Компания General Electric (GE) представила международное исследование в сфере инноваций «Глобальный инновационный барометр 2012» (Global Innovation Barometer 2012). Результаты исследования подтвердили уверенность топ-менеджеров компаний в том, что инновации являются основным двигателем экономического развития, конкурентоспособности и создания рабочих мест, а также опасения о том, что изменчивая ситуация в экономической и политической сферах может снизить способность компаний к целенаправленному внедрению инновационных решений. Глобальное исследование в сфере инноваций «Global Innovation Barometer» инициировано GE и проводится ежегодно. Нынешнее исследование проводилось среди 2 800 руководителей высшего звена крупнейших компаний мира в октябре-ноябре 2011 года. Все респонденты непосредственно задействованы в инновационных процессах внутри своих компаний, занимают должности вице-президентов и президентов. В этом году Россия впервые вошла в список участников, в составе которых 22 страны. Опросы проводились методом телефонных интервью исследовательской компанией StrategyOne в следующих странах: Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Канада, Китай, Мексика, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Франция, Швеция, Южная Африка, Южная Корея и Япония. Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятия. Полная версия доклада «Глобальный инновационный барометр 2012: Инновационный потенциал бизнеса в условиях неустойчивой глобальной экономики» представлена в приложении. Основные выводы исследования
Продолжительная нестабильность глобальной экономики оказала заметное влияние на способность компаний к нововведениям. Девять из десяти топ-менеджеров отмечают ухудшение ситуации с возможностью привлечения средств, а также более консервативный подход к принятию рисков. В частности, 88% опрошенных говорят о возросших сложностях в привлечении венчурного капитала, частных и государственных инвестиций, тогда как 77% отмечают снижение или переоценку готовности идти на риск. Большинство респондентов во Франции (89%), Великобритании (88%) и Германии (84%) указали на трудности к доступу капитала вследствие экономического кризиса, который коснулся всех 22 опрошенных в ходе исследования стран. Комментирует Бет Комсток, первый вице-президент и руководитель департамента по маркетингу GE: «Результаты исследования этого года являются естественным отражением текущей ситуации на мировом рынке — нестабильность экономики проверяет на прочность жизнеспособность инновационного подхода компаний. Мы рассматриваем эти выводы в Взаимосвязь инноваций и развитияРуководители компаний, принявшие участие в опросе, отмечают, что сегодня взаимосвязь между конкурентоспособностью и внедрением инноваций как никогда очевидна. Соотнося результаты опроса с внешнеэкономическими данными, исследование демонстрирует, что темпы экономического роста в странах, где инновационная политика ориентирована на конкурентоспособность, более высоки в отличие от стран, где вопросам конкурентоспособности придаётся меньшее значение. 92% руководителей отметили, что инновации — основная составляющая для увеличения конкурентоспособности национальной экономики, а 86% согласны с тем, что инновации — наиболее эффективный путь к созданию рабочих мест в странах, представителями которых они являются. Рынки, на которых бизнес существует в благоприятной для развития инноваций политической и социальной среде, показали более высокий темп роста ВВП (в среднем 5,19%), чем те рынки, где бизнес не получает достаточной поддержки или воспринимает политический курс как потенциальную угрозу (в среднем 2,32%). Топ-менеджеры компаний в Израиле, ОАЭ, Швеции и Сингапуре отметили наиболее высокую удовлетворённость инновационной средой, в то время как в Японии, России, Польше и Франции — наиболее низкий уровень удовлетворённости. Опрос показал, что внутренние инвестиции компаний в инновации, начиная с финансирования НИОКР и до разработки новых продуктов и бизнес-моделей, находятся под угрозой в тех странах, где деловое сообщество ощущает ухудшение и пассивность государственных программ в сфере развития инноваций. 71% менеджеров высшего звена подтвердили сокращение бюджетов в своих компаниях на НИОКР, отметив влияние неблагоприятных изменений во внешней политике или приоритетах распределения государственного бюджета в результате глобального финансового кризиса. В целом, наименьший уровень удовлетворённости (42%) у опрошенных компаний вызывает эффективность государственных программ поддержки инноваций. «Инвестирование в инновации, начиная с традиционных НИОКР до создания новых продуктов, рыночных и бизнес-моделей — решающий фактор в развитии глобальной конкурентоспособности», — отмечает Бет Комсток. — Сокращение инвестиций сегодня отразится на экономическом и социальном развитии на годы вперёд и может серьёзно снизить конкурентоспособность той или иной компании. И правительства, и компании должны вносить свой вклад в укрепление столь уязвимой инновационной экосистемы». Компании осваивают новый подход к инновациямНынешнее исследование подтверждает выводы предыдущего «Global Innovation Barometer» о том, что компании выходят за рамки традиционной, закрытой модели инновационности, работая в новой системе понятий и воззрений. Эта система позволяет развивать сотрудничество между несколькими партнёрами, использовать творческие ресурсы средних и малых предприятий и частных лиц и тем самым создавать решения, удовлетворяющие потребности локальных рынков. Бизнес-лидеры во всём мире считают, что самые значимые инновации в XXI веке будут нацелены не просто на получение прибыли, а на развитие общества и на то, чтобы отвечать общечеловеческим потребностям. 88% опрошенных руководителей согласились, что то, как компании будут использовать инновации в XXI веке, коренным образом отличается от того, как это было ранее. 77% руководителей подтверждают, что сегодня масштаб инновационности индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса может быть сравним с инновационностью крупных компаний. 73% согласны, что в качестве движущей силы развития инноваций будет преобладать креативность людей, нежели просто глубокие научные исследования. Вместе с тем, отмечается некоторое несоответствие между тем, как на данный момент оценивается важность такого фактора как партнёрство и тем, какое место этот фактор призван занимать в деятельности компаний в ближайшем будущем. Таким образом, возникает «парадокс партнёрства», при котором 86% руководителей во всём мире считают, что партнёрство — важный компонент новой модели инноваций, но лишь 21% полагают, что взаимодействие с партнёрами в ежедневной практике является наиболее важным приоритетом в обеспечении успешного внедрения инноваций. Различия инновационных моделей разных странНынешнее исследование демонстрирует, что инновации на глобальном уровне приобретают более открытую партнёрскую форму. В то же время инновационная деятельность на локальном уровне представляет собой совокупность возможностей и препятствий, которые не могут быть рассмотрены в общих чертах, а должны реализовываться с учётом специфики рынка. Помимо того, что среда развития инноваций в каждой стране имеет свои особенности, различается и восприятие сфер наиболее перспективного применения инноваций, а также — распределение усилий между заинтересованными игроками по их внедрению. «Создание условий, необходимых для достижения хороших результатов в области инноваций, требует правильного сочетания внутренних и внешних факторов, которые могут быть с лёгкостью адаптированы, чтобы отвечать конкретному рынку и потребностям клиентов, — говорит Бет Комсток. — Не может не радовать тот факт, что исследование этого года показывает готовность компаний, заинтересованных в росте конкурентоспособности, принять и внедрить современный подход к инновациям, который поможет достичь хорошей прибыли и принесёт желаемый результат». Европейский бизнес наиболее пессимистично оценивает текущую экономическую ситуацию с точки зрения внедрения инноваций. Уровень восприятия инновационности в странах Европы ниже среднего, за исключением Швеции, которая находится в этом рейтинге на третьем месте. В этой связи Польша, Франция и Великобритания занимают одни из пяти последних мест среди 22 опрошенных стран. Несмотря на то, что респонденты в странах Европы, включённые в опрос, довольно пессимистично оценили условия для развития инноваций, в целом, многие европейские страны воспринимаются как чемпионы по инновациям, в частности Германия, занимающая второе место в ТОП–30 стран и уступающая только США. Великобритания, Франция, Швеция входят в ТОП–10 стран вместе с Италией, Швейцарией, Финляндией, Норвегией, Нидерландами, Европой и Европейским Союзом в целом. Испания и Дания — в ТОП–30 инновационных чемпионов по всему миру. |
|
Файлы для загрузки: |
|
---|---|
PDF [505 Кб]
|
|