17 июля Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвящённого тому, как россияне относятся к частным предпринимателям, хотят ли сами попробовать себя в этой роли и в какой именно сфере, и стоит ли, по их мнению, открывать собственное дело в период экономического кризиса. Опрос проводился По данным ВЦИОМ, большинство россиян (79%) положительно относятся к предпринимателям: 41% — хорошо, 38% — скорее хорошо. Как правило, это те, у кого есть знакомые бизнесмены (86–91% против 66% среди респондентов, у кого нет в окружении предпринимателей), респонденты моложе 44 лет (86–91%) и обеспеченные люди (93%). Только 13% опрошенных не одобряют людей, занимающихся частным бизнесом (9% относятся к ним скорее плохо, 4% — плохо). Негативное отношение проявляют к предпринимателям, в основном те, кто с ними лично не знаком (23%) и малообеспеченные граждане (28% и 22% соответственно). «Предпринимательский дух» россиян во время кризиса несколько увял, пишут авторы исследования. По сравнению с прошлым годом больше стало тех, кто не проявляет желания к занятию предпринимательством (с 44% до 55%). Не хотят иметь собственное дело, как правило, те, у кого нет знакомых бизнесменов (76%) и респонденты, которые в принципе плохо к ним относятся (82%). Кроме того, 6% опрошенных раньше не хотели заниматься бизнесом, а теперь — хотят, а 13%, наоборот, уже не имеют такого желания. Меньше стало тех, кто и прежде, и сейчас хочет быть частным предпринимателем (с 26% до 19%). Наконец, только 5% сообщают о том, что уже имеют собственный бизнес. Наиболее частые причины нежелания заниматься бизнесом — отсутствие стартового капитала и несоответствие возраста, состояния здоровья (по 20%), 11% сообщают, что не имеют соответствующих качеств, а 9% — желания, 5% пугают ответственность и временные затраты. По 4% аргументируют своё нежелание отсутствием необходимых знаний и условий. По 3% сообщают, что их устраивает роль наёмного работника или же боятся неудач. Интересно, что экономического кризиса боятся лишь 2% опрошенных. В числе прочих причин — отсутствие опыта, изначально негативное отношение респондентов к этому занятию, бюрократические преграды (по 2%). Реже всего россияне ссылаются на коррупцию, отсутствие связей и оригинальной бизнес-идеи (по 1%). Затруднились с ответом на этот вопрос 21% респондентов. Те, готов испытать себя в роли предпринимателя, как правило, отдают предпочтение сфере торговли, в частности — открытию продовольственного магазина (22%). 8% хотели бы открыть своё дело в сфере бытовых услуг, 7% — в сельском хозяйстве, животноводстве или рыболовстве. По 5% занялись бы автомобильным, строительным бизнесом или же открыли бы своё дело в сфере общественного питания, а 4% отдают предпочтение производству. Менее популярны у россиян такие области, как медицина и косметология, туризм, грузоперевозки, информационные технологии и компьютеры (по 2%), образование (1%). Для 3% не принципиальна сфера бизнеса, главное — «работать на себя». Впрочем, в 26% случаев потенциальные предприниматели вообще не знают, в каком же именно виде бизнеса они хотели бы реализовать себя. Россияне думают, что кризис скорее плохое, нежели хорошее время для открытия собственного дела (66% против 16% соответственно). В том, что сейчас не стоит начинать бизнес, уверены, как правило, жители малых городов (73%) и респонденты со средней и низкой самооценкой материального положения (66–68%). Благоприятными же для предпринимательства считают нынешние условия, в основном, москвичи и петербуржцы, жители средних городов (по 22%) и материально обеспеченные россияне (30%).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||