороны, учитываются публикации, в которых:

  • цитируются тематические (но не региональные) приложения и выпуски изданий;
  • присутствуют ссылки на материалы, опубликованные на сайтах изданий;
  • публикации, написанные постоянным журналистом исследуемого издания в других изданиях, если это указано в публикации;
  • присутствует информация о получении авторами профессиональных премий и наград за материалы, опубликованные в исследуемом издании;
  • присутствуют ссылки на использование фотографий из исследуемого издания.

В итоговый рейтинг входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях. Для стандартизации данных в каждом из рейтингов, составляющих Title Popularity Ranking, они приводятся к шкале от 0 до 1. При этом, разработанными агентством алгоритмами нивелируется «эффект больших и малых чисел», основанный на том факте, что разница, например, в 10 тысяч человек для аудитории различных изданий более важна в случае показателей 20 тысяч для издания «А» и 30 тысяч для издания «Б», чем для 100 тысяч у издания «В» и 110 тысяч для издания «Г». Данная методика может применяться для изданий, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой.

Источник: Рейтинг популярности российских печатных изданий по версии Ex Libris. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 25.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/research/title-popularity-ranking/info
Публикации по теме
Новые исследования
Популярные исследования