Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовила обзор инновационной политики Российской Федерации. В документе содержится анализ инновационного развития страны и рекомендации российскому правительству по совершенствованию осуществляемой инновационной политики по различным стратегическим направлениям. Обзор инновационной политики Российской Федерации составлен совместно с Министерством образования и науки России и рассматривает эффективность российской инновационной системы, а также факторы, определяющие эту эффективность; особое внимание в нём уделяется роли государственной политики. Презентациия обзора состоится 6 июня 2011 года, а ниже представлены некоторые основные выводы, полученные в ходе работы над документом. Обзор подготовлен по специальному поручению Правительства Российской Федерации и стал результатом тесного сотрудничества Министерства образования и науки с Директоратом по науке, технологиям и промышленности и Комитетом по научно-технологической политике ОЭСР. Основным назначением документа является анализ текущего уровня национальной инновационной активности и определение мирового инвестиционного рейтинга России в сравнении с другими странами, для которых аналогичные обзоры по унифицированным методикам ОЭСР уже подготовлены. Методология проведения Обзора при сравнительном анализе эффективности инновационной деятельности позволяет учесть меры по реализации государственной политики и другие факторы, определяющие результативность национальной инновационной активности. Обзор основывается собственно на базовом докладе, представленном Министерству образования и науки, результатах исследовательских поездок представителей ОЭСР по российским регионам (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Республика Татарстан), а также на различных источниках открытой информации и статистических данных. Документ содержит также рекомендации экспертов ОЭСР по совершенствованию инновационной политики по стратегическим направлениям, среди которых кредитно-денежная политика, бюджетная политика, торговая политика, финансовая политика, социальная политика и здравоохранение, образование и наука, региональная промышленная политика, защита окружающей среды. Полный текст Обзора инновационной системы и инновационной политики Российской Федерации представлен в приложении, в формате PDF. ВведениеУже более десяти лет проблема диверсификации структуры российской экономики и снижения её зависимости от природных ресурсов стоит на повестке дня российской экономической политики. Даже в относительно благополучные предкризисные годы существовало широко распространённое понимание того, что экономический рост был обеспечен кратковременными факторами, и глобальный экономический кризис Новая публикация, «Обзор инновационной политики ОЭСР: Российская Федерация», использует в качестве основы российскую программу модернизации. В обзоре анализируются российская инновационная система и её определяющие факторы, в том числе имеющиеся в наличии ресурсы (в частности финансовые и кадровые), инновационные возможности предприятий, а также учреждения и стимулы, которые влияют на инновационную деятельность и поддерживают её. Таким образом, в документе представлены сильные и слабые стороны инновационной системы России. Особое внимание уделяется государственным инициативам, направленным на развитие сильных сторон и нивелирование или преодоление слабых. Сильные и слабые стороны российской инновационной системыС одной стороны, инновационная система России обладает такими важными преимуществами, как высокий общий уровень образования населения и устойчиво высокий уровень развития в нескольких областях науки и технологий. Последние политические инициативы по дальнейшему развитию этих ресурсов сами по себе являются признаком силы, поскольку свидетельствуют о серьёзности намерений правительства сделать инновации ключевым национальным приоритетом. С другой стороны, эффективность инновационной системы России подрывается несколькими факторами. Среди них — очень низкий уровень исследовательской и инновационной активности на предприятиях, плохие рамочные условия для инноваций (особенно недостаток конкуренции, слабые регламенты, коррупция и низкий уровень доверия) и неэффективная инфраструктура. Переход к ориентированной на предприятия инновационной системеВ выводах обзора говорится, что первостепенной целью российской инновационной политики должно стать смещение «центра тяжести» национальной инновационной системы от государственного сектора науки к ориентированным на производство предприятиям, как государственным, так и частным. Появлению ориентированной на предприятия инновационной системы препятствуют различные факторы, в том числе организационное отделение исследований и разработок от производства в промышленном секторе — наследие советской системы. Основное препятствие кроется в самих предприятиях — им не хватает потенциала для инновационной деятельности и освоения инноваций, их связи с государственными научными организациями и университетами недостаточно сильны, и, самое главное, лёгкий доступ к ресурсным рентам снижает стимул к инновационной деятельности. Всеобъемлющая и сбалансированная инновационная политикаЭти препятствия свидетельствуют о необходимости осуществлять всеобъемлющую инновационную политику, которая бы не ограничивалась государственной поддержкой научных исследований. Необходим общегосударственный подход к инновационной политике, который обеспечит более высокий уровень координации между различными министерствами и учреждениями. Государственная политика также должна быть сбалансированной в нескольких аспектах:
Действия ради переменУстанавливая баланс в инновационной политике, России необходимо создать уполномоченных носителей изменений. Федеральное правительство не может и не должно пытаться взять всю тяжесть груза на себя; вместо этого необходимо дать другим возможность проявить инициативу при помощи соответствующих стимулов. В некоторых случаях для этого потребуется значительное содействие накоплению потенциала, например, на региональном уровне, где у властей часто не хватает необходимых возможностей, чтобы разрабатывать и внедрять целенаправленную инновационную политику. Лицам, разрабатывающим политику, также необходимо иметь в виду альтернативные издержки, связанные с каким-либо вмешательством. Например, проект «Сколково» направлен на консолидацию усилий по привлечению крупных иностранных предприятий технического профиля и должен стать моделью для демонстраций и инкубатором для политических экспериментов. Однако не следует забывать, что он также является дорогостоящей инициативой, которая доминирует в инновационной полемике в России. Таким образом, «Сколково» может отвлечь внимание и ресурсы от столь необходимых реформ в других важных сферах. Российская инновационная политика также должна стремиться преследовать двойственные цели превосходства и соответствия. Слишком большой объём финансирования все ещё распределяется без соответствующей системы отчётности и оценки результатов, что приводит к излишним тратам. Необходимо использовать приоритизацию и селективность, чтобы сконцентрировать государственные ресурсы, выделяемые на исследования и разработки, в центрах, имеющих критическую массу передового опыта в исследованиях. Переходные меры и долгосрочные решенияВ последние годы были проведены некоторые полезные реформы, но многое ещё предстоит сделать. Преображение инновационной системы России не произойдёт в одночасье. Многим инициативам понадобится время, чтобы принести плоды, а дисбалансы переходного периода необходимо, где это возможно, компенсировать переходными мерами. В то же время переходные меры не должны откладывать в долгий ящик долгосрочные решения. Новая Стратегия инновационного развития России до 2020 года, подготовленная Министерством экономического развития, признает этот риск и предусматривает два этапа внедрения, чтобы избежать его. Это потребует принятия смелых решений, однако в случае их успеха Россия получит решающий козырь в освоении своего незаурядного инновационного потенциала. Презентациия доклада «Обзор инновационной политики Российской Федерации 2011»:Презентациия доклада «Обзор инновационной политики Российской Федерации 2011» состоится 6 июня 2011 года в Москве, в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Российской Академии наук. Главным вопросом обсуждения обзора станет постановка и пути решения актуальных задач развития российской инновационной системы и инновационной политики в рамках процесса интеграции Российской Федерации в мировое инновационное пространство. В презентации участвуют: Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, заместитель Генерального секретаря ОЭСР Ричард Баучер, представители администрации Президента Российской Федерации, Министерства экономического развития, Совета Федерации и Государственной Думы, Фонда «Сколково», представители ряда европейских посольств в России, представители исследовательских университетов, российские и международные эксперты и специалисты по инновационному развитию. Заявки на аккредитацию журналистов принимаются до 2 июня 2011 года, включительно. Контактное лицо: Головко Елена Алексеевна, телефон: +7 (495) 970-15-67, e-mail: egolovko@neweurasia.ru. Информация об Организации экономического сотрудничества и развития:Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) учреждена 30 сентября 1961 года в качестве наследницы Европейской организации экономического сотрудничества, которая была создана после Второй мировой войны для координации плана Маршалла по экономическому восстановлению послевоенной Европы. В настоящее время в организацию входят 30 наиболее развитых стран мира: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Южная Корея и Япония. Ещё 16 государств в разное время изъявили желание в неё вступить. ОЭСР является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. Они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику. Цель организации — способствовать развитию мировой экономики, расширению мировой торговли, а также экономическому развитию отдельных стран, входящих и не входящих в организацию. |
|
Файлы для загрузки: |
|
---|---|
PDF [7.6 Мб]
|
|
OECD Reviews of Innovation Policy Russia 2011 (RU) Part 2
PDF [4.3 Мб]
|
|
OECD Reviews of Innovation Policy Russia 2011 (RU) Part 3
PDF [6.2 Мб]
|
|
OECD Reviews of Innovation Policy Russia 2011 (EN)
PDF [6.5 Мб]
|
|