Сергей Николаевич Градировский — директор Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа, член Общественного совета Министерства здравоохранения и социального развития, руководитель Лаборатории управления социально-экономическими процессами Высшей школы экономики, член экспертного совета Объединённой комиссии Совета Федерации по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений, руководитель ряда исследовательских проектов в области общественной и культурной политики. Автор считает, что требования современной жизни диктуют необходимость технологизации не только производства, но и социальных процессов, требующих новой логики восприятия, новых подходов и методов. |
|
Жизнь — это движение. Конкурентоспособность нации определяется мобильностью её членов. Ключевой задачей социальных политик является стимулирование всех видов мобильности. Мобильности, приводящей к включению человека и социальных групп в деятельность, общество, культуру и политику. Первая задача обеспечивает занятость, вторая — социальную связанность, третья — культурную однородность, четвёртая — ответственность за совместное будущее. Здесь под социальными политиками 1 мы будем понимать все виды и типы миграции, натурализации, воспроизводства населения, образования и воспитания, практические действия в сфере преодоления бедности и функциональной безграмотности, здравоохранения и народосбережения, иждивения и реабилитации, рекреации и аккультурации 2. 1. Что такое социальные политики и почему ими необходимо заниматься?Ответ 1: Конъюнктурный (из текущей политики)Невыполнение обязательств, заключённых в социальных политиках, расценивается российским обществом как нарушение «общественного договора». Напротив, поддержание неформально выработанных условий общественного договора обеспечивает легитимность существующего политического режима в глазах патерналистски настроенных граждан России, каковых в стране по-прежнему большинство. Следовательно, социальные политики являются механизмом сохранения/разрушения легитимности властей. В такой ситуации данный класс политик сводится к балансу между эффективностью и традиционализмом. Людей в большинстве своём устраивает сложившаяся ситуация. Проводимые же реформы, в частности, монетизация в целях повышения финансовой эффективности бюджетной системы, выводят социальную систему из равновесия. Но в связи с тем, что обязательства перебраны (выполнить все розданные обещания и закреплённые обязательства, набранные в патерналистской культуре взаимоотношений между властями и народонаселением, просто невозможно), проведение реформ — мера вынужденная и, по сути, неизбежная. В результате решение складывается в культуре компромисса: желание повысить управляемость и предсказуемость системы корректируется рисками всплесков общественного недовольства. Ответ 2: ГеополитическийПриродно-географические особенности и геополитическое положение — размер и неоднородность территории, протяжённость государственных границ и низкая плотность населения — делают Россию уязвимой для внешних угроз. Сегодня к востоку от Уральских гор, в азиатской части России, проживает 39 миллионов человек. Плотность населения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке составляет менее 1 человек на кв. км. Так, в южных, наиболее плотно заселённых районах Дальнего Востока сегодня проживает всего 4,5 миллиона человек, а за последние 15 лет численность населения российского Дальнего Востока сократилась на 16 процентов — с 7,9 до 6,7 миллионов человек (при этом в сопредельных районах китайской Маньчжурии численность населения составляет более 150 миллионов человек и неуклонно растёт). Есть основания полагать, что снижение численности населения страны в полтора раза, депопуляция и без того слабозаселённых просторов Сибири и Дальнего Востока приведут к разрастанию зон антропопустыни, которая из всех видов ландшафтов, созданных человеком, есть самый противоречивый. Но эта «пустыня» вряд ли будет пустовать 3. К югу от российских границ располагается огромный резервуар бедного, быстро растущего населения, а также динамично развивающиеся соседи, которые явно не будут испытывать чувства вины, если Россия уступит им часть своей территории и предоставит неограниченный доступ к природным ресурсам. Поэтому, с точки зрения обороноспособности и ценностей традиционного геополитического подхода, страна нуждается в населении, численность которого должна позволять осуществлять воинский набор для охраны самой протяжённой в мире государственной границы. Численность населения в геополитически важных частях страны должна быть сопоставима с численностью населения прилегающих территорий вероятностного противника (даже если этот расчёт производить с учётом военного, командно-управленческого, инфраструктурного потенциала сторон). Следовательно, социальные политики должны выполнить задачу наращивания численности населения и воспитания оного в духе патриотизма. Такова геополитическая логика. Ответ 3: ГеоэкономическийСоциальные политики обеспечивают конкурентоспособность ключевого фактора производства и потребления — человека. В мире развитых стран и постиндустриального перехода определяющими становятся такие неуловимые понятия как доверие, социальная связность, креативный класс, гражданские свободы. Человеческий и социальный капитал без преувеличения становится самым сложным по накоплению и сохранению и потому самым дорогим типом капитала в мире глобальной геоэкономической конкуренции. Власти России это уже ощутили — когда сняты финансовые проблемы государства, ясны механизмы капитализации активов российских компаний на глобальных рынках, понятны способы выстраивания систем безопасности, и абсолютно не ясны управленческие перспективы по модернизации социальной сферы и антропологического фактора. Россия в Ответ 4: ГеокультурныйНа протяжении второй половины тысячелетней истории Российского государства шёл процесс собирания народов и земель. Задача сохранения земель — «ни пяди не отдадим» — в правительственной повестке всегда оставалась актуальной. Задачей сохранения народа, как правило, пренебрегали. Все доставалось высокой ценой — и новый город на Неве, и Берлин 1945 года, и коллективизация, и индустриализация (когда карта ГУЛАГа совпадала с индустриальной картой СССР), и новые транспортные сети (сибирские тракты, каналы, железные дороги). Произошедший демографический переход превратил историческую стратегию российского правительства и военного ведомства — «чего людишек-то жалеть, бабы ещё нарожают» — в опасный рудимент. Образующиеся в результате управленческих ошибок демографические «дыры» уже не заткнуть за счёт репродуктивного поведения населения. Поэтому культурная революция, переворачивающая отношение к сохранности народа, неизбежна. Что всё это означает? Необходимо изменить отношение российского человека к собственной жизни. Тотально изменить отношение к человеку: провести подлинную гуманизацию всех сфер жизнедеятельности — армии, систем наказания, взаимоотношения населения с властями, воспитания, образования и репродуктивного поведения. А это означает так реорганизовать повседневное социальное пространство, чтобы страна стала привлекательной для жизни — как собственного народа, так и окружающих Россию народов. Это означает продолжить собирание народов — но уже без собирания земель 4. Это означает сохранить доставшиеся нынешнему поколению биоресурсы и освоить их, направив прибыток, сгенерированный удачной мировой сырьевой конъюнктурой, на изменение качества жизни в стране, на преобразование экономической мощи в качество повседневной жизни. В каком бы языке ни формулировала власть ответ на вопрос, уйти от модернизации сферы управления социальными политиками ей не удастся. Следовательно, возникает вопрос второй: Что значит заняться социальными политиками? 2. Что значит заняться социальными политиками?По разумению автора статьи, необходимо обсуждать два ключевых требования к существующим социальным политикам — их гуманизацию и технологизацию. Требование гуманизации возникает из описанного выше государственного инстинкта, направленного на конвертирование человеческого и социального капитала в государственную мощь 5. Проблемой является не сама конвертация обозначенных капиталов, а её людоедские особенности, когда в результате конвертации происходит уничтожение носителей капитала или, в облегчённом варианте, резкая и очевидная декапитализация используемых государством социальных и антропологических ресурсов. Описываемая политика истощения человеческого ресурса напоминает аналогичные действия в области первоначального землепользования, которое единственно и возможно в ситуации огромных площадей пустующих земель при одновременной необходимости продвижения по территории с целью освоения незанятого пространства. Требование технологизации вытекает, в первую очередь, из низкой технологичности системы управления в области социогуманитарных политических практик. Несмотря на все успехи последних лет, и это во-вторых, по-прежнему недостаточно проработан и внедрён комплексный подход, что приводит к рассогласованию действий субъектов публичной политики. В результате мы не имеем возможности учёта последствий управленческой активности в иных (не затронутых описываемой политической практикой) сферах социально-экономической жизни общества. Всё сказанное приводит к чрезмерным расходам, низкой эффективности, высокой трудо- и капиталозатратности принимаемых управленческих решений и отсутствию гарантированных результатов управления. А ведь непредсказуемость управления особенно опасна в социальной сфере. Более того, такой тип управления социальной сферой откровенно непристоен. Сделаем вывод: социальные политики должны быть подвергнуты гуманитарной технологизации. Это означает разработку и применение двух подходов: инженерно-технологического и культурно-политического. Остановимся в данной статье на первом подходе, а значит, зададимся вопросом: Есть ли пределы технологизации?
3. Что же такое инженерно-технологический подход?Ниже перечислены требования к инженерно-технологическому подходу, которые являются «сухим остатком», полученным в результате развёрнутых Центром стратегических исследований ПФО работ в таких областях, как политика иммиграции и натурализации, трудовая миграция (со стороны стран-доноров миграции), профессиональное образование, учебная миграция и академическая мобильность.
4. Чего мы сегодня не можем из того, что необходимо уметь?Отсутствие отлаженных и действующих иммиграционно-натурализационных каналов приводит, с одной стороны, к формированию огромной доли нелегальной миграции в общей структуре миграционного потока; с другой — не позволяет планировать (даже прогнозировать) привлечение необходимых объёмов человеческого материала определённых характеристик (в частности, в целях преодоления структурного дефицита рынка труда). Иммиграционные каналы — сугубо инженерная конструкция. Технологии их проектирования и внедрения сейчас создаются. При всей очевидной выгоде для страны наращивания объёмов образовательной миграции на инфраструктурном и мотивационном уровнях такой готовности у ВУЗовской системы страны не имеется. Нет технологий проектирования кампусного пространства под задачу массовой социокультурной переработки иностранных студентов. Практически не используются выработанные в корпоративном секторе маркетинговые технологии, позволяющие расширять географию и наращивать цену образовательной услуги для иностранных студентов. Все это сдерживает капитализацию отечественного образования на международных рынках. В Российской Федерации откровенно слаба технологичность натурализационных процедур, а практика приобретения гражданства не поставлена в зависимость от характера формирования политической нации россиян. Аппарат правовых статусов и натурализационных траекторий, который начал прорисовывать российский законодатель, в институциональном слое практически не отражён, кадрового обеспечения не имеет, правоприменительную практику не меняет. Несмотря на всю очевидность пользы высокой академической мобильности, наша страна не в состоянии даже приблизиться к уже обычным для европейских стран показателям. В результате — слабая включённость нашей академической элиты, преподавательского состава и студенчества в мировые научные и образовательные сети. Необходимы не только политическая воля, но и технологические решения, способные обеспечить ежегодное удвоение объёмов академической мобильности. Отсутствуют технологии конвертации экономического роста в качество жизни. В результате не происходит капитализация мест, городов и регионов, как следствие — страны, что ослабляет местоположение России в ансамбле мировых держав. Власть, университеты, политические партии, профсоюзы, церковь не дерзают работать с чужеродным социальным капиталом, что проявляется в виде страха по отношению к «роевой» миграции и анклавному расселению (хотя в прошлом такие решения были найдены и весьма успешно эксплуатируемы; как пример — институт милетного права 6). Необходимо создать новые низкозатратные технологии массового включения внешнего социального капитала, аккумулируемого «роевой» миграцией, в состав страны. Существующая в стране система наказаний разрушительна, уничижительна и затратна. Она преследует, мстит и развращает, а не даёт новый шанс и оснащает средствами для социализации. Несмотря на то, что у нас имеются технологии восстановительного правосудия, способствующие сбережению человеческого и социального капитала в ситуации восстановления справедливости, оргпроект смены парадигмы правосудия — не разработан. Мы исторически освоили технологию контроля над человеческими массами посредством прикрепления человека к земле (крепостное право, институт прописки). Такой способ контроля уничтожает мобильность. Куда современней технология контроля через прикрепление к идентификационному номеру, открывающему, в том числе, доступ к социальным услугам государства, но справиться с инерцией правоохранительного мышления и сменить парадигму контроля не удаётся. Впрочем, автору статьи неизвестен ни один проект, нацеленный на выполнение задачи, поставленной именно таким образом. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|